Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «ПРАВО РЕБЁНКА НА ИМЯ, ОТЧЕСТВО, ФАМИЛИЮ».
Правовая информация
Автор: Безаева Елена Анатольевна   
21.03.2021 06:15

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «ПРАВО РЕБЁНКА НА ИМЯ, ОТЧЕСТВО, ФАМИЛИЮ».Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «ПРАВО РЕБЁНКА НА ИМЯ, ОТЧЕСТВО, ФАМИЛИЮ».

Подготовили воспитатели

  • Безаева Елена Анатольевна
  • Родионова Наталья Александровна

МАДОУ № 51 г. Нижний Новгород, 2020г

Цель: создание условий для формирования основ правового сознания дошкольника, правовой и нравственной культуры старших дошкольников

Задачи:

  • Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, закреплённое документом «Свидетельство о рождении»; побуждать детей называть своих родителей полным именем; познакомить с понятиями «отчество», «фамилия».
  • Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.
  • Способствовать активизации речи, умению выражать свои мысли, побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие

Скачать конспект

Скачать презентацию о конвенции

Виды деятельности:

  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Двигательная

Глоссарий: право, отчество, фамилия

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме

Методы и приемы:

Наглядные: свидетельство о рождении

Словесные: художественное слово, беседа, вопросы

Практические: дидактическая игра

Материалы и оборудование: документ – свидетельство о рождении, ленточка для игры

 

Структура НОД, время

Действия воспитателя

Предполагаемые действия детей

Примечания

Вводная часть(2-)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный момент

 

 

 

 

Основная часть (20мин)

 

 

 

 

Дид игра

 

 

 

худ слово

 

 

дид игра

 

 

игра

 

 

 

 

 

 

Чтение сказки

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная часть

- Здравствуйте, ребята! Давайте поговорим. Представьте себе, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Папа и мама стали думать, как им назвать малыша. Как вы думаете, можно ли ребёнка оставить без имени? Почему?

         -Да, у каждого человека есть своё имя. И сегодня мы с вами поговорим о праве человека на имя.

= По имени человека можно определить его пол – мужчина он или женщина, мальчик или девочка. Есть имена женские (какие?) и имена мужские (какие?). Можно определить молодой это человек или пожилой. Ведь, обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Обращаясь с товарищами, подругами, называем их по именам:

Таня – Танечка – Танюша,

Ваня – Иванушка – Ванечка.

- Наши предки к выбору имени относились очень ответственно. Они желали видеть своего ребёнка рослым, сильным, крепким, милым. Отсюда и такие имена: Людмила – милая людям, Радмир – радующий мир. Различают имена русские, татарские, башкирские и др., есть даже имена, которые пришли к нам из других стран.

- Многие учёные, исследователи имён считают, что имя очень важно для человека. Оно даёт ключ к его характеру и даже судьбе. «По имени – и житие», - утверждали авторы, описывающие жизнь святых людей. Согласитесь, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени.  

- Имена бывают полные и уменьшительные. Например, полное имя Татьяна, а уменьшительное – Таня; полное имяАнастасия, а уменьшительное – Настя. Полное имя человека обычноупотребляетсявдокументах и официальной обстановке, а уменьшительное дома, с родными, близкими и друзьями. Малышей часто называют ласкательными именами. Образованными от полных. Например, от имени Татьяна ласкательные имена – Танечка, Танюша, Татьянка. Андрея мама с бабушкой называют ласково Андрюшей, Андрейкой.

Дидактическая игра «Назови своё имя»:

- А теперь ребята, вы попробуйте назвать свое имя ласково. А как вас мама дома называет?

- Как вы думаете, понравится ли вашему другу, если вы будете называть его не по имени Максим, а по кличке или прозвищу? Конечно, нет, не понравится! Запомните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя от рождения до конца жизни с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

Имя нам даёт отраду,

Дарит счастье и удачу.

Потому узнать бы надо,

Что же имя наше значит?

- Кроме имени у человека есть отчество и фамилия. Как вы думаете, что такое отчество? Отчество присваивается ребёнку по имени отца. Фамилия? Многие фамилии пришли к нам из далёкого прошлого. Часто фамилию давали по его профессии. Так кузнецу давали фамилию Кузнецов, плотнику – Плотников, рыбаку – Рыбаков. А такие распространенные фамилии, как Иванов, Петров, Фёдоров произошли от имён Иван, Пётр, Фёдор. Многие фамилии происходят от названий зверей, птиц и рыб. Вы знаете какие?

- Каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию!

Дидактическая игра «Назови своё имя, отчество и фамилию».

- Предлагаю вам назвать свои отчество и фамилию.

- Через несколько дней, после того как малыш появился на свет, родители получают Свидетельство о его рождении. Это документ, в котором записаны имя, отчество и фамилия ребёнка, дата и место рождения, имена его родителей. Когда придёте домой, попросите маму или папу показать вам этот документ. Пусть мама прочтёт вам все его пункты. Вы ещё раз услышите, как звучит имя, отчество и фамилия ваших родителей.

Игра «Узнай меня»

- Предлагаю поиграть.. Встаём в круг , а в середину садится Водяной. И чтоб он вас не узнал, я завяжу ему глаза. Сегодня Водяным будет…..А мы идем по кругу и говорим хором:

Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой?

Выходи хоть на час и узнай одного из нас!

Ребята останавливаются, Водяной встаёт, подходит к игроку, ощупывает его и называет имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чьё имя отгадано становится Водяным.

Чтение сказки «Имя»

- Послушайте ребята сказку. А называется она «Имя»

Жил на свете мальчик, а как звали его, он не знал. Пошёл он погулять на лужок и увидел бычка. «Здравствуй, - сказал мальчик. – Ты кто?» - «Я бычок, а ты кто?» - «А я мальчик». – «А как тебя звать?» - спросил бычок. – «Как это звать?» Бычок пояснил: «Как тебя зовёт мама, когда нужно попить молоко?» - «Сыночек, солнышко, заинька, кисонька», - сказал мальчик. – «Сколько же у тебя имён! А у меня – одно!».

В это время мама бычка, корова, позвала его попить молоко. «Степашка, - звала мама-корова, - иди пить молоко». Бычок ускакал, а мальчик остался на лугу. Гулял он, гулял и вдруг увидел козочку. «Здравствуй, - сказал мальчик. – Ты кто?» - «Я козочка», - сказала козочка, а ты кто?» «А я мальчик. – «А как тебя звать?» - спросила козочка. – «Я не знаю». Вдруг туча накрыла солнце, и стало темно. «Беляночка, - послышался голос. – Пора домой!» Это мама-коза звала свою дочку-козочку от дождя укрыться в домике.

Остался мальчик один. Грустно ему стало. Вдруг слышит: «Игорёк, сыночек, солнышко моё, пора домой, скоро дождик начнётся». Это мама мальчика искала его на лужайке. Понял тут мальчик, как его зовут, и побежал к маме. А вы догадались, как звали мальчика?

- Как вас зовёт мама?

- Как вас называют друзья?

- Почему столько имён было у мальчика?

- Есть ли у вас такие ласковые имена?

- Итак, каждый человек имеет право на имя. Пожалуйста, назовите ещё раз свои имена – полные, уменьшительные, ласкательные (ответы детей). Объясните смысл слова «отчество» Что представляет собой свидетельство о рождении?

Дидактическая игра «Узнай по голосу»

Дети становятся в круг, а ведущему завязывают глаза, он становится в середину круга. Взявшись заруки, дети ходят вокруг него и говорят хором:

Ты попробуй, угадай
Кто позвал тебя, узнай.

нет. Каждому ребенку нужно имя

.

 

 

дети называют мужские и женские имена

 

 

Да

 

 

 

Дети становятся в круг, и называют своё полное, уменьшительное и ласкательное имя

 

 

 

Нет, не понавится

 

 

ответы детей

 

 

Воробьёв, Щукин, Медведев

 

 

Дети становятся в круг, передают друг другу мяч и называют своё имя, отчество и фамилию.

 

 

 

Дети становятся в круг, а Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят слова

 

 

Да. Его зовут Игорек

ответы детей

показывает документ – свидетельство о рождении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель читает сказку

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год