Статья «Сказка в жизни ребёнка» |
Психология | |||
Автор: Исмагилова Ирина Александровна | |||
04.07.2015 21:06 | |||
Статья «Сказка в жизни ребёнка» Знакомство человека с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образцами устного народного творчества начинается с первых лет его жизни. Самых маленьких детей в этот период начинают знакомить со сказками, которые являются проводниками его эмоционального и нравственного развития. Сказка занимает немаловажное место в жизни и в процессе развития ребёнка! Со сказками связаны первые представления маленького человека о справедливости и долге, храбрости и хитрости, добре и зле… Для ребёнка мир сказки, полный чудес и ярких красок, понятен и близок.
Сказка — универсальное средство в сфере воспитания. Можно сказать, что она многофункциональна. Сказки развлекают, заинтересовывают. Дети слушают их с большим вниманием. В сказках обрисовываются ситуации, отношения между героями, выходящие за границы повседневности. С их помощью ребёнок расширяет свой кругозор, знание об окружающем мире. Сказка в понятной, назидательной форме воспитывает, показывая образцы нравственности. Стремясь пробудить в детях лучшие качества, уберечь их от чёрствости, эгоизма, равнодушия, в сказке рисуется борьба могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребёнка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба. В сказках осмеиваются и такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. С помощью сказки можно корректировать поведение детей. Если ребенок не отличается примерным послушанием, ему полезно почитать такие сказки, как «Алёнушка и братец Иванушка», «Сума, дай ума!», «Марья Моревна». А если ребенок склонен ленится – среди русских сказок есть такие, которые прославляют терпение и трудолюбие. Это – «Дочь и падчерица», «Крошечка-Хаврошечка», «Баба-Яга», «Морозко». Известны сказки о взаимопомощи и дружбе — «Зимовье зверей», «Репка», «Дружба зверей». Необходимо обсуждать с ребёнком сказку, находить в ней смысл и урок, пояснять поступки и поведение героев, вместе делать выводы. Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения — все это позволит ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать (творить добро, а значит, станет более счастливым. Сказки используются для развития речи ребенка. В них отражены богатство и многообразие выразительных средств русского языка. В самом младшем возрасте ребенок узнает и учится повторять сначала звукоподражательные слова – «ко-ко», «бух», «ква», «гав». В возрасте 4-5 лет при пересказе сказки у детей развивается связная последовательная речь. Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего его мира природы, вещей, человеческих отношений. Русская сказка – это волшебная сокровищница, её богатства бережно копились столетиями, а ценности, спрятанные в ней, доступны каждому!
|