Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №77 Приморского района Санкт-Петербурга Автор: Сергеева Жанна Николаевна Воспитатель ГБДОУ д/с №77 Приморского района Санкт-Петербург 2014 НОД: «Речевое развитие» Тема: «Знакомство с многозначными словами». Цель занятия: Познакомить детей с понятием многозначые слова. Задачи с интеграцией образовательных областей: «Познание» - расширить знания детей в области русского языка, познакомить детей с понятием многозначные слова. «Речевое развитие» - активизировать и обогащать словарный запас детей, закреплять умение правильно формулировать свои мысли и давать полные ответы на поставленные вопросы. «Социально-коммуникативное развитие» - развивать умение работать в команде, воспитывать уважение к своим товарищам.
Скачать полный конспект
Скачать презентацию
«Физическое развитие» - совершенствовать физические качества детей через физические упражнения.
Оборудование:
Кукла дидактическая, лук со стрелами, лук репчатый, утюг, одежда кукольная, мягкие игрушки; Дидактические картинки с изображениями многозначных слов: игла швейная, еловая ветка, шприц медицинский, еж; Загадки про многозначные слова; Двусторонние карточки с многозначными словами, мячик.
Предварительная работа:
1.Составление и отгадывание загадок-описаний о предметах. 2. Составление описательных рассказов. 3. Дид.игры: «Отгадай что опишу», «Что сначала, что потом», «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Собери картинку», «Подбери пару».
Ход непосредственно образовательной деятельности: 1. В.: - Здравствуйте ребята. Сегодня к нам пришел мальчик Петя. Он принес с собой игрушки лук со стрелой и свои любимые мягкие игрушки. В: - Петя, тебе мама оставила записку. Давай ее прочитаем. (воспитатель вслух читает записку) « Петя помоги мне, пожалуйста. Почисти лук и погладь вещи».
Петя: - Хорошо. Сейчас я почищу свой лук тряпочкой, чтобы он был чистым-чистым, а потом поглажу, поласкаю свои любимые игрушки. (Воспитатель имитирует все эти действия куклы). В: - Ребята, как вы думаете, справился с заданием Петя? Что просила сделать мама Пети? - Какой лук просила мама почистить? (репчатый лук) - А как нужно было вещи погладить? (погладить утюгом одежду) В: - Правильно ребята. Получается, что Петя все перепутал и сделал все не так. Почему же так произошло? Давайте обратимся за помощью к уважаемому «Вопросу». (На доске появляется изображение героя-вопроса «?»)
2. Петя и воспитатель: - Уважаемый вопрос, объясните, почему же Петя не понял, о чем его просила мама? В: - Ребята, «?» сначала просит нас, чтобы мы отгадали его загадки.
Вот иголки и булавки Вылезают из-под лавки, На меня они глядят Молока они хотят. (Ёж.)
Что это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год? (Сосна, ель.)
Железная рыбка ныряет, А хвост на волне оставляет. (иголка) (Воспитатель выставляет картинки с изображением ежа, еловой ветки, швейной иглы,).
В - Подумайте, что общего есть на этих картинках? (иголки) В: - Итак, сколько же значений у слова игла? (3 значения). В:- Петя спрашивает, а как узнать о какой игле идет речь?(ответы детей) В: - Для этого нужно слово «игла» употребить с другим словом. Например, покажите мне, швейную иглу. А как назовем иглу у ежа, у елки? (ежиная игла, еловая игла) В: - А как называется эта игла? (выставляется картинка с медицинской иглой). - Повторим вместе : «медицинская» игла. В: - Что делают такой иглой? (делают уколы)
3. В:- Какое удивительное это слово «иголка»! Слово одно, а обозначает много разного. Оказывается, слова, которые имеют много значений называются многозначными словами. Повторим вместе: «Многозначные слова». Многозначных слов очень много. Сейчас мы с вами в этом убедимся. В: -Перед вами стоит кукла, стол и стул. Что есть общего у всех этих предметов? (Ножки.) - У кого или у чего есть еще ножки? (у гриба есть ножка, у табуретки) - Вот сколько разных ножек вы знаете. Слово одно, а значений много. - А ещё у куклы есть ручки. Какие другие ручки вы знаете? (дверная ручка, пишущая ручка). Динамическая пауза…… В:- А сейчас мы послушаем песенку, в которой прозвучит еще одно многозначное слово попробуйте догадаться, что это за слово, заодно мы с вами сделаем разминку. (Звучит детская песенка Д.Тухманова, Ю.Энтина «Храбрый зайчик». Дети вместе с воспитателем выполняют физические упражнения ).
В: - Итак, какое многозначное слово прозвучало в этой песне? (Зайчик солнечный) 4. В: - Молодцы. А сейчас, давайте мы свами немного поиграем с мячом. И заодно узнаем новые многозначные слова, и Петя на вас посмотрит и поучится. - Игра называется «Попади в цель» . Перед вами картинки – мишени вы должны сначала назвать что нарисовано на картинке, а потом бросить мячиком прямо в картинку. Картинка перевернется , и мы свами увидим новое многозначное слово . (Дети выходят по очереди бросают мячик, называя и объясняя многозначные слова) (коса, ключ, мышка, лисичка) 5. В: - Пока мы с вами играли, уважаемый Вопрос дал задание Пете. Давайте посмотрим, как он справился с этим заданием. Посмотрите правильно ли Петя подобрал пары картинок с многозначными словами?. (медицинская игла-виноград, иголка-кисть). - Нет, неправильно. Давайте поможем Пете, подберем необходимые пары многозначных слов. (Дети выходят к доске и правильно расставляют пары многозначных слов: иголка – медицинская игла, кисть – кисть винограда).
6. В: - Вопрос и для нас подготовил такое же задание. - Назовите предметы, которые здесь изображены. - Давайте среди этих картинок найдем многозначные слова , слова которые звучат одинаково, но имеют несколько значений и соединим их одной линией. (Дети по очереди выходят к доске и находят многозначные слова, объясняя соединяют их линией.) (нос буратино-нос чайника, ручка чашки-ручка зонтика, ножка гриба- ножка стола, скрипичный ключ-дверной ключ). 7. В: - А сейчас мы познакомимся с новыми многозначными словами. В этом конверте спрятаны два многозначных слова, а что это за слова мы узнаем, когда каждая команда соберет свою картинку из частей. Итак, сейчас вы разделитесь на 4 команды и вам нужно будет собрать целую картинку. (Дети в своих командах собирают картинку из конверта). - Итак, какие картинки у вас получились. (бабочка галстук-бабочка насекомое, колокольчик звонок-колокольчик цветок). - Какие же многозначные слова получились? (бабочка и колокольчик). -А теперь найдите картинки, которые вы собрали и приклейте к соответствующему слову. (На плакатах крупными буквами написаны слова: колокольчик, бабочка и около этих слов дети прикрепляют собранные картинки) Приложение №1 8. Итог: В:- Ребята, с какими словами мы сегодня познакомились? (многозначные) - Что есть общее, одинаковое у этих слов? (название) -А что разное? (значение этих слов) В: - Молодцы. -Ну что Петя теперь ты понял, что же тебе действительно нужно сделать, о чем тебя просила мама? Петя: - Спасибо, ребята, я теперь все понял. И сейчас все сделаю как надо. (Воспитатель имитирует действия куклы: гладит утюгом вещи и чистит лук).
|