Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей. Поэтому в первый раз прошел конкурс «Учитель Здоровья 2014» среди педагогов образовательных учреждений города Ялуторовска. Конкурс направлен на повышение профессиональной компетентности и трансляцию педагогического опыта в области формирования культуры здоровья, а также выявление инновационных подходов и здоровьесберегающих технологий для обеспечения здоровья воспитанников. На муниципальном уровне конкурса «Учитель Здоровья» успешный педагогический опыт использования здоровьесберегающих технологий представила воспитатель средней группы Хухорова Марина Константиновна. В творческой самопрезентации она рассказала о том, как приучает детей к здоровому образу жизни.
Вторым испытанием на суд жюри было представлена интегрированная деятельность «Приключения в Сказочном лесу» с использованием всех элементов здоровьесберегающих технологий. В торжественной обстановке всем участкам вручили грамоты.
Скачать презентацию
(Слайд №2) (Слайд №3) Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Сохранение и укрепление здоровья детей на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности всего общества. ФГОС также направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. (слайд №4) Одно из современных определений здоровья вводится, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни. По уставу ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) здоровье – состояние физического и социального благополучия человека Здоровьесберегающие образовательные технологии - это психолого-педагогические приемы, методы, технологии которые направлены на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка в различных видах деятельности. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
( слайд №5) Я считаю, что здоровье ребенка в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане – ребенок проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самостоятельность. ( слайд №6) Здоровый образ жизни включает в себя: - благоприятное социальное окружение; - духовно-нравственное благополучие; - оптимальный двигательный режим (культура движений); - закаливание организма; - рациональное питание; - личная гигиена; - положительные эмоции. (слайд №7) Целью моей педагогической деятельности является формирование потребности в здоровом образе жизни. Поэтому, в течение всего дня, стараюсь использовать элементы здоровьесбережения. (слайд №8) Этапами внедрения здоровьесберегающих технологий являются: · Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, здоровье сберегающей среды ДОУ. · Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ. · Освоение методик и приёмов здоровьесбережения детей. Например, каждый ребенок способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому мне необходимо помочь ребенку преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Я стараюсь, чтобы каждое занятие было для детей интересным. Во время образовательной деятельности, которая осуществляется в течение дня, я стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой педагога. · Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья детей. · Работа здоровьесберегающей направленности с родителями. (слайд №9) Каждый день уделяю достаточное внимание вопросам сохранения здоровья: решаю задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах». (слайд №10) Начинаю день с утренней гимнастики. Регулярно провожу в режиме дня «Минутки здоровья». Например, напоминаю детям о правильной осанке, как правильно мыть руки и т.д. (слайд №11) Беседуем о пользе режима питания, который соблюдаем в детском саду. Для диагностики эмоционального состояния детей предлагаю заполнить листы в уголке настроения, как в начале дня, так и перед уходом домой. На листе изображены эмоции (грустные и веселые). Дети закрашивают цветными карандашами ту эмоцию, которая соответствует их настроению. (слайд №12) Соблюдаю режим двигательной активности в течение дня. (слайд №13) Активно сотрудничаю с медицинским работником детского сада. (слайд №14) В своей практике использую гимнастику для глаз, дыхательные упражнения, бодрящую гимнастику. Придя с физкультурного занятия, дети обычно перевозбужденные, я провожу с ними упражнения «Надуваем воздушный шарик» или «Сдувать пушинку с ладони» (упражнение на «выдох»). Если группа вялая, «спящая», обычно это бывает с утра или после сон часа, мы делаем упражнения «Нюхать что-то приятное» - упражнение на «вдох». (слайд №15) Организуется просветительская и методическая работа с родителями по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, через семинары, консультации, памятки, родительские собрания; привлечение родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Внедрение вышеуказанных методов и приемов ведет к положительной динамике по снижению отклонений состояния здоровья детей.
Главный принцип моей педагогической тактики состоит в том, что я, как воспитатель стараюсь никогда не «навязывать» ребенку информацию, а ребенок должен запросить её у меня и получить требуемый ответ (это касается уже старших, подготовительных групп, где у детей уже более развита речь).
Таким образом, моя задача как воспитателя - научить детей спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задавать вопрос.
Считаю, что умение задавать вопросы напрямую связаны со здоровьесберегающими образовательными технологиями. Задание вопросов – это:
- проявление и тренировка познавательной активности, а она тесно связана с адаптационной способностью, умением и готовностью находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях, включая и те, которые представляют риск для здоровья.
- показатель включённости ребенка в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности (в состоянии утомления, безразличия и т.п., дети вопросов не задают).
- показатель адекватно развитых коммуникативных навыков: застенчивый, «закомплексованный», боящийся воспитателя ребёнок вопросов задавать не будет, в результате возрастает багаж непонятного учебного материала, что ведёт к переутомлению и снижению интереса к обучению.
Таким образом, можно заключить, что количество и качество задаваемых ребенком вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности.
(слайд №16)
Ожидаемые результаты:
1. Созданы условия для полноценного проживания ребенком
детства за счет применения современных образовательных технологий.
2. Каждый ребенок ощущает себя личностью с присущими только ему индивидуальными особенностями и способностями, чувствует себя успешным человеком.
3. Сохранено и укрепляется в процессе образовательной деятельности интеллектуальное, нравственное, психологическое , физическое здоровье дошкольников.
(слайд №17) Вместо заключения.
|