Занятие с элементами тренинга на снятие агрессии «Будь собой, но в лучшем виде». |
Психология | |||
Автор: Богданова Анастасия Валерьевна | |||
05.03.2015 10:36 | |||
Занятие с элементами тренинга на снятие агрессии «Будь собой, но в лучшем виде». Цель: обучение тому, как находить в себе скрытые особенности личности и использовать приемы для изменения в лучшую сторону; развитие способности понимания своего состояния и состояния других людей. Данное тренинговое занятие проводилось с подростками, имеющими возбудимую и экзальтированную акцентуацию характера. 1. Ритуал приветствия. Ведущий говорит, что традиционное взаимное приветствие на этом занятии мы проведем с обязательным использованием в начале фразы: «Здравствуйте, мне приятно тебе сказать...» Участники вправе закончить беседу по своему усмотрению, но начало диалога должно быть именно таким. Необходимо найти несколько самых теплых слов для каждого человека. Подойти обязательно к каждому и непременно с улыбкой. Участникам объясняется, что диалог не должен затягиваться, ведь нужно отдать часть своего тепла другим. Участники не должны жалеть своей души, своего тепла, отдавая, они только приобретают! Очень важно с какого упражнения начинается тренинговое занятие. Данное упражнение очень хорошо подходит на снятие агрессии. Оно поднимает настроение, делает участников добрее. 2. Упражнение «Я – подарок для человечества». Ведущий говорит о том, что каждый человек — это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо любому из нас. Далее он предлагает участникам подумать, в чем состоит их исключительность уникальность, над тем, что они действительно, являются подарком для человечества. Участникам необходимо аргументировать свое утверждение, например: «Я подарок для человечества, так как я...» Это упражнение позволяет подросткам найти в себе скрытые особенности личности. 3. Упражнение «Письмо себе любимому». Ведущий дает установку участникам: - Сейчас вы напишете письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? (Участники занятия высказывают свои мнения.) Вы сами. Напишите письмо себе, любимому. Далее ведущий задает вопрос: Кто хочет пересказать или зачитать свое письмо? Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: - с какими чувствами писали письма? - важно, с какими чувствами, а не про что. В этом упражнении стоит обратить внимание на то, как кто-то себя же и поучает, кто-то смотрит на себя снизу вверх, кто-то делится с собой теплом и нежностью, кто-то с собой на дружеской ноге, кто-то радуется себе, близкому, а кто-то тоскует по тому, каким он был когда-то. 4. Упражнение «Секрет». Участникам предлагается попробовать отыскать в себе скрытые особенности. Сделать это необходимо следующим образом. Представить, что сумасшедший ученый создал робота — точную копию участников. Ваш двойник идентичен вам во всех деталях. Но поскольку он — орудие зла, вы не хотели бы, чтобы люди принимали его за вас. Ведущий предлагает участникам ответить на следующие вопросы: - Что в вас есть такого, что невозможно продублировать? - Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену? - Если есть кто-то, знающий ваши секреты, может ли он воспользоваться этим, чтобы идентифицировать вас? - Вы открыли все секреты, но робот ухитрился воспроизвести все в точности. Какой самый важный секрет вы раскроете в последнюю очередь, чтобы хоть самому убедиться, что вы — это вы, а не ваша копия? Отвечая, на эти вопросы подростки еще раз осознают свою уникальность свои особенности личности и используют различные приемы для изменения в лучшую сторону. 5. Упражнение «Восковая палочка». Группа стоит в кругу близко друг к другу, выставив ладони на уровне груди внутрь круга. Руки согнуты в локтях. Участник в центре круга — «восковая палочка». Его ноги «прибиты» к полу, а костей у него нет. «Палочка», закрыв глаза, качается, группа мягко перепасовывает ее от одного члена группы к другому. Это упражнение может быть использовано как тест на групповую сплоченность, индивидуальную агрессивность, тревожность и напряженность. 6. Упражнение «А ну-ка, почеши мне спину…» Это упражнение направлено на опосредованное снятие агрессии, где сочетаются двигательная активность и возможность спроецировать имеющуюся агрессию, обиду на кого-то через заложенные в игре речевые формулы. Все участники встают в круг и начинают отбивать определенный ритм правой ногой и щелкать пальцами правой руки, при этом повторяя следующие слова: «А ну-ка, почеши мне спину- раз! На каждый счет выбрасывается соответствующее количество пальцев, а на последнюю фразу все поворачиваются вокруг своей оси, шутливо крутя руками, как в танце. Основными механизмами этого упражнения, как уже было отмечено выше, является проекция агрессии за счет слов, а так же двигательная активность. Упражнение начинается с невысокого темпа, затем слова повторяются все быстрее и быстрее, пока участники не устанут. 7. Упражнение «Автопилот». Это упражнение помогает подросткам еще лучше разобраться в себе и настроиться на радостную и продуктивную жизнь в дальнейшем. Участники должны записать не менее десяти фраз-установок типа: «Я умный!», «Я сильный!», «Я обаятельная!», «Я красивая!» и т. п. Естественно, эти установки должны относиться непосредственно к самим участникам, отражать их жизненные цели и стремление стать именно таким. Ведущий объясняет, что отнестись к этому упражнению следует серьезно, так как жизнь человека во многом определяется именно тем, что он о себе думает, что он чаще всего себе говорит. Ни в коем случае нельзя писать фраз, подчеркивающих ваши слабости и недостатки. Это должна быть оптимистическая программа будущего, своеобразный автопилот, который поможет в любых жизненных ситуациях. 8. Ритуал прощания. Каждый участник по кругу должен пожелать что-то хорошее, приятное на будущее своему соседу.
|