Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"
Презентации
Автор: Морозова Татьяна Алексеевна   
12.05.2015 11:19

Проект Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровняПроект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

Проект подготовила: Воспитатель МОРОЗОВА Т. А. МБДОУ детский сад № 3 «ЗОРЕНЬКА» Г. Лобня Московская область

Паспорт проекта

  • По составу участников – коллективный;
  • По целевой установке – познавательный;
  • По срокам реализации – долгосрочный;
  • Тип – творческий;
  • Участники проекта: дети, воспитатели группы.
  • Сроки и этапы проекта: учебный год (с сентября по май)

Норма речевого развития:

 

Скачать презентацию

К моменту выпуска из детского сада дети достигают определенного уровня речевой активности, владеют словарем и грамматическим строем речи. Это определяет готовность к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Хорошее усвоение программы в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью, способностью строить развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно, логично и полно излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание учебных текстов в устной и письменной речи.

Речевое развитие детей с ОНР:

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности воспроизведения развернутых высказываний и их языкового оформления. Для пересказа и рассказа таких детей характерны:

нарушение связности и последовательности изложения текста;

смысловые пропуски в нем;

выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность речи;

низкий уровень построения фразы;

Вторичные отклонения в развитии психических процессов у детей с общим недоразвитием речи (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) создает дополнительные затруднения в овладении ими связной речью.

Обоснование проекта:

Цель проекта: выявить возможности моделирования в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Объект проекта: процесс развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Предмет проекта: моделирование как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Гипотеза проекта: формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективным, если:

своевременно выявить нарушения связной речи и начать коррекционную работу, направленную на ее формирование;

на занятиях по формированию связной речи использовать метод моделирования.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме использования моделирования как средства развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).
  • Изучить состояние связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Определить место моделирования в коррекционно-логопедической работе.

Модели:

  • геометрические фигуры;
  • рассказ по сюжетной картинке;
  • отгадывание загадок по модели;
  • изображения предметов;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры);
  • условные обозначения;
  • мнемотаблицы;
  • сенсорно-графические схемы;
  • опорные схемы;
  • карточки;
  • карточки — символы;

Геометрические фигуры

  • Рассказ по сюжетной картинке
  • Отгадывание загадок по модели
  • Изображения предметов
  • Символические изображения Силуэты и контуры
  • Условные обозначения

Мнемотаблицы

  • Сенсорно-графические схемы
  • Опорные схемы
  • Карточки
  • Карточки-символы

Первый этап:

Обследование уровня освоения содержания Программы воспитанниками (образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)

Этап активного обучения

Составление простых распространенных предложений с использованием картинных планов, карточек-символов, сенсорно-графических схем, мнемотаблиц.

Составление предложений по демонстрируемому действию и по следам этого действия.

Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по логопедическим темам.

Работа над диалогической речью (совместные беседы).

Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов (дословный и свободный пересказ).

Составление простых предложений, распространенных однородными членами, сложных предложений с союзными словами, сначала и потом.

Составление описательных рассказов по непосредственному восприятию.

Обучение пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта (в соответствии с лексическими темами).

Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

Заключительный этап

Заключительное обследование уровня освоения содержания Программы воспитанниками (образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)

Вывод:

С помощью моделирования:

Дети учатся накапливать и анализировать информацию, сравнивать, исследовать, планировать высказывания, составлять распространённый рассказ.

Дети начинают достаточно хорошо формулировать свои мысли, делают умозаключения.

У детей активизировалось развитие неречевых процессов: памяти, мышления, внимания.

Дети учатся самостоятельности, повышается заинтересованность, появляется удовлетворённость результатами своего труда, повышается самооценка.

Литература:

  • Бородин А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — 2-е изд. — М., 1984.
  • Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М., 2004. — с.168.
  • Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология. — 1989. — №1, с.69-77.
  • Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1982
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 2004. — 320 с.
  • Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. — М., 1982. с.127.
  • Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. — М., 1999, — 680 с.
  • Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Под. ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарева, А.П. Николаичева. — М., 1984. — с. 155 – 175.
  • Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 1991. — 208 с.
  • Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. // Сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М., 1989. — 43 с.
  • Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М., 1984. — 223 с.
  • Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М., 2004. — 287 с.
  • Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год