Егорова Юлия Владимировна Педагог-психолог МБДОУ Азовский детский сад «Солнышко»
Индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющие нарушение пространственных представлений Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания Пространственные представления - это представления в которых:
• есть составные части (элементы); • эти элементы складываются в систему (структуру с неслучайными связями); • эти связи можно описать в терминах координат (право-лево, Вверх-низ, до, после); • при перестановки частей внутри системы меняется смысл всей системы (вплоть до распада системы и потери смысла). Целью коррекционной работы является: формирование и коррекция пространственных представлений у дошкольников. В своей работе я использую развивающую коррекционную программу «Формирования пространственных представлений» Автор: Н.Я. Семаго
Эта программа позволяет решать такие задачи как: 1) развитие вербального анализа и вербально-логического мышления; 2) работа над расширением словарного запаса и увеличение объема общей осведомленности ребенка; 3) коррекция ошибок оптико-пространственного типа; 4) ориентация во временных представлениях, в пространстве времени, временных интервалах; 5) коррекция трудностей понимания сложных грамматических конструкций. 6) Развитие умения работать со схемами и планами; 7) Развитие навыков самостоятельной творческой работы.
Программа делится на 2 раздела. Включающих 7 последовательных этапов, каждый их которых представляет собой самостоятельную часть в развитии пространственных представлений ребенка. Каждый этап разделен на несколько тем.
1 этап. Формирование собственно пространственных представлений. На этом этапе ведется работа по формированию представлений о собственно лице, теле. Работа начинается перед зеркалом с анализа расположения частей лица по параметрам: -выше всего:…; - ниже всего:…; - выше чем:…; -ниже чем:…; Далее в работу вводятся предлоги: «Над», «Под», «Между». - что находится над?... - Что находится под?... В аналогичном ключе анализируется положение других частей тела: - рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо); На этом этапе работа проводится «по вертикальной оси». Потом отрабатывается и анализируется расположения объектов во внешнем пространстве (уровень расположения объектов по отношению к собственному телу), но также непосредственно по вертикальной оси. В этой части работы удобно использовать конструктивные материалы (конструктор «ЛЕГО»)
2 этап: Посвящен объектам расположенных по отношению к телу, и взаимоотношении объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства. Здесь вводятся такие понятия как: «Впереди», «ближе к….», «дольше от…» на примере объектов, предметов, далее происходит анализ расположения объектов в горизонтальном пространстве по отношению к себе как к объекту (отчет ведется от собственного тела). Далее проводим ряд упражнений по сопоставлению вертикальной и и горизонтальной организации объектов в пространстве. Примечание: только после усвоения горизонтального пространства «ВПЕРЕДИ» мы переходим к понятию «напротив меня». Затем отрабатываем предлоги «ПЕРЕД» и «ЗА». На этом этапе отрабатываем ПРОСТРАНСТВО ЛИСТА (ориентировка в координатах листа, умение воспринимать лист как плоскость). Этап 3. Освоение «ПРАВО-ЛЕВОЙ» ориентировки. (относительно основной вертикальной оси ребенка, то есть его позвоночника). Работа начинается с анализа расположения объектов вокруг его собственного тела, с формированием таких понятий как «СЛЕВА», «СПРАВА», «ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ». Работу на этом этапе необходимо начинать с маркировки руки (как правило левой). Заключительная часть раздела 1 Здесь необходимо отработать пространственное представление «Сзади», т.е. ближе ко мне «сзади», дальше от меня «сзади» и координатных представлений: «сзади сверху», «сзади снизу», «сзади слева», «сзади справа». Представление «СЗАДИ» рекомендуется формировать с детьми не младше 5 лет. Раздел 2 – Формирование квазипространственных представлений. Этап 4. Формирование числовых порядковых, временных и через них квазипространственных и собственно лингвистических представлений. Через последовательное изображение тех или иных предметов в определенном направлении (слева - направо). Далее определяется что было нарисовано «До», что «ПОСЛЕ». Или «ПЕРЕД» каким , «ЗА» каким?, «ПОСЛЕ». Затем схематично прописывается распорядок дня, дается четкое направление хода времени. Со зрительной опорой на схему у ребенка формируются понятия «РАНЬШЕ», «ПОЗЖЕ», соответственно «ДО» и «ПОСЛЕ». Далее на аналогичной схеме прописываются времена суток, года. Параллельно отрабатывается понимание сложных временных структур: - после какого времени года наступает….? - перед каким временем суток бывает…? В качестве контрольного материала можно использовать анализ прочитанных текстов, которые содержат последовательность событий. Этап 5. – На этом этапе формируется навыки ориентировки и анализа времени на циферблате стрелочных часов. «ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ?», «ЧТО БЫЛО ПОЗЖЕ», «ЧТО ДО?», ЧТО ПОСЛЕ». Этап 6. Посвящен формированию сравнительных степеней прилагательных. На этом этапе прорабатываются пространственные признаки качества, начиная уже с отработанных пространственных понятий, таких как «ВЫСОКИЙ-НИЗКИЙ», «ШИРОКИЙ-УЗКИЙ». Далее проводится работа с эмоционально значимыми понятиями в парах: «ЗЛОЙ-ДОБРЫЙ», «ХОРОШИЙ-ПЛОХОЙ». Этап 7. Представляет собой серию заданий, в которых необходимо не только понимание, но и использование, формирование ребенком сложных речевых конструкций. Здесь уместно использовать задания типа «Закончи предложения»: - Перед тем как прийти домой,… - перед тем как идти гулять, я… - Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Первым стоял …. Пространственные представления имеют универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, пространственные представления оказывают влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него пространственных представлений.
|