Программа «Развитие эмоционального интеллекта и лидерства» Пояснительная записка Развитие ребенка очень тесно взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции влияют на познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. По мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, проявляются лидерские качества, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. Данная программа помогает решить эти задачи. Программа «Развитие эмоционального интеллекта и лидерства» разработана на основе авторской программы Танковой О.В. «Как воспитать будущего президента».
В содержание внесены изменения по ознакомлению детей с эмоциональным состоянием человека. Дети глубже знакомятся с такими эмоциональными чувствами, как грусть, радость, страх, удивление. Эта работа позволит ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что обозначает его эмоциональное состояние, дать ему словесное наименование. Учитывая возрастные особенности детей дошкольников, в программу также включены занятия в «Творческой мастерской», где дети смогут выразить и передать свои эмоции разнообразными художественными средствами. Предлагаемая программа позволит ребенку легче адаптироваться в группе детей, создаст безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объеденит детей совместной деятельностью, повысит уверенность в своих силах. Основной целью является: развитие эмоционального интеллекта и лидерства, профилактика и коррекция эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы: 1. Ознакомление с методами самопознания через изучение своей внешности, знакомства с историей своего имени, основами психологии (введение информации о темпераменте, характере, эмоциях, настроении, способностях), формировать чувство собственной значимости у детей, умение адекватно себя оценивать, побуждать к самосовершенствованию. 2. Обучение навыкам общения. 3. Развитие умения изображать различные виды эмоций, черты характера, распознавать чувства других людей и сопереживать им. Замечать положительные качества окружающих. 4. Стимулировать в детях проявление самостоятельности, способности принимать решение, находить выход из проблемной ситуации. 5. Осуществлять работу по профилактике детских страхов, снижении тревожности, способствовать овладению методами борьбы со страхами. 6. Развитие у детей основ произвольности поведения, артистичности, креативности мышления. 7. Обучение методам саморегуляции, снятия физической усталости. Принципы программы 1. Принцип подбора и сочетания различных видов деятельности, динамики занятий. 2.Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка и группы. Принцип постепенности 3.Принцип добровольности (ребенок имеет право отказаться от выполнения какого-либо задания). 4.Принцип доступности. 5.Принцип положительного эмоционального климата во время проведения занятий 6.Принцип направленности на общее психическое развитие ребенка. 7 .Принцип эмоционального стимулирования (похвала, опора на положительные качества ребенка, совместная деятельность и т.д.) 8.Принцип самоизучения (получая информацию, дети соотносят ее с собой, таким образом развивается рефлексия). Программа расчитана на два года обучения. Первый год обучения - старшая группа (5-6 лет). Второй год обучения – подготовительная группа (6-7 лет). Занятия планируются один раз в неделю. Программа состоит из 34 занятий (16– для старшей группы, 18– для подготовительной). Продолжительность занятий: в старшей – 15-20 минут, в подготовительной группе – 30-35 минут. Особенности программы: Занятия состоят из тех частей: Часть первая – вводная, цель – настроить группу на совместную работу, установление контакта между участниками. Процедура работы – приветствия, игры. Часть вторая – основная, на эту часть приходится основная смысловая нагрузка занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, рассказы, сказки, сообщение информации, совместную деятельность, инсценирование, совместное сочинение рассказа, решение проблемных ситуаций, преобразование детьми отрицательной ситуации в положительную, исследовательский вид деятельности теоретического, эмперического характера. Часть третья – заключительная, целью этой части является создание у каждого участника закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В нее входят общие игры-забавы, выставки работ. Ожидаемый результат: Педагогический результат: эмоциональное благополучие дошкольников, развитие умения эмоционально регулировать свое поведение, развитие децентризма, развитие коммуникативных навыков. Детский результат: творческие выставки работ, создание альбома «Выдающиеся люди России». Используемый материал: демонстрационный материал, разнообразный материал для продуктов творческой деятельности, ТСО.
|