В моей практике большая часть обращений родителей, для индивидуальной работы, по поводу агрессивного или другого трудного поведения их ребенка. Работая с такими детьми дошкольного возраста, я особо обращаю внимание на эмоциональные потребности таких детей. Важный инструмент в такой работе - концепция возрастных стадий развития Памелы Левин, разработанная в теории трансактного анализа (ТА), по которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи развития, подготавливая переход к следующей стадии. Памела Левин выделяет следующие возрастные стадии:
1. Стадия существования ( от 0 до 6 месяцев); 2. Стадия действия ( от 6 до 18 месяцев); 3. Стадия мышления ( от 18 до 3 лет); 4. Стадия идентичности и силы ( от 3 до 6 лет); 5. Стадия структуры ( от 6 до 12 лет); 6. Стадия идентификации, сексуальности и отделения ( от 12 до 18 лет). На каждой стадии развития ребенок выполняет определенные задачи и принимает определенные решения. Родители, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития. Ошибки в воспитании вызывают застревание (остановку) развития на какой-либо стадии, что приводит к формированию психосоциальных проблем в подростковом и взрослом возрасте. На данном этапе развития ( до 6 лет), родители проявляя "правильное" и "полезное" поведение в воспитании помогают ребенку принимать и решать ряд задач: жить и процветать, доверять людям, безопасно исследовать мир, доверять своим ощущениям, выражать чувства и справляться с ними, устанавливать идентичность собственной личности. Но проявляя "вредное" поведение в воспитании, такое как: непоследовательность, игнорирование, высмеивание, критика за исследование и т.д. ребенок принимает детские решения в ответ на такой опыт взаимодействия с родителями. Эти решения являются основными компонентами жизни ребенка, которые ограничивают его жизнь. Ребенок начинает проявлять социально неприемлемое поведение, отказывается исследовать мир, выходит из-под контроля, бьет, кусается. Ребенок, как никто другой, может верить в то, что его поведение могет помочь ему достичь того, в чем он нуждается. Чем младше ребенка приводят на прием, тем больше я использую невербальные интервенции, т.е. рисунки или игры. Об одной из таких методик я хотела бы рассказать подробней.
"РАЗГОВОР С РУКАМИ"
Цель: развитие позитивного самовосприятия, отреагирование эмоций, развитие коммуникативных навыков.
Задачи: Облегчение процесса коммуникации, создание отношений взаимного принятия, эмпатии, исследование и выражение чувств в социально приемлемой форме, обучение безопасному способу разрядки, развитие чувства внутреннего контроля.
Возрастные рамки: до 6 лет.
Инвентарь: карандаши, лист бумаги.
Ориентировочное время работы: 30 мин.
Алгоритм работы: В эту игру играют, если ребенок склонен к дракам, разрушению, существуют коммуникативные проблемы, полезна детям с аутизмом. Взрослый предлагает ребенку обвести контур ладошек, а затем "оживить" их: нарисовать им лица (глазки, ротик, носик и т.д.), можно раскрасить пальчики цветными карандашами. Затем взрослый начинает разговор с пальчиками, распрашивая их об их привычках и привязанностях, о том, что они любят и чего не любят. Отвечать может ребенок, но если он молчит, то взрослый сам отвечает за пальчики, рассказывая о том, какие они хорошие, как много они умеют. Потом взрослый говорит:"Но пальчики иногда не слушаются своего хозяина",- и предлагает заключить с непослушными пальчиками "договор", что они, например, в течении 2-3 дней не будут никому причинять боль и не будут ничего ломать, будут делать только хорошее: здороваться, рисовать, играть, помогать хозяину одеваться и раздеваться. Для детей с дефицитом внимания назначают меньший срок- 1-2 дня (или несколько часов). После того, как ребенок вступает в игру, через оговоренный промежуток времени повторяют рисование с ним, похвалив пальчики и их хозяина , а также предложив большой срок действия "договора". Примерный список задаваемых вопросов: 1.Как их зовут? 2. Сколько им лет? 3. Где они находятся? 4.Что они видят вокруг себя? 5. Есть ли кто-нибудь рядом? 6. Кто это? 7. Что они говорят пальчикам? 8. Что они отвечают? 9. Слышишь ли они какие-нибудь другие звуки? 10. Может быть они чувствуют какие-то запахи или ощущают что-то на вкус? 11. Может быть они испытывают физические ощущения или эмоции? 12. Кто из них главный? 13. Кто из них помогает друг другу? 14. Кто из них борется друг с другом? 15. Кто из них слабее? 16. Кто сильнее? 17. Любят ли они ходить в детский сад? 18. Что их больше всего обижает?( а не кто) 19. За что их ругают? 20. Что они делают когда им плохо? 21. Какое их любимое блюдо? 22. Чтобы они хотели, чтобы им подарили? 23. Что они больше всего любят? 24. Как они относятся к своей маме, папе? 25. Что им сейчас больше всего хочется? 26. Что им сейчас больше всего хочется сделать? 27. Что пальчики хотят, чтобы сделал взрослый сейчас (психолог)?
Выводы: Данная техника проста в исполнении и рекомендована для специалистов работающих с детьми. Причем, художественные достоинства рисунка не являются оценочным материалом, важен сам процесс взаимодействия с ребенком. При этом и у ребенка, и у взрослого, благодаря игровой ситуации, есть возможность искренне выразить свои чувства, узнать подлинные переживания, образно рассказать о себе и о своих проблемах. "Оживляя" пальчики, ребенок ощущает взрослую ответственность за их действия, за их "жизнь", слова, поведение, учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. По тому, как и что ребенок рассказывает, кого осуждает, кому сочуствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими. В процессе работы с ребенком получаю ответы на такие вопросы: 1. В чем ребенок нуждается. 2. Какие чувства у ребенка позволены , а какие запрещены. 3. Какая у ребенка роль в семье. 4. Какие запреты ребенок слышит. 5. Какие решения ребенок принимает. 6. В каких разрешениях ребенок нуждается. 7. В какой защите ребенок нуждается. Данная методика основана на ключевых идеях, которые лежат в основе ТА. Эти идеи разграничивают ТА от любой другой психологической системы. Во-первых в методике используется практический метод ТА: контрактный метод. Заключенный в процессе игры "договор" (контракт), побуждает ребенка делать определенные действия для изменения своего поведения, играя, ребенок учится нести ответственность за свои чувства и поступки, учится брать ответственность за свое поведение. Основываясь на другой идее ТА, что все люди нуждаются в поглаживаниях (акте признания) для поддержания своего физического и психологического здоровья, в процессе самой игры взрослый, дает положительные поглаживания за знакомство, участие, творческие способности, энергию, честность и т.д.( "Ты мне нравишься таким, какой ты есть", " Тебе не обязательно быть злым, драчливым, кричать, чтобы получить то, что ты хочешь"). Это позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе доверия, некоторой интимности, взаимодействия, принятия новых решений т.д. Основываясь на главный принцип ТА: что все люди ОК, хотя их поведение может быть и не ОК, взрослый косвенно убеждает ребенка в том ,что он подружится со своими пальчиками, сделает их добрыми. В процессе игры, взрослый подтверждает способность ребенка изменять свое поведение, побуждая его такими наставлениями как: " Когда ты захочешь, ты можешь перестать драться (обманывать, выходить из себя и т.д.), "Можеть быть ты и маленький, но когда ты захочешь, ты можешь изменить свое поведение"). Так, с одной стороны, у ребенка развивается позитивное восприятие, а с другой стороны он задумывается над проблемой (поведением). Данная методика способствует выработке необходимых навыков общения, формированию уверенности, воспитывает уважение к чувствам и переживаниям другого человека, помогает приобрести опыт гармоничных отношений.
Литература: 1. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Приктикум для детского психолога(2-е изд)/Серия "Практический практикум".-Ростов н/Д: феникс,2005. 2.Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.-СПбю: речь, 2003 3.Штайнер К. Сценарии жизни людей 4.Стюарт И., Джоинс В. В моей практике большая часть обращений родителей, для индивидуальной работы, по поводу агрессивного или другого трудного поведения их ребенка. Работая с такими детьми дошкольного возраста, я особо обращаю внимание на эмоциональные потребности таких детей. Важный инструмент в такой работе - концепция возрастных стадий развития Памелы Левин, разработанная в теории трансактного анализа (ТА), по которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи развития, подготавливая переход к следующей стадии. Памела Левин выделяет следующие возрастные стадии: 1. Стадия существования ( от 0 до 6 месяцев); 2. Стадия действия ( от 6 до 18 месяцев); 3. Стадия мышления ( от 18 до 3 лет); 4. Стадия идентичности и силы ( от 3 до 6 лет); 5. Стадия структуры ( от 6 до 12 лет); 6. Стадия идентификации, сексуальности и отделения ( от 12 до 18 лет). На каждой стадии развития ребенок выполняет определенные задачи и принимает определенные решения. Родители, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития. Ошибки в воспитании вызывают застревание (остановку) развития на какой-либо стадии, что приводит к формированию психосоциальных проблем в подростковом и взрослом возрасте. На данном этапе развития ( до 6 лет), родители проявляя "правильное" и "полезное" поведение в воспитании помогают ребенку принимать и решать ряд задач: жить и процветать, доверять людям, безопасно исследовать мир, доверять своим ощущениям, выражать чувства и справляться с ними, устанавливать идентичность собственной личности. Но проявляя "вредное" поведение в воспитании, такое как: непоследовательность, игнорирование, высмеивание, критика за исследование и т.д. ребенок принимает детские решения в ответ на такой опыт взаимодействия с родителями. Эти решения являются основными компонентами жизни ребенка, которые ограничивают его жизнь. Ребенок начинает проявлять социально неприемлемое поведение, отказывается исследовать мир, выходит из-под контроля, бьет, кусается. Ребенок, как никто другой, может верить в то, что его поведение могет помочь ему достичь того, в чем он нуждается. Чем младше ребенка приводят на прием, тем больше я использую невербальные интервенции, т.е. рисунки или игры. Об одной из таких методик я хотела бы рассказать подробней.
"РАЗГОВОР С РУКАМИ"
Цель: развитие позитивного самовосприятия, отреагирование эмоций, развитие коммуникативных навыков.
Задачи: Облегчение процесса коммуникации, создание отношений взаимного принятия, эмпатии, исследование и выражение чувств в социально приемлемой форме, обучение безопасному способу разрядки, развитие чувства внутреннего контроля.
Возрастные рамки: до 6 лет.
Инвентарь: карандаши, лист бумаги.
Ориентировочное время работы: 30 мин.
Алгоритм работы: В эту игру играют, если ребенок склонен к дракам, разрушению, существуют коммуникативные проблемы, полезна детям с аутизмом. Взрослый предлагает ребенку обвести контур ладошек, а затем "оживить" их: нарисовать им лица (глазки, ротик, носик и т.д.), можно раскрасить пальчики цветными карандашами. Затем взрослый начинает разговор с пальчиками, распрашивая их об их привычках и привязанностях, о том, что они любят и чего не любят. Отвечать может ребенок, но если он молчит, то взрослый сам отвечает за пальчики, рассказывая о том, какие они хорошие, как много они умеют. Потом взрослый говорит:"Но пальчики иногда не слушаются своего хозяина",- и предлагает заключить с непослушными пальчиками "договор", что они, например, в течении 2-3 дней не будут никому причинять боль и не будут ничего ломать, будут делать только хорошее: здороваться, рисовать, играть, помогать хозяину одеваться и раздеваться. Для детей с дефицитом внимания назначают меньший срок- 1-2 дня (или несколько часов). После того, как ребенок вступает в игру, через оговоренный промежуток времени повторяют рисование с ним, похвалив пальчики и их хозяина , а также предложив большой срок действия "договора". Примерный список задаваемых вопросов: 1.Как их зовут? 2. Сколько им лет? 3. Где они находятся? 4.Что они видят вокруг себя? 5. Есть ли кто-нибудь рядом? 6. Кто это? 7. Что они говорят пальчикам? 8. Что они отвечают? 9. Слышишь ли они какие-нибудь другие звуки? 10. Может быть они чувствуют какие-то запахи или ощущают что-то на вкус? 11. Может быть они испытывают физические ощущения или эмоции? 12. Кто из них главный? 13. Кто из них помогает друг другу? 14. Кто из них борется друг с другом? 15. Кто из них слабее? 16. Кто сильнее? 17. Любят ли они ходить в детский сад? 18. Что их больше всего обижает?( а не кто) 19. За что их ругают? 20. Что они делают когда им плохо? 21. Какое их любимое блюдо? 22. Чтобы они хотели, чтобы им подарили? 23. Что они больше всего любят? 24. Как они относятся к своей маме, папе? 25. Что им сейчас больше всего хочется? 26. Что им сейчас больше всего хочется сделать? 27. Что пальчики хотят, чтобы сделал взрослый сейчас (психолог)?
Выводы: Данная техника проста в исполнении и рекомендована для специалистов работающих с детьми. Причем, художественные достоинства рисунка не являются оценочным материалом, важен сам процесс взаимодействия с ребенком. При этом и у ребенка, и у взрослого, благодаря игровой ситуации, есть возможность искренне выразить свои чувства, узнать подлинные переживания, образно рассказать о себе и о своих проблемах. "Оживляя" пальчики, ребенок ощущает взрослую ответственность за их действия, за их "жизнь", слова, поведение, учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. По тому, как и что ребенок рассказывает, кого осуждает, кому сочуствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими. В процессе работы с ребенком получаю ответы на такие вопросы: 1. В чем ребенок нуждается. 2. Какие чувства у ребенка позволены , а какие запрещены. 3. Какая у ребенка роль в семье. 4. Какие запреты ребенок слышит. 5. Какие решения ребенок принимает. 6. В каких разрешениях ребенок нуждается. 7. В какой защите ребенок нуждается. Данная методика основана на ключевых идеях, которые лежат в основе ТА. Эти идеи разграничивают ТА от любой другой психологической системы. Во-первых в методике используется практический метод ТА: контрактный метод. Заключенный в процессе игры "договор" (контракт), побуждает ребенка делать определенные действия для изменения своего поведения, играя, ребенок учится нести ответственность за свои чувства и поступки, учится брать ответственность за свое поведение. Основываясь на другой идее ТА, что все люди нуждаются в поглаживаниях (акте признания) для поддержания своего физического и психологического здоровья, в процессе самой игры взрослый, дает положительные поглаживания за знакомство, участие, творческие способности, энергию, честность и т.д.( "Ты мне нравишься таким, какой ты есть", " Тебе не обязательно быть злым, драчливым, кричать, чтобы получить то, что ты хочешь"). Это позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе доверия, некоторой интимности, взаимодействия, принятия новых решений т.д. Основываясь на главный принцип ТА: что все люди ОК, хотя их поведение может быть и не ОК, взрослый косвенно убеждает ребенка в том ,что он подружится со своими пальчиками, сделает их добрыми. В процессе игры, взрослый подтверждает способность ребенка изменять свое поведение, побуждая его такими наставлениями как: " Когда ты захочешь, ты можешь перестать драться (обманывать, выходить из себя и т.д.), "Можеть быть ты и маленький, но когда ты захочешь, ты можешь изменить свое поведение"). Так, с одной стороны, у ребенка развивается позитивное восприятие, а с другой стороны он задумывается над проблемой (поведением). Данная методика способствует выработке необходимых навыков общения, формированию уверенности, воспитывает уважение к чувствам и переживаниям другого человека, помогает приобрести опыт гармоничных отношений.
Литература: 1. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Приктикум для детского психолога(2-е изд)/Серия "Практический практикум".-Ростов н/Д: феникс,2005. 2.Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.-СПбю: речь, 2003 3.Штайнер К. Сценарии жизни людей 4.Стюарт И., Джоинс В.
|