Курс "Методологические основы психологии" |
Психология | |||
Автор: Исаева Ольга Сергеевна | |||
19.08.2015 10:41 | |||
Курс "Методологические основы психологии" Содержание Тема 1. Введение в методологические основы психологии Тема 2. Методология научной работы Тема 3. Основные методологические проблемы психологической науки Тема 4. Соотношение теоретической психологии, практической психологии и психологической практики Тема 5. Содержание и границы психологического воздействия Тема 6. Методологические особенности психологии в России и условия ее развития
Тема 7. Принципиальная парадигмальность психологии Тема 8. «Психологичность психологии» и ее перспективы Дидактические материалы Указания к выполнению контрольных работ по курсу «Методологические основы психологии» Темы контрольных работ Литература Контрольные вопросы к экзамену (зачету) Требования ГОСТ к содержанию курса Общее представление о методологии науки; формирование исторических типов научного познания; современные представления о научном познании; психологическое познание как деятельность, различные стили и образы психологического познания; методология психологии, теория, метод и методика; парадигма; классическая и постклассическая парадигма науки; специфика психологического знания; научное и ненаучное психологическое знание; проблема объективности; категории психологии: деятельность, отражение, личность; сознание и общение; основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, системность; структура психологических учений; психофизическая и психофизиологическая проблемы. Требования к уровню подготовки студента Для усвоения дисциплины «История психологии» студент должен обладать знаниями в области общей психологии, философии, логики, истории, социологии, концепций современного естествознания. Цели и задачи Цели курса «Методологические основы психологии» Методологическая – а) сформировать (соответствующую современным требованиям) систему познавательных установок, методологических координат исследования пространства психологических проблем; б) показать особенности саморефлексии психологической науки (выявляющей и исследующей ее категориальный строй, объяснительные принципы и подходы, ключевые проблемы, и специфику самого психологического познания); в) очертить круг базовых проблем теоретической психологии, стратегий и подходов в их решении; г) выделить универсальные критерии для оценки качества психологической теории, построения психологической программы исследования. Учебная – дать развернутое представление о методологии психологии, о круге базовых проблем психологии, ее понятийном аппарате, структуре и функциях психологического знания. Мировоззренческая – показать значение структурирования психологического познания, предоставить инструменты развития саморефлексии психологии. Задачи курса «Методологические основы психологии»
Темы семинарских занятий
Программа и методические указания по дисциплине "Методологические основы психологии" Тема 1. Введение в методологические основы психологии Общее представление о методологии науки. Значение курса «Методологические основы психологии». Объект и предмет методологии психологии. Понятия методологии, парадигмы, теории, метода, методики. Классическая и постклассическая парадигмы науки. Значение методологии в научных исследованиях. Формирование исторических типов сознания и соответствующих им типов познания. Современные представления о научном познании. Виды и свойства знаний. Основные операции познания. Этапы познавательного процесса. Специфика психологического знания и познания. Научное и ненаучное психологическое знание. Здравый смысл как источник знаний о психике. Вопросы для самоконтроля и работы на семинаре:
Тема 2. Методология научной работы Теория аргументации и концептуализация. Правила корректной аргументации, научного оппонирования и критики. Особенности научного спора, дискуссии. Методология научных исследовательских программ в психологии. Методология и образовательный процесс. Этапы теоретической работы. Разработка объяснительных гипотез как этап теоретической работы. Структура научной работы (диплом, статья, монография, диссертация). Требования к научной работе (от содержания до оформления, стиля и интонации текста). Проблема поиска истины, критериев истины и проблема понимания. Понятие научного языка. Вопросы для самоконтроля и работы на семинаре:
Тема 3. Основные методологические проблемы психологической науки Проблема определения предмета и основных вопросов психологии. Объект, предмет и основные вопросы, задачи, функции психологии. Проблема определения специфических особенностей психологической науки. Проблема разработки и принятия метаязыка. Понятие научного языка. Категориальный строй психологической науки (протопсихологический, базисный, метапсихологический, экстрапсихологический уровни категорий). Особенности содержания, структуры и функций базовых категорий психологической науки. Проблема разработки объяснительных принципов психологии. Основные объяснительные принципы психологии (детерминизма, системности, развития, активности). Проблема определения ключевых проблем психологии. Ключевые проблемы психологии (психофизическая, психофизиологическая, психогностическая). Психогенетическая проблема. Психоэнергетическая проблема. Психопраксическая проблема. Психосоциальная проблема. Психоэмоциональная проблема. Психокогнитивная проблема. Структура психологических учений. Проблема классификации. Вопросы для самоконтроля и работы на семинаре:
Тема 4. Соотношение теоретической психологии, практической психологии и психологической практики Различия и общее между теоретической психологией, практической психологией и психологической практикой. Проблема соотнесения практической психологии и психологической практики. Проблема оторванности психологической практики от психологической теории. Проблема выраженности искомых закономерностей в конкретном объекте исследования. Проблема раскрытия границ методологического значения психологической практики. Значит ли, что для принципиально новых достижений в психологии должен измениться сам психолог исследователь? Проблема информационной и предметной, проблемной изолированности теоретической психологии и практической, в особенности от «популярной, массовой». Области, объекты и контексты практической деятельности психологов. Виды знаний, используемых в психологической практике. Вопросы для самоконтроля и работы на семинаре:
Тема 5. Содержание и границы психологического воздействия Проблема определения содержания, границ и эффективности психологического воздействия. Основные функции психологического воздействия. Основные виды детерминант развития и функционирования психики. Свобода воли, детерминизм и научное исследование психики. Естественное и искусственное в психике и поведении. Взаимодетерминация функционирования и развития психических процессов. Структура психологических учений. Вопросы для самоконтроля и работы на семинаре:
Тема 6. Методологические особенности психологии в России и условия ее развития Проблема раскрытия исторической и содержательной специфики отечественной теоретической и практической психологии, психологической практики. Перманентность идеологического фактора в России. Широкое понимание «психического». Влияние марксизма на методологию отечественной психологии. Длительное отсутствие институтов психологической практики. Мифологизация современной российской культуры. Понятие "психотехника" (Г. Мюнстерберг). Содержание и уровни психотехники. Методологическое значение психоанализа, психотехники и теории деятельности в выработке новых подходов исследования. Вопросы для самоконтроля и работы на семинаре:
Тема 7. Принципиальная парадигмальность психологии Проблема определения типов психологической реальности. Проблема определения критериев степени научности и критериев истинности психологической теории. Проблема раскрытия практической, преобразующей роли познания (в противовес созерцанию «чистого объекта»). Две методологические схемы – две позиции исследователя по отношению к действительности ( «Внешний наблюдатель» (философия гносеологизма) и «Включенный деятель» (философия практики)). Проблема принципиальной парадигмальности психологии. Три основных подхода к решению проблемы методологического кризиса ( «Методологический либерализм» (напр., А.В. Юревич), «Переход к личностно-ориентированной парадигме» (напр., Г.А. Берулава), «Оформление психотехнического подхода». (напр., Ф.Е. Василюк, Г.А. Ковалев). Три сложившихся парадигмы в психологии (естественнонаучная, гуманистическая, психотехническая). Специфика видов деятельности, отношения к человеку, методов работы психолога в зависимости от разделяемой им парадигмы. Вопросы для самоконтроля и работы на семинаре:
Тема 8. «Психологичность психологии» и ее перспективы Проблема социальной, культурной ответственности психологии за собственные достижения. Проблема культуризации психологии и психологизации культуры. Проблема создания модели и методов исследования психического мира целостного, живого человека. Проблема определения наличного состояния психологической науки. Кризис или схизис? Черты кризиса науки (напр., по В.М. Аллахвердову, А.В. Юревичу). Проблема открытия методологических перспектив. Прогноз развития методологии психологии. Значение методологии для психологической практики. Методология и виды деятельности практического психолога. Методология и образование. Проблема методологических комплексов психологии. Проблема адекватного самоосознания психологии, психолога исследователя, практического психолога и психолога — практика. Вопросы для самоконтроля и работы на семинаре:
Дидактические материалы Для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации по курсу «Методологические основы психологии» Указания к выполнению контрольных работ по курсу «Методологические основы психологии» Как выбрать тему (два основных варианта)
Общие требования к контрольным работам Контрольная работа должна быть выполнена на листах формата А4, распечатана на принтере или написана разборчивым почерком. Контрольная работа предполагает выполнение студентом двух заданий: I. Развернутое изложение предложенной темы (реферативная работа на 15-20 стр.) Эта часть контрольной работы должна содержать: а) титульный лист и оглавление; б) введение (во введении необходимо показать проблему или спектр проблем, освещаемых в рамках выбранной темы; далее – соответствующие цель и задачи вашей работы); в) обзор подходов к выделенным проблемам и варианты их решения в рассматриваемых концепциях, направлениях и данных мыслителей. Это основная часть, которая должна содержать ответы на следующие вопросы:
г) собственный анализ рассматриваемых в реферате проблем и аргументированное (с привлечением наработок специалистов в данной области) изложение своей точки зрения (не менее 2-3 стр.), здесь же обязательно покажите, в чем сущность (с Вашей точки зрения) рассматриваемых в контрольной работе проблем; д) заключение (т. е. суммирование всего самого существенного в виде выделения главных тезисов (утверждений) и выводов из них); е) список использованной литературы (не менее 5 источников, например: первоисточник, учебник, монография, словарь, статья, учебное пособие). II. Словарь основных понятий (требуется дать определение всем центральным категориям (понятиям) из рассматриваемых в реферате (от 7 до 10 понятий). Темы контрольных работ
Список литературы (рекомендуемая как основная по курсу)
(список дополнительной литературы по курсу) 3. А.Н. Леонтьев и современная психология (Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева). – М., Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 288 с. 4. Абрамова Г.С. Практическая психология. М. 1995. 5. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. 6. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., ред. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. — М., 1997. 7. Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 296. 8. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии (в жанре научной революции). СПб.: Печатный двор, 1993. 9. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. (Экспериментальная психологика, т.1) / СПб.: «Издательство ДНК», 2000. – 528 с. 10. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж, 1996. 11. Андреева Г.М. Методологические проблемы и практика социально-психологических исследований // Теоретические методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой. Н.Н. Богомоловой. М.: Изд-во МГУ, 1977. 12. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997. 13. Анцыферова Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. М., 1974. С. 201-211. 14. Анцыферова Л.И. О некоторых новых методологических тенденциях в современной зарубежной психологии // Вопр. психол. 1976. №5. 15. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 151 с. 16. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М., Воронеж, 1996. – 768 с. 17. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., Изд-во Моск. ун-та, 1984. 18. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: «Смысл», 2002. – 480с. 19. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М., Изд-во МГУ, 1990. – 367 с. 20. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. 21. Бахтин М.М. О диалогической природе гуманитарного знания. Эстетика словесного творчества. М., 1974. 22. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Москва-Воронеж, 1997. 23. Берулава Г.А. Методический аспект взаимодейтсвия теории и пратики психологии // Индивидуальный аспект развития личности. Сочи, 2001. 24. Берулава Г.А. Нейролингвистическое программирование как направление стилевого подхода // Проблемы индивидуализации обучения. Сочи, 1999. 25. Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ. 2001. 26. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. М., 2001. 27. Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991. 28. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983. 272 с. 29. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. Уч. пос. – М.: Лабиринт, 1998. – 336 с. 30. Брушлинский А.В. О субъекте психологии. М., 1995. 31. Будилова Е. А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972. 32. Быстрицкий Е.К. Понимание и практическое сознание. / Под общ. ред. А.А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1991. – С. 25–38. 33. Вагнер В.А. Возникновение и развитие психических способностей. Л., 1924-1929. 34. Василюк Ф.Е. К проблеме единства общей психологии // Вопр. филос. 1986. № 10. С. 76-86. 35. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопр. психол. 1996. №6. 36. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Моск. психотерапевт. журн. 1992. № 1. С. 15-32. 37. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998. – 685 с. 38. Величковский Б.М., Зинченко В.П. Методологические проблемы современной когнитивной психологии // Вопр. психол. 1979. №7. 39. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. Потебня А. А Мысль и язык // Потебня А. А. Слово и миф. М., 1989. С. 17-282. 40. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. / Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984, с. 3-28. 41. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с. 42. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 3-19. 43. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984. Т. 1. 44. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1982. 45. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988. — 704 с. 46. Гадамер Х.Г. Неспособность к разговору. Актуальность прекрасного. М., 1992. 47. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Книжный дом "Университет", 2000. 48. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М.: Прогресс, 1988. – 464 с. 49. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопр. психологии. 1988. № 4. 50. Декарт Р. Рассуждение о методе. М., 1953. 51. Дильтей В. Описательная психология. – М.: Русский книжник, 1996 (1924). – 156с. 52. Дискурс самопонимания. / Под. ред. В.А. Сакутина., Владивосток, 1998 53. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М., 1991. 54. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М. 1980. 55. Ершова-Бабенко И.В., Психосинергетика... 1991 56. Загадка человеческого понимания. – М.: Политиздат, 1991. 57. Зинченко В.П. Человек развивающийся. М., 1995. 58. Зинченко В.П., Гордон В.М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности // Системные исследования. Ежегодник- 1975. М., 1976. 59. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 165 с. 60. Ильясов И.И., Орехов А.Н. О теории и практике в психологии. Вопросы психологии. 1989, №4. 61. История зарубежной психологии (30-е — 60-е годы XX века). Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986. 62. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х -середина 30-х годов XX века). Тексты, 2-е изд. / Под ред. П.Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1992. 63. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 9—17. 64. Кнебель М.И., Лурия А.Р. Пути и средства кодирования смысла. // Вопросы психологии, 1971, 4, с 77-83. 65. Ковалев Г. А., Радзиховский Л. А. Проблема интериоризации в психологии // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 110—120. 66. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия. / Вопросы психологии, 1987, 3. – С. 41-49 67. Кольцова В.А. Идеологические и научные дискуссии в истории советской психологии. М., 1995. 68. Корнилова Т.В. (Ред.) Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд. группа ФОРУМ – ИНФРА-М, 1998. – 296с. 69. Крипнер С., Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии // Психологический журнал. 1993. № 2. С. 113-126. 70. Крылов В.Ю. Психосинергетика как возможная новая парадигма психологической науки. // Психол. ж., 1998, 3. С. 56 – 62. 71. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975; М., 1987. 72. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. 73. Лакатос. История науки и ее рациональная реконструкция. Структура и развитие науки. М., 1989. 74. Ланге Н.Н. Психический мир. Москва-Воронеж, 1996. 75. Лебедев В.И. Познание личности: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 352с. 76. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1997. – 288 с. 77. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997. – 365 с. 78. Леонтьев А.А. Формы существования значения // Психолингвистические проблемы семантики. М.: Наука, 1983. – С. 5-20. 79. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. – 304с. 80. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в истории советской психологии // Вопр. психологии. 1986. № 4. 81. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 584 с. 82. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. – 228 с. 83. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Автореф… докт. психол. н. – М., 1999. – 40с. 84. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / М.: Смысл, 1999. 85. Лобок А.М. Антропология мифа. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. – 688 с. 86. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 87. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Москва-Воронеж, 1996. 88. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – 525 с. 89. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т.1. М., 1963; Т.2. М., 1970. 90. Мазилов В.А. Психология на пороге XXI века: методологические проблемы. Ярославль: МАПН, 2001. С. 28. 91. Малиновский Б. Магия, наука и религия. – М.: Рефл-бук, 1998. – 304 с. 92. Марцинковская Т.Д. Методологические проблемы современной психологии в зеркале истории науки. 93. Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. М. 1985. 94. Методологические проблемы языкознания // Вып. 2. Под ред. Ф.М. Березина. М., 1974. 95. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. М.: Рус. книжник, 1924. 96. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960. 420 с. 97. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 356 с. 98. Мясоед П.А. О системах психологического знания // Вопр. психол. 1998. №1. 99. Найсер У. Познание и реальность. М., 1981. 100. Налимов В.В. Возможно ли учение о человеке в единой теории знания? // Человек в системе наук / Отв. ред. И.Т. Фролов. М.: Наука. 1989. 101. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. – М.: Прометей, 1989. – 287 с. 102. Никифоров А.Л. Семантическая концепция понимания. // Загадка человеческого понимания. – М.: Политиздат, 1991. – С. 72–94. 103. Павлов А.В., Доценко Е.Л. Две встречи (понимание непонятного). // Человек, 1999, 1, с. 46-59. 104. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х томах. Ростов-на-Дону, 1996. 105. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии / М.: ИНФРА-М, 1999. – 528 с. 106. Петровский В.А. Личность в психологии. Парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996. 107. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1984. 340 с. 108. Полани М. Личностное знание. М., 1983. 109. Полонников А.А. Очерки методики преподавания психологии. Системно-ситуационный анализ психологического взаимодействия. — Мн.: ЕГУ, 2001. – 128 с., С.4-70. 110. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983. 111. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М., 1997. 112. Психология естественно-научного мышления. 1991. 113. Пузырей А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М. 1986. 116 с. 114. Радзиховский Л.А. О практической деятельности в области психологии. Вопросы психологии, 1987, № 3. 115. Ракитов А.И. Историческое познание. М. 1982. 116. Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995. 117. Роджерс К. Несколько важных открытий. Вестник МГУ, сер. Психология, 1990, №2. 118. Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М. 1994. 119. Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Вопр. психологии. 1983. №2. 120. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2т. — М., 1989. 121. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998. 122. Садовский В.Н. Методологические проблемы исследования объектов, представляющих собой системы // Социология в СССР. М, 1966. Т.1. 123. Сеченов И. М. Кому и как разрабатывать психологию. // Сеченов И.М. Избр. произведения. М., 1952. 124. Сеченов И.М. Психология поведения. Москва-Воронеж, 1995. 125. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М.: Педагогика, 1975. 350с. 126. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов по психологии. М. 1994. 127. Степин В.С. Становление научной теории. Минск, 1976. 128. Стеценко А.П. О роли и статусе методологического знания в современной психологии. Вестник МГУ, сер. Психология, 1990 №2. 129. Теоретические методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой. Н.Н. Богомоловой. М.: Изд-во МГУ, 1977. 130. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 131. Тихомиров O.K. Понятия и принципы общей психологии. М.: Изд-во МГУ, 1992. 132. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. – 416 с. 133. Узнадзе Д.Н. Теория установки. Москва-Воронеж, 1997. 134. Улыбина Е.В. Обыденное сознание: структура и функции. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. – 209 с. 135. Ухтомский А. А. Избр. труды. Л., 1978. 358 с. 136. Ухтомский А.А. Доминанта. Л., 1966. 137. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 288 с. 138. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. И., 1995. 139. Философия образования. М., 1994. 140. Философия эпохи постмодерна. М., 1995. 141. Философский словарь / под ред. Фролова И.Т., М., изд-во полит. литер., 1986. 142. Философский энциклопедический словарь / Ред. -сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко, М., ИНФРА-М, 1997. 143. Флоренская Т. А. Я — против «Я». М., 1985. 80 с. 144. Фрейд 3. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993. 145. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. М., — 1992. 146. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989. 147. Хараш А.У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия: Автореф. канд. дис. М., 1983. 20 с. 148. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. 149. Челпанов Г.И. Мозг и душа. М., 1912. 150. Шафф А. Введение в семантику. – М.: Изд-во иностр. л-ры, 1963. – 376 с. 151. Швырев В.С. Понимание в структуре научного сознания. // Загадка человеческого понимания. – М.: Политиздат, 1991. – С. 8–24. 152. Шпет Г.Г. Психология социального бытия. Москва-Воронеж, 1996. 153. Шульц Д.П., Шульц Э.С. История современной психологии. М., 2001. 154. Щедровицкий Т.П. Проблемы методологии системного исследования. М., 1964. 155. Эткинд А.М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания. Вопросы психологии. 1987, № 6. 156. Юдин Б.Г. Объяснение и понимание в научном познании /Вопросы философии, 1980 № 9. 157. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991, с. 23-128. 158. Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопр. психол. 2001. № 5. С. 3–18. 159. Юревич А.В. Системный кризис психологии // Вопр. психол. 1999. №2. 160. Юревич А.В. Социальная психология науки. СПб.: Изд-во Русского Христинского гуманит. ин-та, 2001. 161. Юревич В.П. «Онтологический круг» и структура психологического знания // Психол. Журнал. 1992. Т.13. №1. 162. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский в поисках новой психологии. СПб.: Изд-во Междунар. фонда истории науки, 1993. 163. Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981. Контрольные вопросы к экзамену (зачету) Критерии оценки ответа по вопросам (какие умения особенно ценятся при ответе на любой из экзаменационных вопросов):
|