Конспект ООД по правовому воспитанию «Сказка ложь, да в ней намек» старшая группа |
Правовая информация | |||
Автор: Вельмяйкина Н.А. Прошкина Е.В. | |||
16.12.2021 19:03 | |||
Конспект ООД по правовому воспитанию «Сказка ложь, да в ней намек» старшая группа Подготовили:
Цель: ознакомление детей с социально-правовыми нормами и правилами поведения на примере русских народных сказок. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Образовательные области:
Предварительная работа: чтение сказок: «Золотой ключик или приключение Буратино», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Снегурочка», «Айболит», «Золушка», подвижные игры с детьми «Три поросенка», «Прогулка по ручью», дидактическая игра «Узнай сказку». Словарная работа: права ребенка, Правландия, неразбериха, заклинание, неприкосновенность, благоразумненьким, образование. Методические приёмы:
Демонстрационный материал: ноутбук, проектор, презентация с сюжетами из русских народных сказок, цветок «Правоцвет», маска волка, обручи, веревочки. Ход занятия: Организационный момент: (Дети заходят в зал) Воспитатель: По извилистой дороге, Шли по миру чьи-то ноги. Вдаль смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Знать должны и взрослые, и дети, О правах, что защищают всех на свете! Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга: Придумано кем-то просто и мудро, При встрече здороваться «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! - А сейчас улыбнитесь и подарите друг другу свои улыбки. Молодцы! Основная часть: Воспитатель: (Воспитатель обращает внимание детей на цветок) - Ребята, я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правландия. В этой стране жили сказочные герои. Жили они очень дружно, потому что у каждого из них было много прав. А ещё в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из них жители относились по-особенному – трепетно. Берегли его, потому что это был «Правоцвет». У «Правоцвета» были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались жителями страны. И всё было бы у них хорошо, но, однажды над страной нависла чёрная — пречёрная туча, пошел холодный дождь, и все жители Правландии попрятались кто куда, чтобы переждать несчастье. А когда ветер стих и туча уплыла, то все были удивлены тем, что на «Правоцвете» все лепестки потемнели. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны надеются на то, что кто-нибудь им поможет, и снова, как и прежде ко всем вернутся их права и цветок станет таким же ярким. - Ребята, как вы думаете, нужно ли помогать людям и зверям, попавшим в беду? (ответы детей) - Жители Правландии прислали нам цветок, чтоб мы им помогли навести порядок, и пригласили к себе в гости, в сказку. -Ребята, поможем нашим друзьям? (ответы детей) -Ну, тогда в путь вместе с «Правоцветом»! -Что нужно произнести, что бы волшебство свершилось? (Волшебное заклинание) -Давайте хором скажем наше заклинание: (Дети закрывают глаза и поворачиваются вокруг себя) Сказка-сказка, помоги! Свои двери отвари! Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы в сказке… На экране появляется Сказочница. (Дети садятся на стульчики) У нас сегодня встреча не простая, Мы с вами сказки вспоминаем. Едва страницу первую откроем, Увидим сказочных героев, А случится вдруг беда, Мы поможем им тогда! - Давайте же посмотрим ребята, какие сказочные герои встретятся нам в нашем путешествии. В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. — Ребята, вы узнали сказку? Что сделал волк? Как вы думаете, какое право Красной Шапочки и бабушки он нарушил? (Ответы детей). - Правильно! Это Право на жизнь. Никто не имеет права лишать жизни другого человека. Это и называется право на жизнь. Двигаемся дальше! Дед и баба вместе жили, Дочку из снежка слепили, Но костра горячий жар Превратил девчушку в пар. Дед и бабушка в печали. Как дочурку величали? - Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей) - Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей) - О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? Правильно, это Право на имя. - А бывает так, что у ребенка нет имени? (нет, без имени нельзя обойтись). - А сколько имен может иметь человек? (одно имя). - А бывает так, что у ребенка нет имени? (нет, без имени нельзя обойтись). - У нас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?
Воспитатель: Я предлагаю сыграть в игру «Объясни имя». Я буду называть имя сказочного героя, и бросать мяч. Тот, к кому мячик попадёт, должен объяснить, почему их так зовут:
Давайте же посмотрим на следующих героев. Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек — копытца. Трое их — и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? - Какое право сказочных героев здесь нарушено? - У каждого человека должен быть дом или квартира, чтоб он жил он со своей семьей. И никто не может войти в них без разрешения хозяев. Это и есть Право на жилище. - А еще каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. А вы знаете свои домашние адреса? (ответы детей). - Сейчас я предлагаю вам поиграть в подвижную игру “Три поросенка” и немного отвлечься: Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку? Например: Раз, два, три, четыре, пять Нам друзей не сосчитать, А без друга в жизни туго, Выходи скорей из круга. (Звучит музыка из мультфильма “Три поросенка”) Дети поют: Мы — маленькие поросятки, На полянке мы гуляем, Цветочки собираем, Песенки поем, Волка в дом не ждем. Воспитатель: Вдруг выходит волк, он зубами щелк! Условие игры: когда поросят в домике трое, волк трогать их не может. (Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики — по три ребенка) - Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк в нашей игре? (Ответы детей) Правильно. Право на неприкосновенность жилища. Проходите на свои места и снова внимание. Двигаемся дальше! Птицы страшные летали, Братца милого украли. Ничего с ним не случится - Выручит его сестрица. - Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей) Это Право на семью, право — неразлучаться со своими родителями. Семья – это главное в жизни человека. Но кроме прав, у вас есть еще и обязанности. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас? Дети: Я обязан убирать за собой игрушки после игры. Я заправляю постель. Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома и др. Воспитатель: Дети обязаны слушаться своих родителей. А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье. Пальчиковая гимнастика “Семья” Это пальчик – дедушка, Это пальчик – бабушка, Это пальчик — папочка, Это пальчик – мамочка, Это пальчик – это я Вот и вся моя семья. - Молодцы! Продолжаем путешествие по сказкам. Посмотрите на экран. С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется тот мальчишка? - Ребята, этого деревянного мальччика смастерил из полена Папа Карло, затем сделал ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпаччок с кисточкой и сказал: «Я продал свою куртку и купил тебе азбуку». Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным. “Я буду умненьким и благоразумненьким”, — сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу. - В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей) - На какое право указывает нам эта сказка? (Ответы детей) - Каждый человек имеет Право на образование. Все дети имеют право на бесплатное и обязательное образование. - Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей). - Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей — детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее). Продолжаем наше путешествие! Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор ……! - Ребята, куда мы идем, если у нас что – то заболит? Расскажите, пожалуйста, нам. (Ответы детей). Все верно! Это — Право на медицинское обслуживание. - А чтобы не болеть, ведите здоровый образ жизни, заботьтесь о своём здоровье, берегите его. Делайте зарядку и занимайтесь физкультурой. Физкультминутка «Айболит»: Мы веселые ребятки (Шагают на месте) Дружно делаем зарядку. Вправо-раз, влево-раз, (Руки на пояс, повороты в стороны) Улыбнемся мы сейчас. На носочки дружно встанем, (На носочках потянуться вверх) Руки к солнышку потянем. Загляни к нам солнышко И погрей нам горлышко, (Прыжки с хлопками) Ну а если заболеем – Нам поможет Айболит, (Ладони к щекам, наклоны головы) Витамины нам пропишет, (Показать колечки пальцами) И микстурой угостит. (Ладони мисочкой) Воспитатель: Молодцы! Смотрим на следующего героя. Я на балу никогда не бывала. Чистила, мыла, варила и пряла. Когда же случилось попасть мне на бал, То голову принц от любви потерял. А я башмачок потеряла тогда же! Кто я такая? Кто тут подскажет? - Кто это, ребята? (Золушка) - Что эта за девочка? Что с ней произошло? - Ребята, Золушка отдыхала??? А могли бы сестры помочь ей? - Какое право Золушки нарушено? (ребенок имеет Право на посильный труд, Право на отдых). - Кто же нарушает права Золушки? (злая мачеха и старшие сестра) - Ребята, какой совет мы дадим Золушке? (хорошо питаться, выполнять только посильную работу и больше отдыхать) - Как можно отдохнуть детям? (Играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать) - Предлагаю поиграть в подвижную игру «Прогулка по ручью» (право каждого на отдых, уметь отдыхать совместно). Условия игры: На полу изображается ручеёк, его ширина меняется (с помощью). Дети становятся «паровозиком» (руки кладутся на плечи идущему впереди) и по ходу движения расставляют ноги на нужную ширину. Оступившийся ребёнок отправляется в конец «паровоза». - Молодцы, ребята! Все дошли по ручейку до нашего «Правоцвета»! Итог занятия: - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, помогли «Правоцвету» вылечить свои лепестки, они стали такими же яркими и красивыми, как и прежде! Вы помогли сказочным героям вспомнить свои права. Давайте же, еще раз перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям. Чтобы права детей не нарушались, взрослые должны защищать эти права. Чтобы дети были счастливы и здоровы! Тогда детство можно будет назвать золотым и счастливым! Почему мы называем, Наше детство золотым? Потому что мы играем, Веселимся и шалим. Потому что окружает Нас заботою семья, Потому что обожают Нас родные и друзья! - Ой, ребята, посмотрите, а что это за яркая коробочка??? (Воспитатель открывает коробочку) -Дети, это наши герои благодарят вас за помощь, и дарят вам медали из волшебной страны Правландии — «Знаток прав». - Итак, ребята, наше занятие подошло к концу! Всем спасибо!
|