Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей
Психология
Автор: Глотова Раиса Владимировна   
08.09.2015 21:14

Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детейКоррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей

Детский возраст — период в жизни, когда даже самые незначительные отрицательные переживания могут стать серьезным травмирующим фактором, и в ликвидации его возникают определенные сложности. В компенсации той или иной проблемы необходимо учитывать, что детская психика пластична и правильно подобранные упражнения, адекватное отношение окружающих к ситуации может помочь справиться с психологическим дискомфортом.

 

Арт-терапия, как средство решения психологических проблем стала актуальной во многих сферах жизни: в психологической практике, медицине, педагогике. Термин «арт-терапия» (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) впервые использовал Адриан Хилл в 1938 г. для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое сопровождение клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью лечения и реабилитации.

Основы для создания первых техник арт-терапевтической работы с детьми на Западе были заложены В. Ловенфельдом, E. Кейн. Классическими работами в области детской арт-терапии стали публикации Э. Крамер: «Арт-терапия в сообществе детей», «Арт-терапия с детьми» и «Детство и арт-терапия». Опираясь на психоаналитическое понимание процесса психического развития и творческой активности, Э. Крамер в значительной мере связывала ее терапевтические возможности с тем, что в процессе занятий ребенка рисованием происходит организация психических процессов и постепенный переход от относительно примитивных форм психической деятельности к более сложным и эффективным. Исследования О. Постальчук посвящены изучению психотерапевтической и коммуникативной роли манипуляций с изобразительными материалами в ходе арт-терапевтической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития.

В ряде исследований (К. Кейз, Т. Дэлли) отражена практика проведения разных вариантов групповой арт-терапии с детьми, включая работу в студийной группе, предполагающей значительную спонтанность поведения участников.

В отечественной психологии широкое распространение получили работы Л. Д. Лебедевой, А. И. Копытина, Е. Е. Свистовской и др. Л.Д. Лебедева видит специфичность арт-терапии в синхронном протекании процессов диагностики, самодиагностики и психотерапии. Иными словами, арт-терапевтические занятия не предполагают предварительной работы по тестированию или исследованию особенностей личности какими-либо специальными методами. Именно арт-терапевтический процесс создаёт уникальную возможность для одновременной диагностики и поддержки саморазвития человека.

В настоящее время методы арт-терапии применяются с детьми разных возрастов, имеющими различные эмоциональные и поведенческие недостатки, а также нарушения физического развития. В одних случаях работа с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и способствовать снятию эмоционального напряжения. В других – отреагировать травматичный опыт и достичь над ним контроль. Во время арт-терапевтических занятий психолог создает условия доверия и безопасности, развивает моторные и познавательные навыки, дает возможность испытать успех от творческой деятельности.

Несмотря на древние корни, как самостоятельное направление в лечебно-коррекционной и профилактической работе арт-терапия насчитывает всего несколько десятилетий. Условия для её развития стали появляться уже в конце XX века, вместе с интересом к детскому и примитивному искусству. Спонтанное выражение своих эмоций, искренность, не сдерживаемая рамками условности, само творчество, а не реальная оценка профессионализма художника аудиторией – вот что является важным и для искусства, и для арт-терапии.

Арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах. Детям крайне трудно вербализовать свои состояния и рефлексировать их, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют психологу работать с состоянием ребенка, минуя слова и сознание. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счёте, разрешаются. Арт-терапевт создаёт для ребёнка безопасную среду, которой могут являться кабинет или студия, и обеспечивает её различными изобразительными материалами, красками, глиной и т.д., находясь рядом с ним в процессе изобразительной работы. Дети могут использовать предоставляемые им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства. Арт-терапевт побуждает ребенка к взаимодействию с изобразительными материалами, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога.

Процесс арт-терапии предполагает следование следующим основополагающим принципам:

  • занятия арт-терапией подразумевают под собой использование ребенком разнообразных изобразительных материалов с целью выражения с их помощью содержания своего внутреннего мира;
  • работа ребёнка с изобразительными материалами протекает в присутствии специалиста, обладающего достаточным знанием природы художественного творчества и способного принимать психологическое содержание рисунков клиента и выступать в качестве посредника в «диалоге» клиента со своим рисунком;
  • работа ребёнка с изобразительными материалами протекает в определенных условиях, помогающих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному выражению содержания своего внутреннего мира;
  • арт-терапевтическая деятельность предполагает использование терапевтом определенных приемов, помогающих ребёнку осознать отраженные в его рисунке содержания его внутреннего мира.

Посредством чего достигается положительный эффект арт-терапии? Первым фактором является сам процесс арт-терапии. Художественная экспрессия – выражение чувств, потребностей, мыслей ребенка через его работу с различными изобразительными материалами. Положительный эффект ар-терапии достигается за счёт «исцеляющих» возможностей процесса художественного творчества, дающего возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и миром реальности. Оно включает в себя элементы того и другого. Чувства и мысли, которые пытается выразить ребёнок, требуют символических средств коммуникации, ибо непосредственное их выражение будет слишком болезненным.

Вторым фактором являются отношения ребёнка с арт-терапевтом. Арт-терапевт во время занятий предстаёт перед ребёнком как значимый взрослый, с которым последний начинает выстраивать отношения согласно своей привычной схеме – то есть так, как он обычно привык строить отношения со взрослыми. Это позволяет терапевту увидеть и откорректировать проблемные моменты.

Занятия арт-терапии, помимо диагностического и исцеляющего эффектов, несут в себе обучающий. По мере того, как ребёнок передаёт свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, он очень часто становится способным описать его. Выражая содержание собственного внутреннего мира, он постепенно двигается к его осознанию. Арт-терапия дает возможность ребенку одновременно выступать в качестве «свидетеля» и «непосредственного участника» изобразительного процесса и проводить самосознание своего травматического опыта, переводя информацию из эмоционального на сознательный и интеллектуальный уровень.

Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами можно выделить наиболее значимые. Арт-терапия:

  • Даёт социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (способ выпустить "пар" и разрядить напряжение).
  • Позволяет получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
  • Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыты, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.
  • Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.
  • Развивает художественные способности и повышает самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
  • Облегчает процесс терапии. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.

Использование элементов арт-терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься. Арт-терапевтический метод позволяет психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к клиенту и групповую форму работы. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, арт-терапия позволяет объединить клиентов в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды терапии: изотерапию (рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве); библиотерапию (литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений); музыкотерапию, сказкотерапию, телесно-двигательную, танцевальную и др. В работе с детьми важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Применение арт-терапевтических методов, в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности.

При организации арт-терапевтических занятий нужно иметь в виду, что изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует определенные виды активности ребенка. Специально подбирая изобразительные материалы к каждому занятию с учетом поставленных коррекционных задач и индивидуально-психологических особенностей участников, мы можем в определенной мере управлять активностью ребенка. Например, при работе с гиперактивными, расторможенными, проявляющими агрессивность в поведении детьми, не рекомендуетсяя использовать такие материалы, как краски, глину, пластилин, т.е. материалы, стимулирующие неструктурированную активность ребенка (разбрызгивание, разбрасывание, размазывание и пр.), легко переходящую в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные материалы, требующие от ребенка организации и управления своей деятельностью, тонкой сенсомоторной координации и контроля за выполнением деяствия. Вместе с тем нужно прогнозировать, что карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага будет рваться и т.д. Поэтому для таких детей необходимо предусмотреть специальные игры и упражнения, позволяющие в активной действенной форме осуществить эмоциональное отреагирование и снять излишнюю напряженность.

Достоинство метода рисования заключается не только в том, что он позволяет максимально выразить себя и отыграть психотравмирующие ситуации, но и в том, что требует согласованного участия многих психических функций: мышления, памяти, воображения, зрительно-моторной координации, оно способствует восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы.

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ

Техника «Волшебное искусство» (Руби Уолкер)

Показания и рекомендации к применению: арт-терапевтические возможности данной техники связаны со свободой выбора цвета, способов изображения и вербального описания. Неусидчивым детям нравится эта свобода. Успех в создании рисунка может очень много значить для детей со сниженной самооценкой.

Материалы: бумага разных оттенков и набор красок в баночках с небольшими отверстиями.

Описание техники: при использовании техники «Волшебное искусство» ребенок выбирает бумагу и краску любого цвета и, после создания рисунка, поясняет, что на нем изображено, и какие чувства с этим связаны. Психологическая оценка основана на анализе цветовых предпочтений, характеров изображенных персонажей или объектов, а также эмоциональных реакций ребенка либо на весь рисунок, либо на отдельные его элементы.

Инструкция для ребенка: «Мы создадим с тобой волшебную картинку. Не беря кисточку и пользуясь лишь баночками с красками, сделай пятно, проведи линию или нарисуй все, что тебе хочется».

Приступая к работе, необходимо позаботиться о том, чтобы было чем вовремя стереть случайно брызнувшую краску, когда ребенок затем согнет лист, — это надо сделать после того, как на бумаге будет что-то нарисовано.

Психолог: «Волшебная картинка, ну-ка покажи нам, что, — называется имя ребенка, — сегодня нарисовал!» После чего, взяв концы сложенного листа, ребенок разворачивает его. Затем ребенка просят рассказать о том, что он видит на рисунке.

Техника «До и после» (Донна Кангелози)

Показания и рекомендации к применению: техника «До и после» дает ребенку возможность глубоко разобраться в том, что с ним произошло, выразить горечь утраты и осмыслить реально существующие обстоятельства. Она может применяться и в качестве вспомогательного инструмента при обсуждении восприятия ребенком произошедших изменений, утраты родителей и его реакции на ситуацию.

Материалы: бумага, карандаши, мелки или маркеры. При работе с неусидчивыми детьми рекомендуется пользоваться бумагой меньшего формата (стандартный А4), что способствует концентрации внимания и снижает их импульсивность. Напротив, если ребенок слишком скован или переживает депрессию, лучше предложить ему большой лист бумаги: это сделает его более спонтанным.

Инструкция для психолога: Попросите ребенка нарисовать две картинки: одна должна изображать его семью до драматического события, другая — после (т. е. в настоящий момент). С целью психологической оценки и последующей психотерапевтической работы обратите внимание на то, кто из членов семьи включен в рисунок и кого нет, а также на местоположение персонажей на рисунке.

Рисование с помощью клубка (Норма Лебен)

Показания и рекомендации к применению: техника может быть использована в работе с гиперактивными, легко отвлекаемыми, импульсивными, агрессивными, а также замкнутыми детьми, как индивидуально, так и в группах. Эта игра развивает творческие способности и повышает самооценку. Наблюдая за разматыванием клубка, ребенок «рисует» его нитью.

Материалы: клубок ниток или веревки любого цвета и толщины.

Инструкция для психолога: Разматывая нить, психолог показывает детям, каким образом, создавая на полу или столе определенные фигуры, можно с ее помощью «рисовать». Затем он передает клубок одному из детей и просит его продолжить «рисование». Ребенок, создав свою часть изображения, передает клубок следующему. После того как все дети «порисовали», психолог обсуждает с ними то, что получилось.

Обсуждение включает в себя некоторые вопросы, например, кто что видит. Ответы каждого должны сопровождаться теми или иными вербальными или невербальными знаками одобрения.

«Чудо-кактус» (Сучкова Н.О.)

Техника направлена на проработку психологических проблем у агрессивных детей. За счет работы с пластилином, сложного для ребенка процесса разминания блоков происходит переход внутреннего напряжения в материал. Получившийся кактус является контейнером эмоций ребенка. Колючки служат символом агрессивных реакций ребенка на окружающий мир, а момент прикрепления к этим колючкам цветов может нести в себе коррекционное действие.

Для работы необходимы: терапевтическая сказка «Чудо-кактус» пластилин, зубочистки, шаблоны цветов из разноцветной бумаги.

В начале, ребенку читается сказка.

Терапевтическая сказка «Чудо-кактус»

На золотых песчаных просторах жил сердитый кактус. Он был таким мрачным и колючим, что вокруг него образовалось огромная невидимая преграда. И всякий, кто приближался к нему ближе, чем его колючки, каждый раз «ойкал» от неприятных уколов. Поэтому все в округе называли кактус «Дерущаяся Злюка». Из-за всех углов только и слышалось: «Ты не ходи этой дорогой, там Дерущаяся Злюка!» или «Дерущаяся Злюка опять подрался!», «Дерущуюся Злюку чаще нужно наказывать, вот тогда он перестанет вредничать». Но надо сказать, что после таких слов колючки у кактуса росли еще больше и становились намного острее, чем были. И в тот момент, когда колючки стали совсем огромными, а солнце очень жарким, вдруг пошел дождь. Его капли были такими большими и свежими, что все обитатели песчаных просторов стали бегать под дождем, прыгать через лужи и громко смеяться. Спустя какое-то время дождь закончился. Выглянуло солнышко и стало щекотать своими лучами обитателей песчаных просторов... и тут один из участников такого веселья заметил, что на кактусе стали появляться красивые цветы. Тогда он подошел к Дерущейся Злюке, стал смеяться и петь песни. Цветов на кактусе становилось все больше, а колючки становились меньше. Увидев это, все жители стали петь песни и смеяться, встав как можно ближе к Дерущейся Злюке. О чудо! Колючки исчезли совсем. Теперь на кактусе было много красивых ароматных цветов, а Дерущуюся Злюку все стали называть ЧУДО-КАКТУС.

После прослушивания сказки ребенок лепит кактус, протыкает его зубочистками, украшает цветами. Дети могут сделать цветы сами из различных материалов (бумага, пластилин, гербарий).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арт-терапия/под ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с. – (серия «Хрестоматия по психологии».)
  2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. //Г. В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Из. Центр «Академия», 2002. – 416 с.
  3. Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. — СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год