Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Там – в РАННЕМ ДЕТСТВЕ надо менять наше БУДУЩЕЕ…
Психология
Автор: Цветкова Надежда Ивановна   
04.08.2015 16:14

Там – в РАННЕМ ДЕТСТВЕ надо менять наше БУДУЩЕЕ…Там – в РАННЕМ ДЕТСТВЕ надо менять наше БУДУЩЕЕ…

(из книги Надежды Цветковой "О восстановлении САМОЦЕННОСТИ человека")

Значение раннего детства в человеческой судьбе недооценивается, наверное, потому, что для обыденного сознания не совсем очевидна связь взрослых проблем человека с первыми годами его жизни. Когда воспитание считается обычным делом, и с ним не связывается формирование личности, родители не очень-то озабочены тем, как они своим поведением влияют на судьбу воспитываемого ими ребёнка. Но если родительскому вниманию представить неотвратимые доказательства того, как неправильное воспитание в далёком детстве откликается проблемами во взрослой жизни… И что всего несколько лет грамотного обращения с ребёнком могли бы сделать его жизнь совсем другой… Не думаю, что это может оставить кого-то равнодушным.

 

Если малыш не чувствует маминого принятия, ценностного к себе отношения — в возрасте трёх лет он осознаёт это формулой: "Я-плохой" (так как меня не любят), а в семь лет маленький человек начинает жить как "Я-отвергнутый". К этому времени в ребёнке уже сформировано негативное первичное базовое отношение к себе, на основе которого складывается и негативное базовое отношение к другим, к деятельности, к миру. "Мама меня не любит — знал это всегда. А раз не любит — значит, я плохой, сам виноват. Страх: меня невозможно любить…" (из клиентской истории, мужчина, 32 года).

В отношениях со своими старшими ребёнок может обрести как ценный и достойный "образ" себя, позволяющий человеку свободно проявляться в мире, так и обесцененный, постыдный, лишающий права на самопроявление. На сознательный уровень "образ Я" выходит (в соответствии с представлениями возрастной психологии) в возрасте около трёх лет (!), а в семь лет этот "образ" стабилизируется в сознании ребёнка. В последующие годы "образ Я" лишь корректируется, в основном, в периоды возрастных кризисов (особенно, в подростковом возрасте).

Нет сомнения, что корень зла кроется в привычном для нас воспитании послушанием, когда основой отношений взрослого с ребёнком становятся запреты, принуждение, насилие над детской волей. "Дрессировка" ребёнка послушанием непременно включает в себя его запугивание родительским отвержением: "Если плохо будешь себя вести… Ты же не хочешь… тогда слушайся (а то…). Не люблю, когда ты делаешь по-своему — делай так, как я скажу. Хочешь по-своему — тогда сам!". Мать всегда этим осаживала, когда я хотел сделать по-своему: "Раз ты такой умный — собирайся, иди и живи самостоятельно, живи, как хочешь". …Испуганный отвержением, один на один со страшной неизвестностью. Ступор, слабость перед миром, безысходность — переживания, которые я часто испытываю, будучи взрослым" (там же).

Нередко можно наблюдать обычную сцену во дворе или в парке, когда мама демонстративно "бросает" совсем маленького капризничающего ребёнка, а он истошным криком пытается её вернуть. Такая мама, видимо, не понимает, что этот смертельный для ребёнка страх быть брошенным может стать глубокой душевной травмой в нём на всю жизнь, ограничивая его полноценное развитие и самореализацию. Однако запугивание детей у нас — чуть ли не национальное средство воспитания. Для того чтобы обеспечить ребёнку безопасность, его пугают "страшными дядьками", а чтобы вырос успешным — пугают неуспешностью ("станешь дворником, бомжем"). "Отец пугал, угрожал наказанием: "Я из тебя сделаю человека. Должно быть всё идеально. Делай, как хочешь, проявляй волю, но ошибка — недопустима!". …Чувство бесправия, беспомощности…" (там же).

Зачастую маленький ребёнок в семье оказывается бесправным существом, он — в собственности родителей, поэтому они, что хотят, то с ним и делают, как Тарас Бульба: "Я тебя породил — я тебя и убью!". Став родителем, такой человек также подавляюще обращается с чувствами и желаниями своих детей, игнорируя их детские потребности. Так из поколения в поколение воспитание родительскими запретами становится насилием по отношению к ребёнку, а семья — тюрьмой по признаку подавления его желаний и свобод.

Прилежные родители в животном мире призваны подготовить своему потомству наилучший жизненный старт тем, чтобы передать свои гены и обеспечить выживание следующему поколению. Воспитание там заключается во вскармливании детёнышей и передаче им навыков поведения. Смысл же человеческого воспитания заключается не просто во вскармливании ребёнка, но, прежде всего, в формировании человеческой личности — "питающейся" человеческими отношениями, воззрениями на мир, смыслами, ценностями.

Родителям важно понимать, что воспитание это не что иное, как создание условий не только для роста физического и умственного, но и для формирования личности ребёнка, управляющей поведением в социальной среде. Наивно ожидать, что гармоничная личность с ценностным к себе отношением воспитается в школе или в детском саду под надзором профессиональных воспитателей. Увы, отношение к себе у ребёнка складывается, начиная с первых дней его жизни, исходя из тех отношений со своими старшими, в которых ребёнок находится изо дня в день, из часа в час. И от того, ляжет в основу личности ощущение самоценности или "комплекс неполноценности" зависит способность человека проявляться в мире, то есть, его правомочность среди людей и все его жизненные успехи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год