Примеры использования звукотерапевтической техники в работе с дошкольниками |
Психология | |||
Автор: Белицкая Элла Александровна | |||
13.06.2015 17:09 | |||
Примеры использования звукотерапевтической техники в работе с дошкольниками МБДОУ ЦРР—детский сад «Солнышко» г. Котовск Педагог-психолог Белицкая Элла Александровна Я — Белицкая Элла Александровна, педагог-психолог. Я работаю пять лет в Центре развития ребенка в городе Котовск (МБДОУ ЦРР — детский сад "Солнышко" г. Котовска Тамбовской области). Однажды мне попалась статья о лечебных свойствах звуков (звукотерапия). Оказалось, что не только музыка и звуки природы могут лечить, но и произношение звуков, пение, чтение стихов вслух и многое др. может помочь в решении различного рода проблем (усталость, депрессия, агрессивность и др.). Я достаточно глубоко изучила этот вопрос и теперь хочу представить вашему вниманию подборку по звукам (игры, звуковые композиции и др.). На своих занятия я активно использую звукотерапию, да и в жизни тоже, попробуйте на себе целительное свойство звуков. Два малыша до злости поспорили из-за игрушки. Воспитатель: Дети, давайте споём песенку злости «з-з-з». Сначала тихо поём, а теперь громко, сделаем звуки сильными, выпустим свою злость на волю «з-з-з». Вот и ушла она от нас, а к нам пришла любовь, мы любим друг друга и поём песенку со звуком «л-л-л». Поём тихонечко, а теперь громко. все услышат, что мы любим друг друга. Ребёнок пришёл из дома с плохим настроением. Воспитатель: Давай поиграем в игру «Голуби и кошка». Ты кем хочешь быть? Голубем? Хорошо. Голубь важно разгуливает по лужайке и воркует на разные голоса, тихо, громко, ласково, сердито, звонко и т.д. А кошка наблюдает за голубем и мурлыкает. Игровое упражнение «Голосовой суп»
Воспитатель: Дети, давайте закроем глаза и попытаемся услышать звуки, которые рождаются, возникают внутри нас. Какие из этих звуков вам хочется повторять? Какие звуки несут вам радость? Позвучите теми звуками, которые вам приятны. Такое упражнение хорошо тонизирует. «Тух-тиби-дух» Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил. «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово «Тух-тиби-дух». В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться. «Аист» Упражнение способствует снижению двигательного и психоэмоционального напряжений. И.П. — стоя, ноги вместе. Руки опущены. Взрослый. — Представим, что мы превратились, в аиста,. разгуливающего с важным видом по болоту. Голова гордо поднята, спина — прямая. Руки-крылья — вытянуты в стороны. На вдохе поднимаем «крылья» и одну ногу, сгибая ее в колене. Затем колено разгибаем, вытягиваем носок вперед. На выдохе медленно опускаем руки и ногу, делая шаг и произнося ш-ш-ш...». Так же — с другой ногой. По болотам, без дороги «Лягушонок» Упражнение активизирует центральную нервную систему, улучшает настроение. И.П. — стоя, ноги вместе. Взрослый. — Представим, что мы превратились в лягушонка. Сгибаем «лапки», прижимаем их к груди. Находясь в таком положении, слегка приседаем и делаем вдох. На выдохе произнося «ква-а-а», неожиданно делаем резкий прыжок вперед, раскидывая в прыжке руки и ноги. Теплый дождик капает, Надоела мошкара Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. Игра «Концерт в зоопарке» (с 5 лет) Понадобится: коврик и колокольчик. Каждый ребенок выбирает себе роль животного и очень громко издает соответствующие звуки. Инструкция: «Вот зоопарк (воспитатель показывает на коврик), а вы его обитатели. Кто там живет? Ребята из нашего детского сада заказали вам концерт. Лев, тигр рычат, медведь ревет, ворона каркает, собаки лают, кабанчики хрюкают, филин ухает. Каким животным в игре будешь ты? А ты? (Спросить по возможности каждого.) Обязательное правило: концерт начинается и прекращается по звонку. Начали». Игра «Великие спорщики» (с 6 лет) Игра заключается в том, что слова противоположного значения произносятся детьми с интонацией, не терпящей возражения, а в конце игры примиряющей. Дети выстраиваются в два ряда лицом друг к другу, каждый ребенок должен найти себе партнера, с которым он будет спорить. Вариант 1. Воспитатель называет два слова, противоположные по значению (каждой группе детей по одному). Слова: да — нет, буду — не буду, белое — черное, хорошо — плохо, знаю -не знаю, красивое — некрасивое. Вариант 2. Эти слова могут произноситься с позиции клоуна, Мэри Поппинс, папы Карло, кота Матроскина из Простоквашина, забияки, доброй феи, Золушки. Инструкция: «Разбейтесь на пары. Вы клоуны — великие спорщики. Вас зовут Бах и, Бух. Когда Бах говорит «да», Бух говорит «нет». Какие вы еще знаете слова: белое — черное, пойдешь — не пойдешь, буду — не буду, хорошо — плохо, сделаешь — не сделаешь, съешь — не съешь, хочу — не хочу? Вы все Бахи (показывает на один ряд), а вы все Бухи (показывает на другой ряд). Начинайте спор. Теперь помиритесь. Соглашайтесь со своим партнером. Если он говорит «нет», то и вы говорите «нет». «Комплименты» Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении ведущий может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное». «Да! Нет!». Детям дается задание: «Вы будете бегать по помещению и громко кричать: «Нет!», встречаясь и заглядывая, друг другу в глаза. По моему сигналу, будете продолжать бегать, но кричать уже: «Да!». Громко, громко!» «Мешочек криков» Как известно, детям очень непросто справляться со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Конечно, это не вызывает одобрения у взрослых. Однако если эмоции очень сильны, то неправильно сразу требовать от детей спокойного анализа и поиска конструктивных решений. Сначала нужно дать им возможность немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым способом. Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться "мешочком криков". Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее. «Ах, какой я молодец!» Дети движутся по кругу подскоками. Психолог называет любые числа. Когда прозвучит число «пять», дети останавливаются, хлопают в ладоши и произносят: «Ах, какой я молодец!» Игра продолжается. Можно использовать музыкальное сопровождение. Упражнения в стихах «Насос» Накачаем мы воды, И.п. основная стойка
«Задувание свечи» Нужно глубоко вздохнуть И.п. встать прямо, ноги на ширине плеч
«Вырасти большой» Вырасти хочу скорей, И.п. основная стойка поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох) 2. опустить руки вниз, опуститься на всю стопу (выдох), произнести «У-х-х» Приложения: Улучшение самочувствия. Повышение общего жизненного тонуса.
Уменьшение головной боли, вызванной эмоциональным перенапряжением.
Снятие эмоциональных симптомов, напряжения в отношениях с другими.
Уменьшение зависти к успехам других. Снижение озлобленности.
Успокоение, умиротворение. Налаживание согласия с жизнью такой, как она есть.
Правильные звуки лечат Звуки, сопровождающие ребенка во время сна. Имейте в виду, звуки могут проникать глубоко в подсознание и потом влиять на поведение малыша. Никогда не слушайте агрессивную музыку и не смотрите страшных фильмов, если в комнате спит ребенок. Малыш может даже не осознавать сквозь сон то, что он слышит, но вся информация записывается в его подсознание. Если родители часто спорят и ругаются при ребенке (этого не стоит делать, даже если он спит), малыш никуда не может убежать от потока негативной энергии, которая на него обрушивается. Шум и смятение в душе ребенка, постоянно слышащего споры родителей, часто приводят к отиту — воспалению среднего уха. Любое воспалительное явление — признак гнева, в данном случае из-за нежелания слышать все то безобразие, что происходит вокруг. При частых отитах у детей взрослые должны изменить прежде всего свое поведение. Дарите ребенку приятную эмоциональную и звуковую атмосферу, и это избавит малыша от множества проблем как в настоящем, так и в будущем. Нотная аптечка Уменьшение неуверенности в себе, чувства тревоги.
Уменьшение разочарования, раздражительности. Повышение чувства принадлежности к великой жизни природы, частью которой мы есть.
Кроме полезного терапевтического воздействия, музыка определенно способна усиливать эмоции ребенка и делать воображение детей еще более ярким. По материалам книги: «Психогімнастика» О.А. Атемасової
Это — опасно! В современном мире детские ушки подвергаются огромной нагрузке. Современные научные исследования подтвердили — шум наносит ощутимый вред здоровью. Ухо, в противоположность глазу, "не закрывается" даже во сне, воспринимая звуки постоянно. Шум транспорта — настоящее бедствие, особенно в ночные часы. Городской шум опасно влияет на организм, на центральную нервную систему (нарушается сон, снижается работоспособность). Конечно, полностью оградить малыша от шума невозможно, но попробуйте уменьшить его вредное влияние. Почаще вывозите ребенка на природу, выбирайте для прогулок в городе парки, тихие дворы, сводя к минимуму общение малыша с транспортом, улицами вдоль дорог. Агрессивная и слишком громкая музыка тоже вредна. Известно, что музыка в стиле "тяжелый металл" приостанавливает рост и даже может привести к гибели растений, вызвать патологические изменения в любом живом организме. Звуки, сопровождающие ребенка во время еды. Образно говоря, процесс поглощения пищи — это прием не только калорий, но и тонких энергий. Во время еды организм открывается для энергетических потоков, потому за трапезой не стоит смотреть телевизор. Особенно вредны новости, ужастики, боевики. Лучше включите приятную мелодию или поставьте кассету со звуками природы — это оздоровит и улучшит пищеварение. И еще — никогда не ругайтесь не только во время еды, но и во время приготовления пищи. Известно, что блюда, приготовленные в плохом настроении, не идут впрок, да и невкусные они.
Эта музыка снимает негативные эмоции, успокаивает нервы и очень благоприятно воздействует на общее состояние слушателя, приводит его к состоянию гармонии с внешним и внутренним миром.
Красивая, успокаивающая музыка на фоне звуков природы, замечательно подходит для отдыха, снятия напряжения
Спокойная музыка в сочетании со звуками природы. Прекрасно подходит для релаксации, снятия стресса Evergreen — Dan Gibson"Теплая" медитативная мелодичная музыка в сочетании с убаюкивающим плеском волн, и пением птиц «Лечебные» звуки»
|