В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития можно проанализировать те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Дошкольники с общим недоразвитием речи часто отличаются повышенной нервно-психической истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, проявляют недостаточность нейродинамического компонента психической деятельности, проявляющуюся в легкой отвлекаемости, неустойчивости внимания, неустойчивой работоспособности. У этих детей отмечаются низкий уровень запоминания, неготовность принять предлагаемую задачу. Дети испытывают затруднения в ориентировке по схеме. Замечено, что их движения достаточно неловки, некоординированны, неточны. Связная речь характеризуется ошибками в передаче логической последовательности, пропусками отдельных звеньев, «потерей» действующих лиц. Часто наблюдается следующая взаимосвязь: чем тяжелее анамнез, тем выраженнее недостаточность со стороны речевого и психического развития детей.
У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков. Общение детей с ОНР друг с другом отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Большинство детей предпочитает играть в одиночку, игра носит эпизодический характер. Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре. Весьма редко наблюдаются случаи личностных контактов детей с ОНР друг с другом. Задержка появления речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь. Необходимость психологической помощи детям, имеющим общее недоразвитие речи, с нарушениями в познавательной и социально-коммуникативной сферах, усиление ее профилактических аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей нашего дошкольного учреждения. Работу по профилактике и коррекции нарушений в социально-коммуникативной и познавательной сферах в старшей логопедической группе можно поделить на три блока: I. Диагностический. Исследуются особенности поведения детей в конкретной группе; на основе диагностических методик выявляется исходный уровень развития эмоциональной и коммуникативной сферы:
Метод наблюдения Социометрия Методика “Моя семья” Методика “Несуществующее животное” Экспресс-диагностика
П. Коррекционный. Профилактика и коррекция психологических изменений личности ребёнка, развитие интеллектуальных способностей, оказание помощи в преодоление барьеров в общении. III. Итоговый. В конце всего цикла занятий организуется выставка детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы с психологом. В первом блоке в результате психологической диагностики выяснилось, что большинство детей испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими, а также имеют проблемы в личностной и познавательной сферах. В связи с этим возникла необходимость создания плана-программы “Готовимся к школе вместе” (за основу бралась тренинговая программа “Готовимся к школе вместе” И.В.Спиридоновой), основной целью которой является профилактика и преодоление нарушений в коммуникативной сфере. Целью тренинговых занятий для детей старшей логопедической группы является комплексное психологическое сопровождение дошкольников, а именно: Формирование навыков конструктивного межличностного общения и сотрудничества; Развитие эмоционально-волевой сферы; Формирование компонентов психологической готовности к обучению в школе; Цикл включает в себя 16 занятий, имеющих определённую структуру: 1. Приветствие Помогает сосредоточить внимание детей, настроить их на работу. Приветствие представляет собой коммуникативную игру, которая позволяет дошкольникам почувствовать свою значимость для группы и причастность к ней, запомнить определённый речевой оборот. 2. Основная часть Здесь решаются главные задачи занятия. Эта часть включает игры, упражнения, совместную деятельность детей, беседы, чтение художественной литературы, слушание музыкальных фрагментов, рисование и пр. Основная часть может заканчиваться релаксационным упражнением, которое помогает привести в равновесие эмоциональное состояние воспитанников. В качестве отдыха также используются подвижные игры, «минутки шалости». 3. Итог занятия Позволяет детям высказать и обобщить впечатления от занятия, осознать чувства и эмоциональные переживания, развивает рефлексию. 4. Ритуал прощания Это своеобразная «точка» в занятии. Дошкольники прощаются друг с другом и с психологом. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия – до 30 минут. Оптимальное количество участников – 6 – 10. Тренинговые занятия состоят из двух циклов: 1. «Учимся быть вместе» (для детей старшей логопедической группы); 2. «Готовимся к школе вместе» (для детей подготовительной логопедической группы). Коррекционная работа по преодолению и профилактике нарушений осуществляться в тесной взаимосвязи психолога с логопедом, воспитателями, родителями детей. На родительских собраниях я знакомлю родителей с целями и задачами работы с детьми, рассказываю о содержании занятий, о помощи, которую родители могут оказать детям дома. Во время занятий дети сидят на стульчиках или на ковре, образуя круг, а также свободно передвигаются по комнате, исходя из целей игр и упражнений. Активность воспитанников должна быть не только двигательной, но и словесной, даже если речевое оформление высказывания ребёнка далеко от совершенства В процессе работы вводятся следующие правила поведения на занятии: – говорить по очереди; – и всем слушать того, кто говорит; – соблюдать правила игр и упражнений, предлагаемых на занятии; – соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре; – учитывать запрет на выкрикивания типа «Можно я?», «Дайте мне!».
На тренинговых занятиях используются следующие основные методы и приёмы:
Игры с правилами на развитие высших психических функций, мелкой моторики, произвольной сферы. Игры и упражнения на сотрудничество, развитие навыков межличностного взаимодействия, объединение участников (игры-приветствия, игры-взаимодействия). Этюды на развитие эмоциональной выразительности, снятие напряжения, релаксационные игровые упражнения. Моделирование и анализ проблемных ситуаций. Беседы. Рассказы взрослых и детей, сочинение историй. Чтение художественных произведений с последующим их обсуждением. Слушание музыки, рассматривание рисунков и фотографий. Упражнения творческого и подражательно-исполнительского характера. Совместная творческая деятельность (рисование, конструирование, элементы театральной деятельности).
В результате итогового обследования детей старшей логопедической группы после проведенной коррекционной работы:
· наблюдается улучшение в сотрудничестве детей друг с другом;
· существенно снизилось эмоциональное напряжение, тревожность;
· дети стали намного лучше регулировать свои эмоциональные состояния;
· наметилось также улучшение в понимании себя и других людей, дети стали выстраивать позитивные отношения друг с другом;
· есть положительная динамика в развитии воображения, памяти, мыслительных операциях и речи;
· дети стали лучше думать и рассуждать, находить выход из сложных ситуаций.
Таким образом, можно говорить о положительной динамике в социально-коммуникативном и познавательном развитии детей с общим недоразвитием речи.
Список литературы:
1. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М: Книголюб, 2004,
2. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост.: С.В. Велиева. СПб: Речь, 2007.240 с.
3. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М 2004.
4. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5–7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 стр.
5. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис. – 2003. – 208 с.
6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2002.
8. Романов А.А.Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: “Романов”, 2001.
9. Рябцева С.В. Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 80 с.
10. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М., 1995.
|