Познавательно-игровой досуг в группе общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет «Мы и наши права» |
Правовая информация | |||
Автор: Семенова Ирина Владимировна | |||
20.01.2022 16:10 | |||
Познавательно-игровой досуг в группе общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет «Мы и наши права» Автор: воспитатель Семенова Ирина Владимировна, МБДОУ «Детский сад «Изумрудный город» город Тамбов Цель: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка, формировать понимание того, что права принадлежат детям, они неотъемлемы и неделимы. Задачи:
Предварительная работа:
Беседы с родителями: как объяснить ребенку смысл статей "Конвенции по защите прав ребенка". Демонстрационный материал: конвенция о правах ребенка (в картинках). Оборудование: проектор для показа слайдов, мягкие игрушки (семья), чемодан (свидетельство о рождении, сердечко, аптечка, портфель со школьными принадлежностями), предметы для уборки: веревка и прищепки, мячики 2 цветов по 10 штук и 2 корзины). Ход занятия: Дети, у меня в руках волшебная шкатулка, в ней самое ценное сокровище на нашей планете Земля. Кто из вас хочет увидеть его? Хотите заглянуть в шкатулку? Но не рассказывайте кого или что вы там увидели, пока все самые смелые не заглянут на дно шкатулки. (дети по очереди заглядывают в шкатулку) -Что вы увидели в волшебной шкатулке? (ответы детей) -Ребята, в волшебной шкатулке вы увидели самое ценное сокровище – себя, человека. Каждый из вас – личность, со своим характером, привычками, и именно такого человека как вы, больше на Земле нет и не будет. А людей на Земле живёт очень много, все они разные. Ребята, как вы думаете, чтобы жить на земле мирно, счастливо, что должен делать каждый человек? - Чтобы люди жили счастливо, нужно соблюдать права, правила поведения в обществе и обязанности. И у вас, ребята, как и у каждого человека на земле, есть свои обязанности, например, соблюдать правила гигиены, убирать игрушки, а также у вас есть и права. Кто ни будь из вас знает какие у вас есть права? Сегодня я предлагаю познакомиться с некоторыми правами ребёнка. Согласны? Воспитатель: (держит в руках Конвенцию) У нас сегодня встреча не простая, Мы с вами эту книгу полистаем. Едва страницу первую откроем, Увидите вы сказочных героев, Смотрите зорче, и тогда у них Вы о правах узнаете своих. Ведь о правах не зря идет молва, Хоть ты и мал, есть у тебя права! Ребенок: По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Знать должны и взрослые, и дети О правах, что защищают всех на свете. Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. - А что же такое право? Право — это охраняемая, государством возможность что-то делать, осуществлять, иметь. - В каком документе записаны права детей? ( «Конвенция о правах ребенка») Воспитатель: Ребята, у меня есть какой — то документ ( «Свидетельство о рождении») - Что это за документ? - О каком праве говорит этот документ? Воспитатель: Это свидетельство о рождении Ребенок: Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки – Каждый день рождаются Девчонки и мальчишки. Пользуются с первых дней Правами своими, Ведь с пелёнок человек Получает имя. - Первый документ каждого человека. Выдается он сразу после рождения. Воспитатель: Первое право, какое есть у каждого ребенка и человека, это право на фамилию, имя, отчество. Именно в этом документе они написаны: имя, фамилия, отчество. Ребенок: Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали) Знают, знают все на свете, Знают взрослые и дети – Имя каждому дано, И у каждого одно! - Я вам предлагаю поиграть. Речевая игра «Клубок знакомств». Воспитатель: Я буду каждому из вас давать этот клубок, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф. И. О.) – Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя. На экране фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка” - Вы узнали эту сказку? Это сказка “Красная Шапочка”, которую написал Ш. Перро.
Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого. Право на жизнь. Воспитатель: В моем волшебном сундучке спрятан еще один сюрприз (достаю сердечко). - Какое право детей может обозначать сердце? (Право на семью, любовь и заботу родителей). - Родители несут по закону ответственность за ребенка, заботятся о нем. — Как взрослые заботятся о детях? (Ответы). Конечно, дети тоже проявляют любовь, могут проявить ее через поступки, уважение и ласковые слова. Ребенок: Я люблю свою семью: Маму, папу я люблю, Люблю деда и бабусю, И щенка, и кошку Мусю! Все, кого я так люблю Имеют право на семью! Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Дидактическая игра «Назови родственников» , я мама, а ты мне кто? , я папа, а ты мне кто? , я брат, а ты мне кто? , я сестра, а ты мне кто? , я бабушка, а ты мне кто? , я дедушка, а ты мне кто? , я внучка, а ты мне кто? , я внук, а ты мне кто? Воспитатель: -Молодцы, хорошо. Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова БАБУШКА- ДЕДУШКА- СЫН- МАМА- ДОЧЬ- БРАТ- СЕСТРА- Воспитатель: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Воспитатель: В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. Воспитатель: (изображение Маугли). Какое право нарушено здесь? (ответы детей). Правильно, это право ребенка на жизнь в семье с родителями. А как бы вам жилось без родителей? Хорошо или плохо? (ответы детей). Смотрите, в конверте еще что-то есть. (воспитатель достает карточки с изображением животных и их детенышей). Не только человеческие дети должны жить с родителями, но и звери должны жить в своей семье. Давайте им поможем. Игра «Соедини семью» Воспитатель: Ребята, а к нам спешат гости Иллюстрация к сказке “Заюшкина избушка”. Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”. Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала. Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь. Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет). Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право! Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей). Каждый имеет право на неприкосновенность жилища. Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома. Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем. Воспитатель.. Три братца дружно строят дом, Тепло, уютно будет в нём. В работе братцы знают толк, Не сможет в дом пробраться волк. Воспитатель: — Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей) Это сказка У.Диснея “Три поросёнка” Воспитатель: — Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? Ответы детей. (Право на неприкосновенность жилища). Воспитатель: В Конвенции говорится, что каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. А как вы понимаете слово неприкосновенность? Ответы детей: никто без разрешения не должен туда входить, не должен его ломать и … Игра «Строим дом» Воспитатель: Сундучок приготовил что – то еще (достаю аптечку). Какому праву эти предметы дают подсказку? (Право на медицинское обслуживание, охрану здоровья). - Здоровье – главная ценность человека. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, больше есть овощей и фруктов) На экране картинка Айболит. Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это? Доктор Айболит. Доктор Айболит: (на экране написаны слова Айболита) Быть здоровыми хотят и взрослые и дети. А что для этого нам нужно? Я могу ответить. Чтоб жизнь счастливую прожить, Чтоб здоровье сохранить, Долго не лежи в кроватке, Утро начинай с зарядки. Зарядка Айболит: (на экране написаны слова Айболита) На прощание, ребята, я хочу вам всем сказать: Чтобы были вы красивы, чтобы не были плаксивы, Чтоб в руках любое дело дружно спорилось, горело. Чтобы громче пелись песни, жить, чтоб было интересно Физкультурой занимайтесь, спортом все вы увлекайтесь. Воспитатель: Я достаю из нашего сундучка тетрадь и букварь. О каком праве говорят нам эти предметы? (Право на образование) отрывок из сказки А.Толстого “Золотой ключик”: Воспитатель:... Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.
“Я буду умненьким и благоразумненьким”, — сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу. На экране иллюстрация к сказке А.Толстого “Золотой ключик” В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей) “Я буду умненьким, благорозумненьким”, – так сказал Буратино, взял азбуку и куда отправился? Правильно, в школу. Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей) Воспитатель: Каждый человек имеет Право на образование. Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей). Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей). Воспитатель. А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей — детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее). Совсем скоро и вы отправитесь в школу. Нам хочется узнать сможете ли вы собрать себе портфель? Игра – эстафета «Собери портфель». Воспитатель: — Молодцы! Вы справились с заданием. А в чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.) Воспитатель: ну вот, у нас остался только один конверт Пора нам его открывать. (3 персонажа: Золушка, Настенька из сказки «Морозко», Падчерица из сказки «12 месяцев»). Какое же право было нарушено у этих персонажей? (ответы детей). Конечно, право на отдых. Но отдыхать – это не значит лежать дома на диване с чипсами. Отдыхать можно по-разному. Как вы любите отдыхать? (ответы детей) Игра «Помоги сказочным персонажам убрать дом» - С самого рождения ребенок является гражданином своей страны, государства, в котором он живет. Где бы не был человек, он всегда стремится на свою родину. Каждый человек хочет, чтобы все люди жили в мире. Ребята, посмотрите друг на друга, мы с вами такие разные, но права у нас одинаковые. Для человека важны все права и самое главное их надо соблюдать и не нарушать. Права нам каждому даны И по ним мы все равны! Воспитатель: Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва У него уже с пеленок веские права! Он имеет право жить, развиваться и дружить; Иметь просторный, добрый дом Видеть тихий мирный сон. Врачей помощь получать, Обучаться, отдыхать, Быть веселым и здоровым, Восхищаться чем-то новым И любить, и быть любим Он на свете не один!
|