Рабочая программа педагогога-психолога в соответствии с ФГОС |
Психология | |||||||||||||||||||
Автор: Юраш Юлия Викторовна | |||||||||||||||||||
06.02.2015 22:04 | |||||||||||||||||||
Пояснительная записка Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОО в работе с детьми раннего и дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОО. Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОО, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОО. Цель программы психологическое сопровождение участников образовательного процесса, охрана и укрепление психического здоровья детей, коррекция недостатков в их психическом развитии. Задачи программы - предупреждать возникновение проблем развития ребенка; - оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития. - повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов; - обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОО в целом. Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Разработана с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования ДЕТСТВО: / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.;ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.
Направления психолого-педагогической деятельности:
Согласно ФГОС ДО в ДОО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы. Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно: - индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития); - оптимизации работы с группой детей. Цель диагностической деятельности: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая. Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития. В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л.С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка. Направление реализуется по следующим разделам: ü «Развивающая работа по коррекции проблем в развитии дошкольников (группа риска)»; ü «Развивающая работа в период адаптации ребенка в ДОО»; ü «Психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам»; ü «Развивающая работа в рамках психологической готовности к школьному обучению»; ü «Развивающая работа по преодолению трудностей в развитии одаренных дошкольников» и др.
Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОО педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка. Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития. Такими задачами выступают: - преодоление дидактогений, оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка; - оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОО; - обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции; - помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций; - формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.
Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО. Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.
Работа с родителями заключается в оказании им психологической помощи через индивидуальные и групповые консультации, организации совместной деятельности родителей и детей. Расширение возможностей понимания родителями своего ребёнка, улучшение родительских взаимоотношений с ребёнком;
Работа с педагогами предусматривает индивидуальные консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей и выработке единой стратегии воспитания, методические рекомендации по организации проведения занятий.
Объем образовательной нагрузки Продолжительность коррекционных и развивающих занятий: I и IIмладшая группы – 8-10 минут в день Средняя группа – 20 минут в день Старшая группа – 25 минут в день Подготовительная группа –30 минут в день
Планирование коррекционно - развивающей работы
МЛАДШАЯ ГРУППА
Цели: Развитие когнитивной и эмоциональной сферы, через систему обучающих игр.
Задачи:
Методическое обеспечение реализации рабочей программы Список литературы используемый для подготовки образовательного процесса:
|