Деловая игра: для педагогов «Права ребенка. Знаем. Соблюдаем» |
Правовая информация | |||
Автор: Бабина Ирина Михайловна | |||
01.04.2020 17:55 | |||
Деловая игра: для педагогов «Права ребенка. Знаем. Соблюдаем» Подготовила: педагог-психолог МАДОУ № 29 г. Салавата Республики Башкортостан Бабина Ирина Михайловна Цель: повышение уровня знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Теоретическая часть: Правовое образование дошкольников. С момента рождения ребенок зависим от окружающих: он настолько мал, что сначала даже не может перевернуться без посторонней помощи. Потребуется немало времени, чтобы малыш подрос, начал ходить, научился говорить, получил воспитание и образование и стал, наконец, дееспособным гражданином, обладающим всеми правами взрослого человека. Но, несмотря на беспомощность и недостаток опыта, любой ребенок – это, в первую очередь, человек. Только родившись, он сразу обладает определенными правами и свободами, которые регулируются законодательными актами и документами. Помимо документов, регламентирующих права несовершеннолетних в каждой цивилизованной стране, многими странами ратифицированы международные документы о правах ребенка. Эти документы имеют наивысший приоритет, более того, их ратификация накладывает на страны-участницы определенные обязательства по защите и внедрению улучшений в этой области. Какой международный документ закрепляет основные права ребенка? На данный момент существует три основных международных документа, и все они приняты Организацией Объединенных Наций:
Главным документом, определяющим и закрепляющим основные права ребенка, выступает Конвенция.
Именно в ней несовершеннолетний впервые предстает как субъект права, самостоятельная личность, наделенная всеми правами и свободами человека. Список международных правовых документов, определяющих права детей Декларация 1924 и 1959 годов На самом деле самым первым документом была Женевская Декларация прав ребенка, принятая в ноябре 1924 года. Основной посыл документа – «ребенок не товар». Это была первая попытка на международном уровне защитить несовершеннолетних, улучшить их положение, противостоять детскому труду и рабству. В Декларации были сформулированы пять принципов:
В 1959 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята новая Декларация, в которой все, кто так или иначе имеет какое-то влияние на жизнь несовершеннолетних – правительства, местные власти, родители, общественные организации, — призываются к признанию свобод юных граждан и их соблюдению. В Декларации особо подчеркивается, что права и свободы распространяются на всех малышей без исключения независимо от пола и расы, религии и состояния здоровья, социального и материального положения семьи. В десяти основных принципах декларируются права несовершеннолетних на:
Конвенция ООН 1989 года Конвенция 1989 года углубляет и расширяет перечень положений, определенных в Декларации. Здесь большое внимание уделяется не только основным правам человека (на жизнь и материальное обеспечение), но и социально-нравственным аспектам воспитания и развития, особой заботе о детях, попавших в сложную жизненную ситуацию. Конвенция обеспечивает права ребенка с нескольких сторон:
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних До достижения восемнадцати лет человек считается несовершеннолетним, еще не до конца сформированным нравственно и психически, поэтому в случае совершения им правонарушений к нему применяется смягченное наказание, направленное, скорее, на корректировку поведения, а не на карательные меры. В 1985 году ООН были приняты так называемые Пекинские правила – рекомендации странам-участницам, в которых определяются понятия правонарушения несовершеннолетних, цели правосудия в их отношении, возраст уголовной ответственности несовершеннолетних, возможные меры воздействия, а также принципы вынесения судебного решения и выбор мер воздействия. На основании этих правил в законодательстве стран-участниц приняты специальные уголовно-правовые режимы для несовершеннолетних. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей В сентябре 1990 года в Нью-Йорке на специальной встрече, посвященной интересам несовершеннолетних, были подняты такие проблемы, как детская уязвимость и постоянная подверженность опасностям. Это войны и голод, расовая дискриминация и нищета, недоедание и болезни, жестокость взрослых или их халатность. Так как, объединившись, страны могут реализовать программы, обеспечивающие юным гражданам базовые потребности в выживании, то на этой встрече была принята соответствующая Декларация, обязывающая участников к принятию мер по возобновлению экономического роста, снижению голода, распространению образования, усилению медицинской помощи, а также заботе об окружающей среде. Главной же задачей стала полная ратификация и осуществление положений Конвенции во всех странах без исключения. Ратификация Россией В Российской Федерации ратифицирована Конвенция о правах ребенка. Более того, этот документ является базовым для разработки законодательных и нормативных актов в области защиты детей и их прав. Основными законами, которые в России регулируют правовое положение несовершеннолетних, являются:
Все они ни в коей мере не противоречат международной конвенции, но лишь дополняют и конкретизируют ее. Обратите внимание на экран. На экране картинки, о каких правах они рассказывают. 1- право на отдых, право на воспитание в семье или на попечении тех, кто обеспечит наилучший уход, право на достаточное и качественное питание 2. – говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдение обрядов своей культуры, право на приемлемый уровень жизни, выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов. 3 – право на досуг, право на заботу со стороны взрослого, право на особую заботу и обучение. 1. Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка? а) А.П. Чехову б) Ф.М. Достоевскому + в) А.М. Горькому 2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка? а) 1948 г. б) 1959 г. + в) 1966 г. 3. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка? а) 1968 г. б) 1982 г. в) 1989 г. + 4. ООН считает человека ребенком от рождения до: а) 16 лет б) 18 лет + (Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте). в) 19 лет 5. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав? а) таких различий нет + (Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения). б) национальная принадлежность в) состояние здоровья. 6. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? а) педагоги б) родители + (Согласно статье 18, родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь). в) члены правительства. 7. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми, оставшимися без родителей? а) на благотворительные организации б) на иностранных спонсоров в) на государство + (Согласно статье 20, государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующее учреждение по уходу за детьми). 8. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая: а) не указана в официальных справочниках б) может мешать образованию и вредить здоровью + (Согласно статье 32, ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда). в) не соответствует интересам и склонностям ребенка. 9. Какой стиль воспитания не совместим с правами ребенка? а) демократический; б) авторитарный. Педагоги делятся на две команды. 2 задание — «Опровергни высказывание» Задание в конвертах каждая команда вытягивает для себя. Ваша задача: согласиться или нет с высказываниями, которые приведены в ваших конвертах и объяснить. У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью. (В статье 2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимает необходимые меры по защите его прав). Ребенок должен жить в своей семье, не смотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам. (В соответствии со статьей 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок, также имеет право сохранить связь с обоими родителями, в случае разлучения с одним из них или с обоими). Ребенок до совершеннолетия не имеет права покидать пределы страны. Выезд или въезд считается, нарушением закона т.к. связан с нарушением государственной безопасности и рассматривается оперативным образом. (Согласно статье 10 Выезд или въезд воссоединения семьи рассматриваются гуманным и оперативным образом. Право ребенка и его родителей посещать любую страну включая свою собственную и возвращаться в свою страну. (если только это не противоречит установленным законам и не связано с государственной безопасностью, нарушением общественного порядка, такие ограничения могут действовать в отношении права покидать страну). 3. «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость. Сказка запечатлевает взаимоотношения людей, высмеивает пороки, встаёт на защиту обездоленных, выражает мечты о торжестве добра над злом. Сейчас на экране появятся иллюстрации к известным вам сказкам. Ваша задача: назвать сказку, рассказать, что произошло, какое право нарушено. Волк и семеро козлят Волк, проникнув в домик козлят, съел их. Право на жизнь. Гуси-лебеди Гуси–лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли в тёмный лес. Право на жизнь в семье со своими родителями. Морозко Мачеха обижала Настеньку, ругала её, даже заставила старика увезти девушку в лес и оставить там одну. Право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению. Лиса и Журавль Лиса обманула Журавля и подала ему так еду, что Журавль остался голодным. Право на хорошее питание. Заюшкина избушка Лиса обхитрила Зайчика и выгнала его из собственной избушки. Право на неприкосновенность жилища. Крошечка-Хаврошечка Девушку заставляли трудиться с утра до вечера. Она одна выполняла всю работу по дому. Право на отдых и досуг. Царевна-лягушка Иван-царевич, узнав, что лягушка, сбросив кожу, превращается в прекрасную девушку, сжёг эту кожу. Право на свою тайну. По щучьему велению Царь-отец хотел сам найти для дочери жениха и не разрешал ей выходить замуж за того, кого она выбрала. Право свободно выражать своё мнение. О царе Салтане Царь Салтан приказал царицу и сына тайно бросить в бездну вод Нарушены права, охраняющие материнство и детство. 4. «Решение ситуаций» Ситуация № 1 Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка. Вопросы: - Считаете ли Вы, что в данной ситуации, было нарушено право ребенка? Какое? - Покажите последовательность этапов Вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы статьями из Конвенции о защите прав ребенка. Ситуация № 2 Средняя группа. Завтрак. Воспитатель повязывает «слюнявчик» девочке, родители которой, забирая девочку вечером, постоянно делают воспитателю замечания по поводу неопрятной одежды ребенка. Девочка наотрез протестует против этого. Вопросы: - Нарушает ли воспитатель права ребенка в данной ситуации? Если да, то какие? - Реальна такая ситуация в Вашей группе? Если да, то как Вы находите из нее выход? Ситуация №3 Ваш ребенок принес из дома в детский сад большую яркую игрушку, которая стала предметом общей забавы и мешала педагогу проводить занятия. Воспитатель решила избавиться от игрушки, но ребенок закапризничал. Тогда ему предложили посидеть до конца занятия в раздевалке. Вопросы: - Ущемлены ли в данной ситуации права ребенка? - Ваш выход из подобной ситуации? Ситуация №4 В группу пришел новенький. Он плохо говорит по-русски. Чтобы не тратить на него время, воспитатель игнорирует его на занятии, занимаясь только с теми детьми, которые говорят хорошо. Вопросы: - Ущемлены ли в данной ситуации права ребенка? Если да, то какие? -Как Вы бы действовали в подобной ситуации? 5. «Волшебный мешочек» Чтобы подвести итог нашего мероприятия вам предлагается поиграть в игру «Волшебный сундучок». Из сундука по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо объяснить значение каждого предмета с точки зрения прав человека.
На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка, и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе. Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права. Я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Разрешается или запрещается». Сейчас мы проверим, вашу внимательность. Вы должны дать верный ответ словами: «разрешается» или «запрещается». Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго… запрещается. С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить- Это… разрешается. Рисовать и петь, учиться, Если заболел — лечиться. Это… разрешается. Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа…запрещается. Дома маме помогать, Старших уважать, Малышей не обижать …разрешается. Если что-нибудь не так В делах получается Слушать мнение ребенка …разрешается.
|