Индивидуализация дошкольного образования в ходе организации и проведения Дня выбора в детском саду |
Правовая информация | |||
Автор: Келембет Екатерина Николаевна | |||
08.06.2021 20:12 | |||
Индивидуализация дошкольного образования в ходе организации и проведения Дня выбора в детском саду Келембет Е.Н., воспитатели МБДОУ №2 «Центр развития ребёнка «Солнышко», г. Мирный Архангельской области Современное образование, в том числе и дошкольное, берет ориентир на индивидуализацию образования. Индивидуализация как один из ориентиров модернизации образования предполагает акцент на поддержке инициативы детей. Согласно пункту 1.4. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), одним из принципов дошкольного образования является «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности». В пункте 3.2. 5 ФГОС ДО обозначены виды деятельности (игровая, исследовательская, проектная, познавательная и т.д.), в которых нужно осуществлять поддержку детской инициативы. Несмотря на поставленную задачу, остаются неоднозначными подходы к определению понятия «инициатива» и способов ее поддержки. Отметим, что инициатива — это почин, побуждение к началу какого-нибудь дела, руководящая роль в каких-нибудь действиях, способность к самостоятельным, активным действиям.
Развитие инициативы происходит в деятельности. В современном образовательном процессе выделяют два источника деятельности детей:
Выбор первой деятельности зависит от целей и задач, решаемых педагогом, его знания возможностей той или иной деятельности, умения ее организовать. Выбор второй зависит от инициативы ребёнка, его интересов, желаний, возможностей и ограничивается только возможностями развивающей предметно-пространственной среды и правилами, которые устанавливает педагог. Для поддержки инициативы воспитанников в МБДОУ № 2:
Одной из эффективных и интересных форм индивидуализации образования, поддержки инициативы воспитанников, на наш взгляд, является День выбора. Итак, День выбора в МБДОУ № 2 даёт возможность детям дошкольного возраста выбрать вид деятельности, отвечающий их актуальным потребностям, и сотрудничать с взрослыми и детьми в центрах активности, организованных в различных помещениях детского сада. Цель: создать условия поддержки индивидуальности и инициативы воспитанников посредством свободного выбора дошкольниками видов детской деятельности в ходе организации и проведения Дня выбора в МБДОУ № 2. Проведение Дня выбора предусмотрено годовым планированием образовательной работы. Как правило, организуется 1 раз в год, в январе месяце, в первой половине дня. В нём принимают участие воспитанники всех дошкольных групп (от 3-8 лет), все педагоги детского сада, а также привлекаются родители, в том числе и детей раннего возраста. Процесс подготовки и проведения Дня выбора включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе:
Основной этап – непосредственное проведение Дня выбора. В этот день, после звукового сигнала, дети самостоятельно выходят из группы и направляются в выбранный ими центр активности. Взрослые, педагоги и родители, в холлах детского сада смотрят за безопасностью, помогают, при необходимости, найти детям интересующий их центр. Далее дети имели возможность заниматься любимым и увлекательным делом, взаимодействовать с педагогами-специалистами, родителями, воспитателями из других групп и детьми разного возраста. Каждому ребёнку предоставляется право выбрать игру, задания, материалы, участников совместной деятельности и др. Заканчивается деятельность звуковым сигналом колокольчика, после которого дети возвращаются в свои группы. В течение дня проходят групповые сборы – обсуждения, в ходе которых дети делятся впечатлениями: отвечают на вопросы «Куда ходили?», «Чем занимались и с кем?», рассказывают о выбранном увлечении, охотно демонстрируют свои открытия, успехи, перечисляют имена новых детей и др. Педагоги интересуются у детей, что понравилось и не понравилось, что хотели бы изменить, а также изучают образовательные потребности воспитанников для дальнейшей работы. На заключительном этапе подводятся итоги проделанной работы, оценивается организация дня, центров активности, вносятся коррективы, намечаются новые образовательные задачи. Педагоги, используя мультимедийную презентацию, представляют организацию и проведение Дня выбора в своей группе, центре активности, делятся впечатлениями, отмечают положительные и отрицательные моменты, обращают внимание на успехи и достижения детей. «По горячим следам» определяются общие рекомендации. Следует отметить, что День выбора в МБДОУ № 2 реализуется три года. Первый год дети имели возможность выбора различных центров в рамках только своей группы. С прошлого года были задействованы все помещения детского сада, предназначенные для активности детей: спортивные и музыкальные залы, помещения изостудии, методический кабинет, помещения всех возрастных групп, в том числе и раннего возраста. Дети младшего дошкольного возраста решали, какой деятельностью желают заняться из 8 центров (конструирования, речи, музыки, творчества, экспериментирования, сюжетно-ролевых, интеллектуальных и подвижных игр), дети старшего дошкольного возраста – из 10 (познания, конструирования, речи, музыки, творчества (рисование и аппликация), экспериментирования, сюжетно-ролевых, интеллектуальных и подвижных игр). В этом году, кроме вышеперечисленных центров, старшие дошкольники выбрали новый 11 центр – центр театра. Опыт показал, благодаря Дню выбора у дошкольников появилась возможность осуществить выбор без помощи взрослых, проявить самостоятельность в новых, непривычных условиях, многому научиться, пообщаться с детьми разного возраста, получить опыт взаимодействия с незнакомыми взрослыми (родители и педагоги из других групп), что положительно сказывается на развитии качеств личности детей (активности, инициативности, самостоятельности, способности к выбору и др.), их социализации. Педагоги сделали ещё один шаг к осознанию необходимости индивидуализации образовательного процесса, поддержки и развития детской инициативы. Список информационных источников
|