Вашему ребёнку исполнилось четыре года. Какие психологические изменения ожидают его в ближайший год жизни? Возраст от четырёх до пяти лет называют «периодом относительного затишья». Ребёнок вышел из кризиса трёх лет, а значит, что он стал более послушным, самостоятельным, спокойным. В этот возрастной период у ребят снижается утомляемость, настроение становится более стабильным, менее подверженным перепадам. У четырёхлеток резко возрастает интерес ко всему, что его окружает. В этом возрасте дети начинают понимать чувства других людей, сопереживать им. У ребёнка появляется большой интерес к сверстникам, а также увеличивается потребность в признании и уважении с их стороны. Четырёхлетки очень любознательны. Они задают много вопросов обо всем, что видят. Но у них ещё недостаточно развито произвольное внимание. Поэтому их трудно заставить заниматься тем, что им неинтересно. Активно развивается воображение. Ребёнок живет в мире фантазий, мечты и сказки. В своих фантазиях он становится тем, кем хотел бы быть. Но чувствуя себя недостаточно защищенным от внешнего мира, часто ребёнок испытывает различные страхи. У детей от четырёх до пяти лет пробуждается интерес к правилам поведения. Именно в этом возрасте дети особо обращают внимание на то, что кто-то неправильно сделал. На что следует обратить внимание родителей четырёхлеток. Определите ваши семейные законы и правила, которые ребёнок обязан соблюдать. Но помните, что таких запретов должно быть немного. Ведь большое количество ограничений ребёнок этого возраста просто не в состоянии соблюсти. Запреты порождают в ребёнке злость, протест, чувство вины. Поэтому запрещая что-либо, предложите ребёнку альтернативу. Например, некоторые родители, дети которых рисуют на стенах, вешают рулон старых обоев на стену. Дети с огромным удовольствием рисуют на изнаночной стороне обоев. Имея такое место для творчества, дети, как правило, уже не рисуют на стенах.
По возможности, избегайте употребления слов «нельзя» и «нет». Например, вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Нельзя рвать!», лучше было бы сказать примерно так: «Книги портятся, когда их рвут. Книги рвать плохо!». Будьте примером ребёнку. Ведь дети воспринимают не слова, а поступки. Если родители запрещают играть в компьютерные игры, а сами в них играют, воспримет ли ребёнок такой запрет родителей? Конечно, нет. Не рассказывайте в присутствии детей истории, которые могут вызвать у него страхи. Если ребёнок боится чего-то, то нельзя высмеивать или стыдить его за это. Необходимо внимательно выслушивать рассказы ребёнка о его страхах. Находите возможности для совместных игр вашего ребёнка с другими детьми. Чаще подчёркивайте то, что ребёнок сделал что-то сам, что он многое умеет. Это будет хорошим стимулом для развития трудолюбия и самостоятельности. Уважительно относитесь ко всем, даже неверным соображениям ребёнка. Ведь любое проявление неуважения со стороны взрослых к умозаключениям ребёнка может отбить у него к познавательной деятельности, а также лишить его уверенности в себе. Взрослым следует не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока. Проявляйте заинтересованное, доброжелательное отношение к вопросам ребёнка, даже если он задаёт одни и те же вопросы по несколько раз. Ведь дети, не получающие от взрослых ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Обсуждайте с ребёнком на его языке любые события и явления, интересующие его.
|