Реализация программы «Воспитание правовой культуры», из опыта работы |
Правовая информация | |||
Автор: Заборонок Ольга Анатольевна | |||
08.11.2020 20:58 | |||
Реализация программы «Воспитание правовой культуры», из опыта работы УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК» «УСИНСК» КАР КЫТШЫН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ЮКÖНЛÖН АДМИНИСТРАЦИЯСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДÖМÖН ВЕСЬКÖДЛАНIН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7» Г.УСИНСКА «ЧЕЛЯДЬÖС СÖВМÖДАН 7 №-А ВИДЗАНIН» ШКОЛАÖДЗ ВЕЛÖДАН УСИНСК КАРСА МУНИЦИПАЛЬНÖЙ СЬОМКУД УЧРЕЖДЕНИЕ Выступление на муниципальном конкурсе на лучшую организацию работы по профилактике правонарушений, употребление спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств несовершеннолетними, работы с семьями СОП и «группы риска» (реализация программы «Воспитание правовой культуры», из опыта работы) Номинация: «Педагогическая находка» Авторы: О.А. Заборонок, воспитатель, общественный инспектор по защите прав детства Усинск, 2018
Слайд 1 Добрый день, уважаемые, коллеги! Слайд 2 «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас» Легуве (французский прозаик и драматург) Слайд 3 Дошкольная образовательная организация способна внести ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную и правовую культуру и большой вклад может внести в профилактику правонарушений, употребления спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств несовершеннолетними, работы с семьями СОП и «группы риска». Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом: он включает не только сообщение детям знаний, но и формирование эмоционально-оценочного отношения к социальным фактам и событиям, а затем применение этих знаний в практической деятельности. Работа ДОО по профилактике правонарушений, употребление спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств несовершеннолетними, работы с семьями СОП и «группы риска», а также по правовому воспитанию дошкольников осуществляется по трем направлениям:
- с детьми. Роль педагога дошкольного образовательного учреждения заключается не только в формировании у детей элементарных представлений о правилах поведения, правах и обязанностях, но и в создании условий их практического применения как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Слайд 4 В прошлом 2017 – 2018 учебном году в нашем детском саду реализовывался образовательный проект для воспитанников старшего дошкольного возраста «Маленький гражданин правового государства». Слайд 5 Необходимость создания образовательного проекта была и остается актуальна в силу повышения требований общества к нравственно-правовой культуре, социализации дошкольников в современных условиях. Реализация данного проекта в нашем детском саду позволила сделать следующие выводы:
- значительно повысилась роль ДОО в процессе формирования правовой культуры ребенка дошкольного возраста и их родителей - и, конечно, же, проект способствовал профилактике правонарушений, соблюдение и уважения к закону. Слайд 6 Для выявления уровня правовой культуры родителей детей, посещающих детский сад, было проведено анкетирование. (В анкете рассматривались такие вопросы как: Что такое правовое воспитание? Целесообразно ли, по вашему мнению, начинать правовое воспитание в детском саду? Кто, по вашему мнению, может осуществлять правовое воспитание детей в саду? Какие из ниже перечисленных прав являются правами ребенка? Какие из них вы считаете важными для развития ребенка и благополучия в семье? Готовы ли вы принимать участие в правовом воспитании детей нашего детского сада? Если да, то в какой форме?) Как и предполагалось, при не очень высоком уровне правовой культуры опрошенные родители в своем большинстве проявили заинтересованность в получении правовых знаний, в знакомстве с правовоспитательными технологиями. Из ответов родителей стало очевидно: правовое воспитание их детей необходимо. Родители хотят знать об участии ребенка в мероприятиях по правовому воспитанию; получать рекомендации, как заниматься с ребенком дома, какую литературу прочитать, консультаций по вопросам общения с ребенком, как научить ребенка умению говорить «нет». Слайд 7 На основании результатов анкет и мнения педагогов было принято решение продолжить работу ДОО в этом направлении. В марте 2018 года я принимала участие в вебинаре на тему: «Организация взаимодействия субъектов профилактики в рамках Федерального закона от 24. 06. 1999 № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В апреле 2018 года прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Обеспечение и защита прав и интересов несовершеннолетних». Проанализировав материально-технические и педагогические условия детского сада, было решено разработать и утвердить программу по правовому воспитанию. Такая программа у нас реализуется в этом учебном году. В учебный план ДОО в часть формируемой участниками образовательных отношений по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» введен предмет «Воспитание правовой культуры». Всего по учебному плану будет проведено 18 занятий. На данном этапе проводятся занятия с детьми старшего возраста. Одним из направлений правового воспитания данной программы является формирование у детей представлений о себе, своих правах и обязанностях, что предполагает:
- профилактику правонарушений, употребление спиртных напитков, работы с семьями СОП и «группы риска». Слайд 8 Цель программы: повышение уровня правовой культуры дошкольников, формирование правового самосознания, активной жизненной позиции, формирование законопослушного поведения граждан. Слайд 9-10 (с задачами программы Вы можете ознакомиться на слайде) Основные задачи программы:
- повышение правовой грамотности педагогов ДОО. Слайд 11 Актуальность программы подтверждается следующими её характеристиками:
- программа отвечает перспективным направлениям совершенствования воспитания человека, позволяя решать важнейшие в современных условиях задачи формирования основ нравственного поведения, уважительного отношения к правам человека, что развивает высшие проявления его духовности (гуманные отношения к другим людям). - программа формирует установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. В программе предусмотрено изучение таких тем как:
Проводя занятия с детьми, я пришла к выводу, что процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально-правовых явлений долговременный и трудно поддается оценке. При регулярной работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях и в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессивности у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров. Реализация программных целей и задач позволила: создать образовательное пространство в группах для повышения правовой компетентности родителей, вовлечь их в правовоспитательную среду и правового воспитания детей. Слайд 12 Мой опыт работы с детьми показал, что правовое воспитание в детском саду, профилактика правонарушений происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, что делает этот процесс личностно-значимым. На занятиях по правовому воспитанию дошкольников я использую такие виды деятельности, в которых дети включаются в решение простых творческих задач:
Наиболее перспективным, на мой взгляд, является проведение правовоспитательной работы с дошкольниками не столько на материалах о нарушении прав и установленных правил, сколько на положительных примерах, в отношении которых у детей возникает желание подражать. Ориентиром в выборе средств воспитательных воздействий на дошкольников в процессе правового воспитания является формирование у детей представления о человеческом достоинстве и праве каждого на уважение. Содержательная и методическая составляющие данной программы нацеливают на то, чтобы дошкольники из пассивных, бездеятельных наблюдателей превратились в активных участников познания социально-правовой жизни общества на собственном опыте в конкретных делах, поступках. Например, при проведении занятий:
Слайд 13 Проведенный нами промежуточный мониторинг (опрос детей «Права детей», беседа «Как поступить») доказывает, что при целенаправленной работе педагогического коллектива образовательной организации, взаимодействии с родителями, проведении специально разработанных мероприятий по ознакомлению с документами о правах детей и в целом по правовому воспитанию, процесс формирования правовых представлений у дошкольников эффективен, причем положительная динамика наблюдается не только у воспитанников, но и у педагогов и родителей. Проанализировав результаты работы, мы пришли к выводу, что проводимая работа способствует не только формированию элементов правовой грамотности у детей и родителей, но и эмоциональному сближению детей и родителей в результате совместной деятельности, развитию у детей социальной компетентности, коммуникативных навыков, умению решать поставленные задачи, способствует профилактике правонарушений, употребление спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств детьми, работы с семьями СОП и «группы риска». Слайд 14 Перспектива на будущее:
Слайд 15 Используемая литература: 1. Баракина А.А. Защита прав ребенка // Воспитатель ДОУ. 2007, №2 3. Богачева И.В., Гиненский С.И., Губанова С.И., Казаков А.П., Кузьменко Г.А. Мое отечество – Россия. – М.; Гном и Д, 2005 4. Григорьева Л.А. Защитим права ребенка // Воспитатель ДОУ, 2008, №11 5. Елезова Н.Ф. Я и мои права // Воспитатель ДОУ, 2009, №5 6. Зайцева Н.В. Знакомство дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка // Воспитатель ДОУ, 2010, №8 7. Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России. – М.; Скрипторий, 2007 8. Захарова Л.М., Сайфутдинова И.Р. Мир, в котором я живу, выпуск 1 – Ульяновск, УлГПУ, 2007 9. Кавардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Ребенок и право. – Ульяновск, УИПКПРО, 2005 10. Калинина Л.В. Правовое воспитание детей через взаимодействие с семьей // Воспитатель ДОУ, 2009, №3 12. Кривцова Е.В. Дидактические и коммуникативные игры в формировании правовой культуры детей (семинар-практикум). // Управление ДОУ, 2009, №6 13. Майданкина Н.Ю., Кавардакова М.А. Теория и методика правового воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: монография. – Ульяновск, УИПКПРО, 2005 14. Марадудина О. В. Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. В. Марадудина, И. И. Гончарова // Молодой ученый. — 2015. — №13 15. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2005 16. Осинкина О.Л., Гринченко Е.Н., Васюхина Т.И. Конспект занятия по правовому воспитанию старших дошкольников. // Дошкольная педагогика, 2011, №5 17. Пальмова Г.П. Дети и их права. // Воспитатель ДОУ, 2008, № 6 18. Плясова С.Н. Основы правового воспитания детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика, 2010, № 5 19. Правовое пространство ДОУ. // Управление ДОУ, -М, ТЦ СФЕРА, 2010, № 3 20. Прохорова С.А. Я имею право…// Воспитатель ДОУ, 2011, № 5 21. Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ. // Управление ДОУ, 2005, № 3 22. Третьякова Н.Б. План работы по правовому воспитанию и образованию дошкольников. // Управление ДОУ, 2006, №3 Источники Интернет
Анкета для родителей 1. Что такое правовое воспитание? (Выберите один ответ.) - Информирование детей о наиболее значимых законах, а также юридической ответственности за их нарушение. - Систематическое целенаправленное формирование у детей представлений о базовых моральных категориях и принципах, а также их влиянии на общество. - Целенаправленный планомерный процесс формирования у детей знаний, ценностных установок и ориентаций, навыков правомерного поведения. - Это система мероприятий (лекций, бесед, игр), включающих в себя информацию о правах и обязанностях, юридической ответственности, иных правовых понятиях, разработанная на основе знания возрастных и психологических особенностей детей. 2. Целесообразно ли, по вашему мнению, начинать правовое воспитание в детском саду? (Выберите один ответ.) - Да, с 3-х лет у детей можно формировать навыки нормативного поведения. - Нет, нормативное поведение начинает формироваться у детей только с 6-7 лет. - Возможно, но не у всех детей, т.к. это зависит от индивидуальных особенностей ребенка. - Возможно, но не в каждом детском саду, а в том, где существуют условия для организации правового воспитания. 3. Кто, по вашему мнению, может осуществлять правовое воспитание детей в саду? (Выберите один или несколько ответов.) - Воспитатель. - Методист. - Родители. - Работник правоохранительных органов (милиции, прокуратуры, суда). - Любой гражданин, подготовленный к организации и проведению правового воспитания. - Любой педагогический работник. 4. Какие из ниже перечисленных прав являются правами ребенка? (Выберите один или несколько ответов.) - Право на жизнь. - Право на собственность. - Право на уважение человеческого достоинства. - Право на труд. - Право на личную неприкосновенность. - Право на участие в делах государства. - Право быть гражданином. - Право на выбор имени. - Право на выражение собственного мнения. - Право на достойные условия проживания и обучения. - Право на посещение образовательного учреждения. - Право преимущественного выполнения требований ребенка. 5. Какие из них вы считаете важными для развития ребенка и благополучия в семье? (Выбрать не более трех.) - Право на жизнь. - Право на собственность. - Право на уважение человеческого достоинства. - Право на труд. - Право на личную неприкосновенность. - Право на участие в делах государства. - Право быть гражданином. - Право на выбор имени. - Право на выражение собственного мнения. - Право на достойные условия проживания и обучения. - Право на посещение образовательного учреждения. - Право преимущественного выполнения требований ребенка. 6. Готовы ли вы принимать участие в правовом воспитании детей нашего детского сада? - Да. - Нет. - Возможно, если будет дано конкретное поручение. - Нет, но могу порекомендовать специалиста и договориться с ним. 7. Если да, то в какой форме? - Проведение занятий. - Помощь воспитателю в проведении конкретного мероприятий. - Подготовка необходимых наглядных пособий. - Занятие с ребенком дома. - Другое (впишите).
|