Изучение игровых предпочтений проводилось с помощью анкеты, предложенной Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Цель: изучение игровых предпочтений . Проведение исследования. Индивидуально с детьми 3-4 лет, в исследовании участвуют 20 детей. Метод исследования : беседа. Первый вопрос: «Любишь ли ты играть? Где тебе больше всего нравится играть: дома, в группе, на прогулке? Почему?» 7 - детей предпочитают игры дома. Основная причина игр дома: «дома свои любимые игрушки», «мама с папой играют со мной»; «братик играет»; 7 – детей любят играть на прогулке («можно поиграть с песком, сделать тортики», «есть горки», «можно лепить снежную бабу»). 6 - детей предпочитают играть в детском саду, объясняя это тем, что «есть детки, с которыми можно играть», «в детском саду очень много игрушек».
Второй вопрос: «В какие игры ты играешь? В какие игры ты любишь больше всего играть и почему? В какие игры ты бы хотел играть?» Предпочитают игры «в дочки-матери» - 13 детей «магазин» - 2 ребенка «автобус» - 4 ребенка «школа» - 1 ребенок Объяснить, почему дети любят играть в эти игры, не смогли, часто ответом детей были слова «потому что». Третий вопрос: «Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх и почему? Что бы ты хотел делать в играх?» Отвечая на вопрос, дети правильно называли игровые действия. Ответы детей Роль мамы - 12детей Роль папы – 1 ребенок Водитель – 2 ребенка Покупатель – 2 ребенка Человек Паук – 1 ребенок Педагог – 1 ребенок Не принимает роль – 2 ребенка Название игры. Игровые действия. «Дочки-матери» Ухаживают за дочкой, кормят, укладывают спать, гуляют - 10детей «Автобус» Катают машинку, ремонтируют машинку - 4 ребенка «Магазин» Делают покупки – 2 ребенка «Школа» Учит детей считать, спрашивает домашнее задание – 1 ребенок «Гонщик» Гоняет, попадает в аварию, вызывает ДПС – 1 ребенок «Человек-паук» Паутины делает, кидает, запутывает паутину – 1 ребенок «Барби» Пользуется косметикой- 1 ребенок Полученные данные свидетельствуют о том, что для реализации роли младшие дошкольники используют игровые действия с предметами и внешние признаки быта дома, но не понимают суть и общественный смысл социальных ролей матери и отца, т.е. не реализуют взаимоотношения. Так, например, на вопрос, почему нравится играть именно в эти игры, дети отвечали: «я хочу быть как мама», «быть красивой как мама», «хочу краситься как мама», «хочу, как папа водить машину». Четвертый вопрос: «Кем ты бываешь в играх? Кем ты чаще всего бываешь в играх и почему?» выяснили, что дети предпочитают играть, подражая своим близким, а единицы персонажам из просмотренных мультфильмов. Большинство (12) младших дошкольников в играх принимают на себя роль мамы, 1 ребенок играет роль папы; меньшее количество (2) детей предпочитают роль водителя и (2) покупателей; один мальчик в игре всегда принимает роль «Человека-Паука»; одна девочка выбирает роль педагога. И только один ребенок не принимает на себя роль в игре. Пятый вопрос: «Кем ты любишь быть в играх и почему? Кем бы ты хотел быть?» 10 детей - мамой; 1 ребенок – папой; 2 ребенка -водителем; врачом -1; Человеком-Пауком - 1; феей Винкс - 1; Чебурашкой - 1; главной Королевой – 1 ;Котом в сапогах -1; гонщиком -1. Таким образом, большинство младших дошкольников (13детей) проигрывают роли, связанные с бытом и профессиями, меньшее количество (7) детей играют в героев мультфильмов. Шестой вопрос: «Какие у тебя есть игрушки?» Выяснили, что у 12 младших дошкольников больше популярны мягкие игрушки (собаки, лошадки, кошечки, рыбки, плюшевые мишки и др.), меньшее количество 8 детей предпочитают такие как: куклы, коляски, сумочку с косметикой, куклы Винкс, роботы, Чебурашку и Буратино. Седьмой вопрос «С кем ты чаще всего играешь и почему?» Большинство детей играют с мамой – 10 детей 5 детей, играют с братьями и сестрами. 4 ребенка - играют всей семьей (в настольные игры, строят из кубиков) 1 ребенок всегда играет один. Играть со сверстниками в группе любят все 20 детей. На основании результатов исследования игровых предпочтений можно сделать следующий вывод: дети любят играть дома, на прогулке и в детском саду. Называют основной причиной игр наличие значимых взрослых и любимых игрушек. Можно предположить, что родители действительно стараются создать в домашних условиях игровую среду для своих детей, но недостаточно активно принимают участие в детских играх .У 12 детей наиболее популярными оказались игры на бытовые сюжеты: кормление, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. В этих играх дошкольники предпочитают играть, подражая своим близким. Только четыре ребенка разыгрывают сцены из просмотренных мультфильмов, а двое детей играют в парикмахерскую и магазин. Для реализации роли младшие дошкольники использует игровые действия с предметами и внешние признаки быта дома, но не понимают суть и общественный смысл социальных ролей матери и отца, т.е. не реализуют взаимоотношения. Главная роль, которую бы хотели занимать дети в игре, была «мама». Следует обратить внимание на то, что на распределение игровых предпочтений существенное влияние оказывают гендерные роли детей. Соответственно, мальчики выбирают роли водителя, гонщика, солдата, папы и т.п. Девочки - мамы, дочки, феи Винкс и пр. В играх детей наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. Ребенок стремится определить для себя роль, может на какое-то время увлечься ею. Однако интересы детей еще неустойчивы, малыш часто переключается с одной роли на другую, зачастую неоправданно меняет сюжет игры. Большинство детейпредпочитают мягкие игрушки (собаки, лошадки, кошечки, рыбки, плюшевые мишки и др.), меньшее количество дошкольников играют куклами, колясками, сумочками с косметикой и игрушками из мультиков (кукла Винкс, роботы, Чебурашка и Буратино). Необходимо отметить, что детине могут пояснить, зачем им мягкие игрушки. В игре частично их применяют 9 детей. Иногда используют предметы-заместители, переходят на обозначение и за-мену предметов и действий словом, самостоятельно используют атрибуты (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.). 5 детей активно используют игрушки и предметы-заместители. Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители и совершенствуют способы действия с предметами. Хорошо освоены предметно-игровые действия; играют с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, сопровождают их словесными обозначениями. 3 дошкольника свободно осуществляют игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками-самоделками. Эти дети широко используют в игре подсобный материал. По ходу игры заменяют необходимые предметы. 3 дошкольника затрудняются в использовании предметов-заместителей и игрушек. Дети принимают от взрослого и выполняют действия с предметами-заместителями, используют атрибуты по подсказке взрослого. В совместных играх они сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются (один причесывает другого). Игровые предметы, применяемые в игре младшими дошкольниками однообразны, и используются по назначению.
|