Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Презентация "Детское экспериментирование — как средство интеллектуального развития дошкольника"
Презентации
Автор: Ишуева Лиля Рустамовна   
27.03.2015 08:46

Презентация Детское экспериментирование — как средство интеллектуального развития дошкольникаПрезентация "Детское экспериментирование — как средство интеллектуального развития дошкольника"

Автор Ишуева Л.Р

Цель: развитие познавательной активности и исследовательских умений детей дошкольного возраста в ходе экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • формировать знания детей о свойствах и качествах объектов неживой природы, таких как солнце, почва, вода, воздух, песок, глина, камни, магнит;
  • развивать умения и навыки проведения элементарных опытов с предметами неживой природы;
  • развивать речь детей, умение логически рассуждать, строить гипотезы, делать выводы;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
  • воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Скачать конспект

Классификация экспериментов.

По характеру объектов, используемых в эксперименте:

  • опыты с растениями
  • опыты с животными
  • опыты с объектами неживой природы
  • опыты, объектом которых является человек.

По месту проведения опытов:

  • в групповой комнате
  • на участке
  • в лесу, в поле и т.д.

По количеству детей:

  • индивидуальные (1-4 ребенка)
  • групповые (5-10 детей)
  • фронтальные или коллективные (вся группа).

По причине их проведения:

  • случайные
  • запланированные
  • поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру мыслительных операций:

  • констатирующие (позволяющие увидеть какое-то состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)
  • сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта)

обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

По характеру познавательной деятельности:

  • иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты)
  • поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат)
  • решение экспериментальных задач.

По способу применения в аудитории:

  • демонстрационные (в аудитории меняется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами)
  • фронтальные (в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей).

Условия, необходимые для детского экспериментирования

В младшем дошкольном возрасте — это манипулятивный центр, в котором используются материалы – природные, бросовые (пробки, трубочки для коктейля), неструктурированные (песок, вода, опилки); сенсорные игры и пособия; оборудование (совочки, сито, мельница и др.), емкости для игр с водой, песком, снегом.

В старшем дошкольном возрасте — это центр науки и природы, в котором используются приборы и оборудование – весы, микроскоп, лупы, пипетки, рулетка и др.; различные емкости; материалы – природный, бросовый, технический (болты, гайки); литература – энциклопедии, журналы, иллюстрации; игры.

Последовательность детского экспериментирования.

  • Проблемная ситуация.
  • Целеполагание.
  • Выдвижение гипотез.
  • Проверка предположения.

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Наблюдение и труд.

Развитие речи.

Связь экспериментирования с ИЗО. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.

Мероприятия:

  • Мы проводили опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, воздухом, водой, песком, землёй);
  • Знакомились с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
  • При проведении опытов познакомились с правилами техники безопасности.

Введенные Федеральные Государственные Требования (ФГТ) направлены сегодня на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности. В ходе проведения совместной деятельности по детскому экспериментированию происходит интеграция таких областей как «познание», «коммуникация», «социализация», «безопасность», «здоровье», «художественная литература», «труд».

Итак, можно сделать вывод;

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательское поведение для дошкольника – один из важных источников получения представлений о мире.

внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада -это один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения

 

Список литературы

  1. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»
  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под ред. Л.Н. Прохоровой, 2008г.
  3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.
  4. А.И Иванова Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду.
  5. Л.В. Ковинько Секреты природы – это так интересно.
  6. Тугушева, Честякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
  7. А.И. Шапиро Серия книг: «Секреты знакомых предметов»
  8. «Природа в занимательных экспериментах»
  9. «100 занимательных опытов»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год