Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
Презентации
Автор: Инна Фоменко   
20.08.2014 22:29

Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
Учитель –логопед Фоменко И.А.

Фонематический слух – это способность человека к распознаванию речевых звуков.
У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове мы можем получить совершенно иное его значение : «коза – коса, дом – том».
От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно – в полуторагодовалом возрасте. Слух ребёнка быстро приспосабливается к звукам родного языка.

Скачать презентацию

Первый год жизни – уже на четвёртой неделе ребёнок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырёх месяцев ребёнок начинает подражать звукам, к полугоду различает своё имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.
На втором году жизни фонематический слух активно развивается. В возрасте от полутора до двух лет происходит чрезвычайное событие – ребёнок начинает говорить, это самый яркий и стремительный период речевого развития. Если раньше он произносил лишь отдельные слова, то теперь он знает от 200 до 500 слов и соединяет их в несложные фразы. Несмотря на то, что речь ещё далека от совершенства, ребёнок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесённый звук в речи взрослых, но собственное произношение ещё не контролирует.
Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребёнка самостоятельно определять неверно произнесённый звук в собственной речи. Если этот навык  фонематического восприятия не сформируется к трём годам, то ребёнок не сможет овладеть правильным звукопроизношением. Уже к трём годам дети имеют достаточно большой объём слуховых впечатлений, но они ещё не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки – назовём её «речевой слух» - не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: её нужно целенаправленно развивать.
На четвёртом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребёнок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет успешно освоить чтение и письмо. Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребёнка.
Из чего же складывается развитый речевой слух?
Звуковысотный слух – это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос.
Слуховое внимание – способность определять на слух то или иное звучание и его направление.
При помощи фонематического слуха ребёнок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.
Восприятие темпа и ритма речи – это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенно его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слога. Ребёнок может воспроизвести слоговую структуру слова, ещё не умея правильно оформить его фонетически: например вместо слова «кирпичи» произносит «титити». Ритмический рисунок слова здесь сохранён.
Развитый речевой слух позволяет:
правильно произносить звуки;
чётко произносить слова;
владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя.
овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
успешно освоить письмо и чтение.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год