ГБОУ ООШ №7 структурное подразделение по адресу: г. Сызрань, Самарская обл. ул. Красильникова, 59 Подготовила: Инструктор по физической культуре, 1 категории Атаманова Наталья Юрьевна 1 слайд Здровьесберегающие технологии в детском саду «Ровная спинка» с презентацией ГБОУ ООШ №7 структурное подразделение по адресу: ул. Красильникова, 59 Инструктор по физической культуре: Атаманова Наталья Юрьевна
2 слайд
На Всемирном совещании, посвященном проблемам здоровья дошкольников, кандидат медицинских наук, профессор кафедры дошкольного воспитания Э. Степаненкова сказала: «Мы можем что-то недорассказать ребенку из области математики, можем не успеть вовремя познакомить его с компьютером. Это плохо, но исправимо. Но если мы не усилим внимание к здоровью дошкольника, мы нанесем ущерб целому поколению детей…» Отсюда предельно ясной становиться мысль: здоровье должно быть основным критерием образования. Итак, что же такое «здоровье»? «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия».
Скачать конспект
Всемирная организация здравоохранения. Правильная осанка и нормальное телосложение относятся к числу критериев, определяющих состояние здоровья. Красивая осанка, прямой позвоночник, подтянутые мышцы спины – гарантия правильной работы всех органов. Сутулый ребёнок болеет чаще, чем стройный.
3 слайд Проблема Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются: гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе) тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации). Физическое и психологическое здоровье значительно ухудшилось в последнее время. Увеличение числа ребят с такими заболеваниями определило необходимость поиска эффективных путей по профилактике заболеваний. 4 слайд В начале мы провели: 1.опросы; 2. осмотр совместно с медиком; антропометрию(показателем роста и формирования организма); 3.тестирование физической подготовленности.
5 слайд Сравнили статистику
Катастрофические темпы и масштаб распространения заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз) способствовали тому, что первое десятилетие XXI века объявлено Всемирной Организацией Здравоохранения «Декадой костей и суставов». Дошкольное детство – важный период в формировании правильной осанки, так как несмотря на возросшие функциональные возможности организма ребёнка, его костная система ещё находится в стадии формирования. Необходимо постоянно вести работу по профилактике не только в образовательной деятельности, но и в других областях. 6 слайд И в результате обследования были выяснены причины: 1.Ухудшение экологии, вызывающее снижение иммунитета у детей 2.Занятость родителей 3.Ухудшение здоровья детей 7слайд Цель Создание предметной среды для организации самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста по профилактике нарушения опорно – двигательного аппарата. «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей по 4 направлениям: физическое развитие, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. Дошкольное воспитание по ФГТ – одна из самых главных задач, которая стоит перед родителями и воспитателями. Именно в детском возрасте происходит формирование характера человека, приобретаются основные умения и навыки, формируется личность. Работая с дошкольником, важно делать все правильно 8 слайд Были разработаны Здоровьесберегающие технологии в образовательной области «Здоровье» по РОВНОЙ СПИНКЕ. В детском саду созданы все условия : Режим дня материально техническая база кадры Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.1249-03), а также инструктивно-методическим письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 г. № 65/23-16. 9 слайд В нашем детском саду включены четыре направления, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Каждому направлению соответствуют определенные образовательные области: - физическое направление - «Физическая культура», «Здоровье»; - познавательно-речевое направление – «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»; - социально-личностное направление - «Безопасность», «Социализация», «Труд»; - художественно-эстетическое направление - «Художественное творчество», «Музыка». Реализация Планов предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. -интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы (например: содержание образовательной области «Здоровье» интегрируется с содержанием таких областей, как «Физическая культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшее условие сохранения и укрепления здоровья детей) «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека), «Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни), «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья). «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека). И так по каждой образовательной области.) -интеграция детских деятельностей (например: музыкально-художественная и продуктивная деятельность (рисование, лепка и слушание соответствующей музыки), познавательно-исследовательская , игровая и коммуникативная деятельность (игры с правилами , направленные на познавательно- речевое развитие) и т.д.) -использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области (например: чтение (восприятие) художественных текстов не только для решения задач образовательной области «Чтение художественной литературы», но и в качестве средств для обогащения образовательного процесса образовательной области «Социализация» (чтение стихов и рассказов о познании человека , для решения задач по формированию организма), «Труд» (посильная помощь в подготовке оборудования к выполнению различных упражнений, его роли в обществе и жизни каждого человека) и т.д. В середине учебного года (декабрь-январь) для воспитанников предусмотрены недельные каникулы, во время которых проводится непосредственно образовательная и самостоятельная деятельность с детьми только физического и художественно-эстетического направлений. Физкультурно-образовательная деятельность проводится 3 раза в неделю по 25 минут в старшей группе и 30 минут в подготовительной группе они включают в себя необходимый минимум: разные виды упражнений по профилактике укрепления позвоночника, плоскостопия и на развитие координации движений, работу с мячами (разных размеров). Наряду с основными корригирующими упражнениями в комплексы входят упражнения прикладного характера: ползание, ходьба, бег, прыжки, метание. Они применяются как общеукрепляющие, а также для развития путём повышения двигательной активности и эмоционального тонуса. 10 слайд Объединяющим началом физкультурной деятельности служат положительный психологический настрой, атмосфера. Весёлой, увлекательной игрой, где проходят спортивные развлечения, праздники, игры на воздухе. Проводится совместная работа с воспитателями, музыкальным работником, медицинским работником, инструктором по физическому воспитанию и конечно с родителями. 11 слайд Формы физкультурно-оздоровительной работы 12, 13, 14, 15 слайд ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольное детство - важный период в формировании правильной осанки, так как несмотря на возросшие функциональные возможности организма ребенка, его костная система еще находится в стадии формирования. Состояние осанки каждого ребенка, дает воспитателям рекомендации по назначению профилактических упражнений. Для формирования навыков правильной осанки требуется повседневная работа как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. Задача в нашей работе - вести постоянную работу по укреплению силы и выносливости крупных мышечных групп и выработке стойкого рефлекса правильного положения тела детей. Работу начали с организации в группе рационального двигательного режима. В дополнение к проводимой работе по физической культуре прибавили физкультурные паузы между занятиями по 5 - 6 мин., а после дневного сна, в сочетании с закаливающими процедурами, длительностью до 15 мин. Обычно, после дневного сна, детям предлагаются подвижные игры с элементами корригирующих упражнений, игры с физкультурными пособиями - кеглями, кольце - бросами и т.д. Беря на себя роль судьи, воспитатель смотрит, насколько дети точно и быстро выполняют движения, разнообразие двигательных действий, состояние осанки во время этих игр. Одновременно с организацией двигательной деятельности детей на прогулке и в группе, необходимо воспитывать у детей привычку принимать правильную рабочую позу в различных условиях: сидеть на стуле за столом прямо, непринужденно, опираясь ногами о пол, спиной о спинку стула, предплечьями о крышку стола; правильно ходить и стоять, равномерно распределяя тяжесть туловища на обе ноги или чередуя опорную ногу. Необходимо учить детей принимать правильное положение тела и по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу, видеть и исправлять неправильное положение тела товарища. Для профилактики и воспитания правильной осанки разработана система специальных упражнений, которые проводятся в определенной последовательности: 1. Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение. 2. Встать к стене, принять правильное положение. Отойти от стены, походить, стараясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки. 3. Стоя у стены, принять правильное положение. Отойти от стены, наклониться с расслабленными руками (предложить детям "пополоскать белье"), выпрямиться и постараться снова встать правильно. 4. Встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны - вверх, опустить в исходное положение. 5. Встать к стене, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены. В течение всего дня в групповой комнате и на прогулке необходимо постоянно наблюдать за детьми, напоминая о том, чтобы они сохраняли правильное положение тела, а иногда помогать исправить небрежную позу. Предлагать проверить ребенку позу, встав у стены, если это необходимо. Для этого в группе оставить свободной часть стены и с пола убрать плинтус. В систему специальных упражнений включаются также упражнения на равновесие с грузом, положенным на голову (мешочки с песком весом 500 г). Например: Пройти с мешочком на голове в полуприседе, "петушиным" шагом, скрестным шагом; плавно опуститься на колени и встать, удерживая мешочек на голове; встать с мешочком на голове на набивной мяч и как можно дольше удержаться на нем, сохраняя равновесие, и т.д. При формировании умения удерживать правильное положение тела чрезвычайно важно развивать и укреплять у ребенка крупные мышечные группы плечевого пояса, спины и живота. Поэтому необходимо серьезно продумывать содержание всех частей физкультурных занятий. Упражнения группируются так, чтобы они оказывали всесторонне воздействие на организм ребенка, позволяя активизировать двигательную деятельность. Во вводную часть занятия включаются упражнения на развитие чувства равновесия и воспитания внимания, упражнения в ходьбе и беге, построении и перестроении; упражнения в прыжках и ползании, танцевальные, для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки. Варианты планирования вводной части: 1 вариант. Обычная ходьба. Ходьба на носочках (ноги прямые, руки на поясе); бег врассыпную (20 с). Перестроение в колонну, ходьба скрестным шагом (ноги прямые), бег, перестроение в пары, бег в парах (20с). Игра "Чья команда быстрее передаст мячи". Во время игры дежурные готовят оборудование для выполнения упражнений в основной части занятия. 2 вариант. Обычная ходьба. Ходьба с гимнастической палкой за спиной. Ходьба на носочках с палкой, поднятой вверх, опущенной за спину (упражнение повторяется 5 раз). Прыжки с продвижением вперед через палки, положенные на пол (20 прыжков). Перестроение в колонну по четыре. Наиболее сложной по организации и проведению является основная часть занятия. От правильного сочетания физических упражнений, их количества, дозировки, выбора способов организации детей зависит весь ход занятия и его оздоровительный эффект.
|