Там – в РАННЕМ ДЕТСТВЕ надо менять наше БУДУЩЕЕ… |
Психология | |||
Автор: Цветкова Надежда Ивановна | |||
04.08.2015 16:14 | |||
Там – в РАННЕМ ДЕТСТВЕ надо менять наше БУДУЩЕЕ… (из книги Надежды Цветковой "О восстановлении САМОЦЕННОСТИ человека") Значение раннего детства в человеческой судьбе недооценивается, наверное, потому, что для обыденного сознания не совсем очевидна связь взрослых проблем человека с первыми годами его жизни. Когда воспитание считается обычным делом, и с ним не связывается формирование личности, родители не очень-то озабочены тем, как они своим поведением влияют на судьбу воспитываемого ими ребёнка. Но если родительскому вниманию представить неотвратимые доказательства того, как неправильное воспитание в далёком детстве откликается проблемами во взрослой жизни… И что всего несколько лет грамотного обращения с ребёнком могли бы сделать его жизнь совсем другой… Не думаю, что это может оставить кого-то равнодушным.
Если малыш не чувствует маминого принятия, ценностного к себе отношения — в возрасте трёх лет он осознаёт это формулой: "Я-плохой" (так как меня не любят), а в семь лет маленький человек начинает жить как "Я-отвергнутый". К этому времени в ребёнке уже сформировано негативное первичное базовое отношение к себе, на основе которого складывается и негативное базовое отношение к другим, к деятельности, к миру. "Мама меня не любит — знал это всегда. А раз не любит — значит, я плохой, сам виноват. Страх: меня невозможно любить…" (из клиентской истории, мужчина, 32 года). В отношениях со своими старшими ребёнок может обрести как ценный и достойный "образ" себя, позволяющий человеку свободно проявляться в мире, так и обесцененный, постыдный, лишающий права на самопроявление. На сознательный уровень "образ Я" выходит (в соответствии с представлениями возрастной психологии) в возрасте около трёх лет (!), а в семь лет этот "образ" стабилизируется в сознании ребёнка. В последующие годы "образ Я" лишь корректируется, в основном, в периоды возрастных кризисов (особенно, в подростковом возрасте). Нет сомнения, что корень зла кроется в привычном для нас воспитании послушанием, когда основой отношений взрослого с ребёнком становятся запреты, принуждение, насилие над детской волей. "Дрессировка" ребёнка послушанием непременно включает в себя его запугивание родительским отвержением: "Если плохо будешь себя вести… Ты же не хочешь… тогда слушайся (а то…). Не люблю, когда ты делаешь по-своему — делай так, как я скажу. Хочешь по-своему — тогда сам!". Мать всегда этим осаживала, когда я хотел сделать по-своему: "Раз ты такой умный — собирайся, иди и живи самостоятельно, живи, как хочешь". …Испуганный отвержением, один на один со страшной неизвестностью. Ступор, слабость перед миром, безысходность — переживания, которые я часто испытываю, будучи взрослым" (там же). Нередко можно наблюдать обычную сцену во дворе или в парке, когда мама демонстративно "бросает" совсем маленького капризничающего ребёнка, а он истошным криком пытается её вернуть. Такая мама, видимо, не понимает, что этот смертельный для ребёнка страх быть брошенным может стать глубокой душевной травмой в нём на всю жизнь, ограничивая его полноценное развитие и самореализацию. Однако запугивание детей у нас — чуть ли не национальное средство воспитания. Для того чтобы обеспечить ребёнку безопасность, его пугают "страшными дядьками", а чтобы вырос успешным — пугают неуспешностью ("станешь дворником, бомжем"). "Отец пугал, угрожал наказанием: "Я из тебя сделаю человека. Должно быть всё идеально. Делай, как хочешь, проявляй волю, но ошибка — недопустима!". …Чувство бесправия, беспомощности…" (там же). Зачастую маленький ребёнок в семье оказывается бесправным существом, он — в собственности родителей, поэтому они, что хотят, то с ним и делают, как Тарас Бульба: "Я тебя породил — я тебя и убью!". Став родителем, такой человек также подавляюще обращается с чувствами и желаниями своих детей, игнорируя их детские потребности. Так из поколения в поколение воспитание родительскими запретами становится насилием по отношению к ребёнку, а семья — тюрьмой по признаку подавления его желаний и свобод. Прилежные родители в животном мире призваны подготовить своему потомству наилучший жизненный старт тем, чтобы передать свои гены и обеспечить выживание следующему поколению. Воспитание там заключается во вскармливании детёнышей и передаче им навыков поведения. Смысл же человеческого воспитания заключается не просто во вскармливании ребёнка, но, прежде всего, в формировании человеческой личности — "питающейся" человеческими отношениями, воззрениями на мир, смыслами, ценностями. Родителям важно понимать, что воспитание это не что иное, как создание условий не только для роста физического и умственного, но и для формирования личности ребёнка, управляющей поведением в социальной среде. Наивно ожидать, что гармоничная личность с ценностным к себе отношением воспитается в школе или в детском саду под надзором профессиональных воспитателей. Увы, отношение к себе у ребёнка складывается, начиная с первых дней его жизни, исходя из тех отношений со своими старшими, в которых ребёнок находится изо дня в день, из часа в час. И от того, ляжет в основу личности ощущение самоценности или "комплекс неполноценности" зависит способность человека проявляться в мире, то есть, его правомочность среди людей и все его жизненные успехи.
|