Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
Психология
Автор: Бугонина Ольга Ивановна   
12.06.2015 20:22

Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возрастаДидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста

Ольга Ивановна Бугонина, психолог МБ ДОУ «Детский сад №250» комбинированного вида, г. Новокузнецк

Современные условия характеризуются гуманизацией воспитательного процесса, об-ращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего воспитательного процесса. В первую очередь должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания, в частности, дидактические игры.

 

Психологи считают, что каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности: в дошкольном возрасте – это игра. По-этому именно посредством дидактических игр можно достичь желаемого результата: развивать познавательные процессы у детей (внимание, память, мышление), сформировать у детей-дошкольников первоначальные навыки счета, письма, чтения.

Существует множество определений игры вообще и дидактической игры в частности. Приведем некоторые из них.

Е.В. Карпова рассматривает игру как:

1)особое отношение личности к окружающему миру;

2)особая деятельность ребенка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность;

3)специально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);

4)особое содержание усвоения;

5)деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;

6)социально-педагогическая форма организации детской жизни и «детского общества».

Дидактические игры Е.В. Карпова определяет как «разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей»

Дидактические игры – это специально создаваемые приспособленные для целей обучения игры.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные эле-менты, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие составляющие дидактической игры:

  • дидактическая задача;
  • игровая задача;
  • игровые действия;
  • правила игры;
  • результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится зада-чей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, может быть отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды- победительницы и т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическая задача скрыта от детей. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.

Цель дидактической игры и игровых приемов – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры:

  1. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.
  2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
  3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры (сообщить правила, следить за соблюдением лимита времени) в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль. Незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
  4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение.
  5. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических за-дач.
  6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
  7. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Литература

  1. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: «Академия развития», 1997. -240с.
  2. Кудыкина Н.В. Дидактические игры и занимательные задания для 1 класса. Киев, 1989. — 246с.
  3. Швайко Г.В. Дидактические игры в детском саду. М.: Пролсвещение, 1982. – 216с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год