Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

НОД на тему: «Знакомство с многозначными словами». (старший дошкольный возраст)
Презентации
Автор: Жанна Николаевна Сергеева   
07.05.2014 02:22

НОД на тему: «Знакомство с многозначными словами». (старший дошкольный возраст)Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №77 Приморского района Санкт-Петербурга
Автор: Сергеева Жанна Николаевна Воспитатель ГБДОУ д/с №77 Приморского района Санкт-Петербург 2014
НОД: «Речевое развитие»
Тема: «Знакомство с многозначными словами».
Цель занятия:
Познакомить детей с понятием многозначые слова.
Задачи с интеграцией образовательных областей:
«Познание» - расширить знания детей в области русского языка, познакомить детей с понятием многозначные слова.
«Речевое развитие» - активизировать и обогащать словарный запас детей, закреплять умение правильно формулировать свои мысли и давать полные ответы на поставленные вопросы.
«Социально-коммуникативное развитие» - развивать умение работать в команде, воспитывать уважение к своим товарищам.

Скачать полный конспект

Скачать презентацию

«Физическое развитие» - совершенствовать физические качества детей через физические упражнения.

Оборудование:

Кукла дидактическая, лук со стрелами, лук репчатый, утюг, одежда кукольная, мягкие игрушки;
Дидактические картинки с изображениями многозначных слов: игла швейная, еловая ветка, шприц медицинский, еж;
Загадки про многозначные слова;
Двусторонние карточки с многозначными словами, мячик.

Предварительная работа:

1.Составление и отгадывание загадок-описаний о предметах.
2. Составление описательных рассказов.
3. Дид.игры: «Отгадай что опишу», «Что сначала, что потом», «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Собери картинку», «Подбери пару».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1.    В.: - Здравствуйте ребята. Сегодня к нам пришел мальчик Петя.
Он принес с собой игрушки лук со стрелой и свои любимые мягкие игрушки.
В: - Петя, тебе мама оставила записку. Давай ее прочитаем.
(воспитатель вслух читает записку)
« Петя помоги мне, пожалуйста. Почисти лук и погладь вещи».

Петя: - Хорошо. Сейчас я почищу свой лук тряпочкой, чтобы он был чистым-чистым, а потом поглажу, поласкаю свои любимые игрушки. (Воспитатель имитирует все эти действия куклы).
В: - Ребята, как вы думаете, справился с заданием Петя? Что просила сделать мама Пети?
- Какой лук просила мама почистить?  (репчатый лук)
- А как нужно было вещи погладить? (погладить утюгом одежду)
В: - Правильно ребята. Получается, что Петя все перепутал и сделал все не так. Почему же так произошло?   Давайте обратимся за помощью к уважаемому «Вопросу».
(На доске появляется изображение героя-вопроса «?»)

2.    Петя и  воспитатель: - Уважаемый вопрос, объясните, почему же Петя не понял, о чем его просила мама?
В: - Ребята, «?» сначала просит нас, чтобы мы отгадали его загадки.

Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки,
На меня они глядят
Молока они хотят. (Ёж.)

Что это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Сосна, ель.)


Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
(иголка)
(Воспитатель выставляет картинки с изображением ежа, еловой ветки, швейной иглы,).

В - Подумайте, что общего есть на этих картинках?  (иголки)
В: - Итак, сколько же значений у слова игла? (3 значения).
В:- Петя спрашивает, а  как узнать о какой игле идет речь?(ответы детей)
В: -  Для этого нужно слово «игла» употребить с другим словом.
Например, покажите мне, швейную иглу.
А как назовем иглу у ежа, у елки? (ежиная игла, еловая игла)
В: - А как называется эта игла? (выставляется картинка с медицинской иглой).
- Повторим вместе : «медицинская» игла.
В: - Что делают такой иглой? (делают уколы)

3.    В:- Какое удивительное это слово «иголка»! Слово одно, а обозначает много разного. Оказывается, слова, которые имеют много значений называются многозначными словами. Повторим вместе: «Многозначные слова».  Многозначных слов очень много. Сейчас мы с вами в этом убедимся.
В: -Перед вами стоит кукла, стол и стул. Что есть общего у всех этих предметов? (Ножки.)
- У кого или у чего есть еще ножки?  (у гриба есть ножка, у табуретки)
- Вот сколько разных ножек вы знаете. Слово одно, а значений много.
- А ещё у куклы есть ручки. Какие другие ручки вы знаете? (дверная ручка, пишущая ручка).
Динамическая пауза……
В:- А сейчас мы послушаем песенку, в которой прозвучит еще одно многозначное слово попробуйте догадаться, что это за слово, заодно мы с вами сделаем разминку. (Звучит детская песенка Д.Тухманова, Ю.Энтина  
«Храбрый зайчик». Дети вместе с воспитателем выполняют физические упражнения ).

В: - Итак, какое многозначное слово прозвучало в этой песне? (Зайчик солнечный)
4. В: - Молодцы. А сейчас, давайте мы свами немного поиграем с мячом. И заодно узнаем новые многозначные слова, и Петя  на вас посмотрит и поучится.
- Игра называется «Попади в цель» . Перед вами картинки – мишени вы должны   сначала назвать что нарисовано на картинке, а  потом  бросить мячиком прямо в картинку. Картинка перевернется , и мы свами увидим новое многозначное слово . (Дети выходят по очереди бросают мячик, называя и объясняя  многозначные слова) (коса, ключ, мышка, лисичка)
5. В: - Пока мы с вами играли, уважаемый Вопрос дал задание Пете. Давайте посмотрим, как он справился с этим заданием. Посмотрите правильно ли Петя подобрал пары картинок с многозначными словами?. (медицинская игла-виноград, иголка-кисть).
- Нет, неправильно. Давайте поможем Пете, подберем необходимые пары многозначных слов. (Дети выходят к доске и правильно расставляют пары многозначных слов: иголка – медицинская игла, кисть – кисть винограда).

6. В: - Вопрос и для нас подготовил такое же задание.
- Назовите предметы, которые здесь изображены.
- Давайте среди этих картинок найдем многозначные слова , слова которые звучат одинаково, но имеют несколько значений и соединим их одной линией. (Дети по очереди выходят к доске и находят многозначные слова, объясняя соединяют их линией.) (нос буратино-нос чайника, ручка чашки-ручка зонтика, ножка гриба- ножка стола, скрипичный ключ-дверной ключ).
7. В: - А сейчас мы познакомимся с новыми многозначными словами. В этом конверте спрятаны два многозначных слова, а что это за слова мы узнаем, когда каждая команда соберет свою картинку из частей. Итак, сейчас вы разделитесь на 4 команды и вам нужно будет собрать целую картинку.
(Дети в своих командах собирают  картинку из конверта).
- Итак, какие картинки у вас получились. (бабочка галстук-бабочка насекомое, колокольчик звонок-колокольчик цветок).
- Какие же многозначные слова получились? (бабочка и колокольчик).
-А теперь найдите  картинки, которые вы собрали и приклейте к соответствующему слову. (На плакатах крупными буквами написаны слова: колокольчик, бабочка и около этих слов дети прикрепляют собранные картинки) Приложение №1
8. Итог:
В:- Ребята, с какими словами мы сегодня познакомились?  (многозначные)
- Что есть общее, одинаковое у этих слов? (название)
-А что разное? (значение этих слов)
В: - Молодцы.
-Ну что Петя теперь ты понял, что же тебе действительно нужно сделать, о чем тебя просила мама?
Петя: - Спасибо, ребята, я теперь все понял. И сейчас все сделаю как надо. (Воспитатель имитирует действия куклы: гладит утюгом вещи и чистит лук).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год