- Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу помощь и поддержку, на взаимопонимание. Уверена , что наше сотрудничество будет успешным. Сегодня мы с вами обсудим очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств наших детей, а также рассмотрим наши права и обязанности как родителей по отношению к детям. Мы говорим о правах детей. И сейчас из «волшебного сундучка» вы будете доставать предметы, символизирующие права ребенка. Ваша задача – определить, о каком праве идет речь. Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя). Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь). Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на дом). Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать). Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование). (Все предметы вывешиваются на магнитную доску) - Нам не безразличны права наших детей. Они все провозглашены в Конвенции о правах ребенка, которая принята 20 ноября 1989 года на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Первоначальные сведения о своих правах ребенок получает в семье, затем к правовому воспитанию подключается государство. Согласно Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей. Именно родители отвечают за воспитание и образование детей, именно на родителях лежит ответственность за здоровье, духовное и нравственное развитие ребенка. - Что же нужно сделать вам, родителям, чтобы воспитать достойного человека? ( предлагаю разделиться на группы по 3-5 человек , написать ответы и вместе обсудить) Смотрите, как много мы должны дать своим детям. Мы же любим их. - Я предлагаю вам сейчас разрешить следующие ситуации и в ходе их обсуждения мы выведем формулу любви к своему ребенку, чтобы воспитать его достойным человеком. Но хочу отметить, что воспитать такого человека мы можем только в семье, потому что ребенок имеет право на воспитание в семье.
Вы мама, у вас сын, вы отложили 1500 рублей на сапоги. Ваш сын пришел из школы и говорит о том, что ему надо сдать 200 рублей на завтраки, 1000 рублей ему нужны для того чтобы купить кроссовки, потому что его порвались, 300 - рублей на учебник. - Как вы поступите в этой ситуации? ( ответы родителей по группам и обсуждение) - Здесь мы делаем вывод, что мы должны идти на самопожертвование во имя счастья своих детей, так как не купи мы ему учебник, нарушим право на обучение, не купим обувь, - он будет ходить с промокшими ногами, а мы должны заботиться о сохранении его здоровья, потому что он на это имеет право. А значит, это наша ответственность. - Работаем далее – составляем формулу любви. Согласно Конвенции, мы, родители, должны ежедневно заботиться о детях. - А в чем это должно проявляться? (Ответы родителей) -Добавляем «ежедневная забота» в нашу формулу любви. - А вот такое случается в вашей семье, когда дети чего-то боятся? А у ваших детей есть страхи? ( ответы родителей) Детские страхи – это проблема многих семей, и разрешать ее надо своевременно. - Как вы ведете себя в этой ситуации? (ответы родителей по группам) Вот она – мудрость родительская. Это еще один компонент в нашей формуле Согласно Семейному кодексу, родители отвечают за психическое состояние ребенка. А вот теперь ответьте на такие вопросы: - Как вы проводите выходные? А что делает в это время ваш ребенок? -Часто ли вы дарите своим детям праздник? Создаете ли для них яркие моменты жизни? Ответы родителей. - Вcе эти компоненты тоже входят в формулу родительской любви к своим детям, чтобы они выросли достойными, счастливыми людьми. Формула родительской любви = самопожертвование +ежедневная забота + родительская мудрость + создание благоприятной радостной атмосферы в семье + ( компоненты вывешиваются на магнитную доску ) Каждый из вас может добавить что-то своё в эту открытую формулу. Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за ребенка. О том, какими должны быть родители, в шутку, от имени детей, написал современный поэт Марк Шварц: Если вы родители – Ласкатели, Хвалители. Если вы родители – Прощатели, Любители. Если Разрешители, Купители, Дарители, Тогда вы не родители, а просто Восхитители! А если вы родители – Ворчатели, Сердители. Если вы родители – Ругатели, Стыдители, Гулять не отпускатели, Собакозапретители, То знаете, родители, Вы просто – Крокодители.
В воспитании существуют моменты, когда нельзя ругать и наказывать ребенка. - Скажите, когда это нельзя делать? • Когда ребенок болен; • Во время приема пищи, после сна или перед сном, во время работы; • Сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, плохая отметка) • Когда ребенок не справляется с любым недостатком, прилагая искренние старания; • Во всех случаях, когда что-либо не получается; когда внутренние мотивы поступка родителям непонятны; • Когда сами родители устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам. Главное помнить, что дети учатся не столько на своих ошибках, сколько на своих успехах. -Уважаемые, родители! Если бы мы сейчас на один миг стали детьми, то наверняка вспомнили бы, чего нам не хватало, и на что мы чаще всего обижались. И каждый ваш ребёнок, так же при общении с вами желает, что бы ему: не давали пустых обещаний, не придирались по пустякам, не читали нотаций, не выбирали друзей, а просто его любили. Предлагаю анонимно ответить на вопрос «Какие мы родители?» ( раздаю бумагу и ручки, родители отвечают на вопрос, звучит музыка), зачитываю несколько ответов. Сейчас я прочитаю вам ответы детей на вопрос « Какие у тебя мама и папа?»( можно сделать видеосъёмку) -Как видите, наши представления о себе, как о родителях, не всегда совпадают с детскими. - А еще хочу предложить вашему вниманию немного шуточный тест, но как говорится, в каждой шутке есть доля истины. Какие мы родители, нам поможет понять тест.( раздаются листы с тестом, дается время для заполнения, звучит спокойная музыка)
Тест «Какие мы родители?» 1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему? 2. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании де¬тей? 3. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановится? 4. Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания? 5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо? 6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов? 7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние? 8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка? 9. Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка? 10. Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?
Ключ к тесту За каждый положительный ответ поставьте себе 2 очка, за ответ «иногда»- 1 и за отрицательный - 0. Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смут¬ное представление. И, хотя говорят, что начать никогда не поздно, сове¬туем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области. От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это возна¬градят. Более 15 очков. Вы хорошо справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее, не удастся ли еще кое-что немного улучшить? Тесты раздаются родителям на листочках, ответить можно дома. - Все, о чем мы сегодня с вами говорили, я попыталась обобщить в памятке «Для вас, родители». Эти рекомендации помогут вам защитить права ребенка. Давайте прислушаемся к словам В.Г.Белинского: «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, членами государства. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…». Если поддержка его окружает, в себе он уверенность приобретает. будет он жизнью доволен всегда. Будьте к нему справедливы, люди, и справедливым ребенок Ваш будет! Любите его таким , каков он есть, ему не нужны заигрывания и лесть, И он, как это свойственно детям, любовью горячей на это ответит! - Спасибо за внимание. Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, членами государства. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…». БЕЛИНСКИЙ В.Г. 2. Умейте слушать своего ребенка всегда и везде, проявляя терпение и такт, и говорить с ним так, как вам хотелось бы, чтобы говорили с вами; сохраняйте положительное представление о своем ребенке, наказывайте, не унижая, а сохраняя его достоинство; признавайте свои ошибки, умейте просить прощения за свои неправильные действия и поступки. 3. МАРК ШВАРЦ Если вы родители – Ласкатели, Хвалители. Если вы родители – Прощатели, Любители. Если Разрешители, Купители, Дарители, Тогда вы не родители, а просто Восхитители! А если вы родители – Ворчатели, Сердители. Если вы родители – Ругатели, Стыдители, Гулять не отпускатели, Собакозапретители, То знаете, родители, Вы просто – Крокодители
4. Если поддержка его окружает, в себе он уверенность приобретает. Щедро хвалите его, и тогда будет он жизнью доволен всегда. Будьте к нему справедливы, люди, и справедливым ребенок Ваш будет! Любите его таким , каков он есть, ему не нужны заигрывания и лесть, И он, как это свойственно детям, любовью горячей на это ответит! Список использованной литературы 1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г. 2. Зверева О.Л. Конкурс знатоков педагогических секретов. // Д/в 1997г., № 10. 3. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4. 4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//. 5. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. 6. Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений». 7. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 г. № 47 -48 8. Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. №5 9. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4
|