Конспект НОД: "В страну Эмпатию на встречу Доброте" для детей старшей группы. |
Психология | |||
Автор: Крюкова Ирина Дмитриевна | |||
19.08.2015 16:57 | |||
Конспект НОД: "В страну Эмпатию на встречу Доброте" для детей старшей группы. Задачи:
Атрибуты: Большое зеркало, ткань для имитации болота; мостик-радуга из бумаги (цвета: красный, жёлтый, оранжевый, голубой, фиолетовый, коричневый, чёрный); костюм феи Жестов (колпачок, волшебная палочка); костюм феи Настроения (колпачок); кубик настроения; белая бумага в виде лепестков, краски, салфетки, кисточки, вода и т.д. – всё для рисования; костюм королевы Доброты (корона, мантия), подарки для детей (небольшие цветочки); мольберт; три больших стакана (с чистой водой, вода с блёстками, вода с глиной); музыкальные записи, спокойная музыка (релакс, фонограмма песенки Красной шапочки, вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», весёлая музыка. Ход занятия: (Звучит песня «От улыбки станет всем светлей», педагог-психолог приглашает детей в зал.) Педагог-психолог: -Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте возьмемся за руки и громко скажем друг другу: «Доброе утро!» (Цель: создание чувства группового единства). Предлагаю улыбнуться друг другу, ведь именно с улыбки начинается наше общение. Педагог-психолог: Ребята, представьте себе, что вы из разных стран и разговариваете на разных языках. Как вы сможете понять друг друга? (Ответы детей). Оказывается, общаться можно без слов. Выражение лица, которое называется мимикой, поза тела, жесты рассказывают нам о чувствах, мыслях, настроении человека. Есть на свете удивительная страна – страна Эмпатия. Там живут феи звуков и красок, чувств и настроений, жестов и мимики. Правит этой страной королева Доброты. С каждым, кто встречается с ней, случается чудо – он начинает понимать всё живое на земле без слов. Хотите отправиться в страну Эмпатию? (Хотим). Тогда в путь! Ребята, только вот беда – в стране королевы Доброты поселилась фея Зла. Её может изгнать тот, кто узнает эту фею и произнесёт её имя. А как может выглядеть фея Зла? (Дети изображают позой и мимикой фею Зла). А какая королева Доброты? (Дети изображают королеву Доброты). Вот мы с вами и готовы к путешествию, только на чём же мы отправимся? Придумала, нас же много! Давайте построим сороконожку и отправимся в страну Эмпатию на ней. Дети встают друг за другом, обхватив стоящего впереди за пояс. (Движения производятся под песенку Красной шапочки.) Педагог-психолог: Чтобы не запутаться, все ножки должны двигаться дружно, точно повторять движения за мной, так как я буду головой, а вы моим туловищем. Педагог-психолог: Вот мы и пришли! А что это? Звучит голос: «Я волшебное зеркало, в которое можно увидеть себя со стороны. А вы кто? Зачем пожаловали?» Дети: Мы из детского сада, ищем королеву Доброты. Подскажите нам, пожалуйста, где ее найти? Зеркало: Подскажу, если со мной поиграете. Вот листочек — ты возьми, покажи и расскажи! Педагог-психолог: Посмотрите на карточки, какие чувства на них изображены? Какое чувство изображено на первой карточке? Какую пословицу мы знаем, связанную с этим чувством? (При рассказывании каждой пословицы дети изображают настроение с помощью мимики). Пословицы: Страх: Волков бояться – в лес не ходить. Печаль: День меркнет ночью, а человек печалью. Зеркало: Молодцы, порадовали! Ну, тогда идите по тропинке, пройдёте через болото, а там вам подскажут, как найти королеву Доброты. Педагог-психолог: Ребята, давайте возьмёмся за руки, чтобы никто не потерялся. Отправляемся гулять, Аккуратно проходите, Дети доходят до декорации болота. Рядом лежат бумажные полосы разного цвета. Рядом листок бумаги с текстом: «Чтоб болото перейти, мостик ты сооруди». Педагог-психолог: Нам нужно построить мост из радуги чувств. Для этого надо подобрать к каждому чувству определённый цвет. Представьте себе, какого цвета смех? А счастье? Доброта? Красота? Печаль? Ложь? Боль? Дети в процессе совместного обсуждения подбирают цветные полоски к каждому чувству и выкладывают их в виде мостика-радуги. Педагог-психолог: Пусть эта радуга останется у каждого в сердце. Дарите людям только добро, красоту и счастье. (Дети друг за другом проходят по радуге.) Педагог-психолог: Ой, ребята, вы слышите, кто-то сюда идет. Я посмотрю кто это. А вы пока отдохните, никуда не уходите. Педагог уходит за дверь и надевает костюм Феи Жестов (колпачок, волшебная палочка). Дети присаживаются на ковер. Звучит веселая музыка, появляется Фея Жестов. Фея Жестов: Здравствуйте, ребята! Я фея Жестов, а вы наверно ищите королеву Доброты. Я подскажу, как её найти, если вы со мной поиграете. Согласны? Тогда слушайте. Я вам буду задавать вопросы, а ответы вы будете показывать жестами. Фея Жестов: Как плывёте? — вот так! (гребут руками) Утром спите? — вот так (руки подкладывают под щёку) «Тихо», «молчите»? — вот так! (прикладывают палец к своим губам) ( «Физкультминутка») Фея Жестов: Какие вы молодцы, а еще поиграть хотите? Давайте встанем в круг. Выбираем водящего, он отходит в сторону и отворачивается, мы с остальными договариваемся, что будем изображать. После этого водящий должен подойти и догадаться, что мы показываем с помощью жестов и мимики. Игра проводится 2-3 раза. Дети сами предлагают, что будут показывать, при затруднении педагог-психолог предлагается показать умывание, раздевание, причесывание, чистку зубов, мытье полов. Фея Жестов: Какие вы молодцы, знаете язык жестов! Теперь можете отправляться на поиски королевы Доброты. Пройдете через цветочное поле, а там вам подскажут, куда идти дальше. Перед дорогой отдохните: закройте глаза и посчитайте до пяти. Пока дети отдыхают, педагог снимает костюм феи Жестов. Педагог-психолог: Какие вы молодцы! Фея Жестов мне всё рассказала. Ой, ребята, посмотрите какая поляна цветов. Я предлагаю вам превратиться в цветы. Музыкально-психологический этюд «Цветы»: дети рассаживаются на ковер. Звучит вальс из кинофильма «Мой нежный ласковый зверь». Педагог-психолог показывает детям движения, сопровождая их текстом. Педагог-психолог: «Закройте глаза и представьте, что наступила весна. На поляне растаял снег и появился первый цветок, а на нем прекрасный бутончик. Этот бутончик — каждый из вас. Он ещё закрыт. Но вот пригрело ласковое солнышко и бутончик начал раскрываться. Он раскрылся и стал прекрасным подснежником. Он греется под весенним солнышком, легкий ветерок раскачивает его. Солнышко! Куда оно идёт? Туда и цветочек поворачивается. Но вот раздались чьи-то шаги. Это идёт человек. Он увидел прекрасные цветы и хочет их сорвать. Цветочки испугались, согнулись, лепесточки их задрожали, они уже представили себе, как завянут и засохнут. Но человек пожалел цветы, ведь они такие красивые, и пошёл дальше. И вот подснежники снова распрямились, расправили лепестки и от радости закружились в цветочном вальсе, греясь под ласковым солнышком. Вот какая история произошла с маленькими подснежниками. А теперь закроем глаза и превратимся в ребят» (считает до трех). Педагог-психолог надевает накидку феи Настроения. Фея Настроения: Здравствуйте, ребята! Вы так хорошо танцевали вальс цветов, я за вами наблюдала. А вы знаете кто я? Я бываю доброй, печальной, радостной, грустной, злой (но очень редко). Кто же я? Ответы детей. Фея Настроения: Я предлагаю поиграть. У меня есть замечательный кубик настроений. Вы будете бросать кубик, называть и показывать настроение, которое изображено на его грани. (Кубик настроений) Фея Настроения: Молодцы! Вы очень хорошо справились с моим заданием. На память обо мне оставьте себе цветок ваших настроений. (Дети подходят к мольберту). Педагог-психолог берёт три стакана с водой и говорит следующее: -Когда человек чувствует себя хорошо, у него всё получается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него ясные и «чистые» (показывает стакан с чистой водой). -Когда в его голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным и мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане (Бросает во второй стакан блёстки и палочкой их размешивает). -Но бывает, что мысли у человека грустны и неприятны, ему или плохо, или обидно. Тогда его мысли похожи на тёмную, мутную воду (бросает кусочек глины в третий стакан). А сейчас вы раскрасите лепесточки от нашего будущего цветка той краской, которая соответствует вашему настроению. Пройдите за столы и займите свои места. Звучит спокойная, приятная музыка. На столах приготовлены краски, кисти, салфетки и белые листы бумаги, вырезанные в форме лепестков. Дети раскрашивают стоя за столом лепестки, соединяют их в цветок и любуются им вместе с феей. Фея Настроения: Ну что же мне уже пора, я прощаюсь с вами. Закройте, глазки детки и считайте конфетки! Дети закрывают глаза, педагог снимает костюм феи Настроения и просит детей открыть глаза. Педагог-психолог: Ой, ребята! Я так рада, что вас нашла, а с кем это вы были? Дети отвечают. Педагог-психолог: А вы спросили у Феи Настроения, как найти Королеву Доброты? Нет? Ну, ничего, мы что-нибудь придумаем! (Под музыку в зал входит фея Зла, голос «скрипучий», шляпа на голове.) Фея Зла: Здравствуйте, детишечки, девчонки и мальчишечки! Узнали вы меня? Я королева Доброты! Педагог-психолог незаметно надевает костюм Королевы Доброты (корону и мантию) и подходит к фее Зла. Королева Доброты: Ах ты, проказница! Никакая ты не Доброта, не обманывай этих милых детей, и так много зла на земле натворила! Фея Зла: Это ты злая, а я добрая! Правда, детки? Королева Доброты: А вот пусть дети сами определят, кто из нас кто. Ведь если они попали в страну Эмпатию, то научились искусству понимать других и отличать ложь от истины. Ребята, если вы догадались, где королева Доброты, то подойдите к ней. (Дети по мимике и жестам догадываются, кто есть кто.) Королева Доброты: Ребята, давайте с помощью заклинания прогоним фею Зла. Дети громко произносят заклинание «Раз, два, три, фея Зла уйди!». Королева Доброты: Спасибо, ребята, что помогли прогнать фею Зла из моей страны, уж очень много зла она натворила своими проделками. Королева Доброты: Дети, на память обо мне я хочу подарить каждому из вас цветочки доброты. Эти цветы помогут вам понимать других людей, быть всегда внимательными, чуткими и добрыми детьми. А сейчас закройте глаза и сосчитайте до пяти. (В это время педагог-психолог снимает корону и мантию и выходит на встречу к детям.) Педагог-психолог: Ну, наконец-то! Вас все ждут в детском саду. Где же вы были? Что случилось? А что вам больше всего понравилось в путешествии? (Ответы детей). Педагог-педагог и дети выходят из зала под весёлую музыку. Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №5 с.Арзгир Арзгирского района Ставропольского края Педагог-психолог: Крюкова И.Д. с.Арзгир
|