Челябинская область, Саткинский район, город Бакал Старший воспитатель МКДОУ д/с № 38 Мартьянова Марина Владимировна Бинарное занятие в свете реализации новых стандартов в ДОУ. В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. Как сделать так, чтобы наши дети не из-под палки, а играя, могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты? Как сделать так, чтобы каждому ребенку было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на занятии (увлекательном деле) или на любом другом мероприятии? Как гармонично вплести игровые моменты в канву занятия? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу занятия, чтобы добиться максимального результата?
Скачать конспект к занятию
Сегодня методика обучения, как и всё в стране, переживает сложный период. Изменились цели дошкольного образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных областей, а через интегрированные образовательные области. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у ребенка возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, которого мы должны придерживаться. Интеграция – (лат. Integratio < integer целый) – объединение в целое каких- либо частей или элементов. (сл.Ожёгова) Бинарное занятие (дело) – это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей. В первую очередь, это нетрадиционный вид занятия, в подготовке и проведении которого участвуют либо два, а может три педагога. . Бинарное учебное занятие – это занятие, при подготовке которого педагоги совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и обучающихся, но проводит каждый педагог свою часть учебного занятия автономно. Тема учебного занятия (как интегрированного, так и бинарного) формулируется исходя из возможностей общего содержания учебных программ, реализуемых данными педагогами. Главные предпосылки успешного проведения бинарного занятия. - Использование новейших технологий педагогического и психологического руководства детским коллективом. - Изложение материала логическими частями одним или двумя педагогами, вместе с тем в рамках одной темы. - Сохранение тесного контакта с ребенком и ощущение им немедленной помощи со стороны взрослого. - Изложение материала разными способами, разными педагогами и разное формулирование вопросов. Так снимается "рефлекс одного вопроса - одного ответа" (суть его в том, что ребенок отвечает лишь тому человеку, к которому привык, и на привычно сформулированные вопросы), а затем увеличивается эффективность коррекции общения. Все это дает возможность предоставлять полноценную индивидуальную помощь ребенку, не препятствуя основной деятельности всей группы. Более целесообразна интеграция областей « Познание и физическая культура»; «Познание (математика) и художественное творчество»; « музыка и познание», «Художественное творчество и музыка»; «Коммуникация и худ. творчество», «Социализация и художественное творчество» и другие. Объединение специалистов возможно и эффективно на бинарных занятиях, т.к. 1. На одном материале каждый из специалистов отрабатывает свою образовательную задачу. Однообразные, скучные, монотонные занятия - на бинарном занятии становятся интересными и увлекательными, дети активны на протяжении всего занятия. Результат положительная динамика у всех детей как у педагога одного, так и у другого. 2. здоровьесберегающий аспект( экономия детского времени) 3. возможность более глубоко увидеть результаты проделанной работы 4. Такие занятия позволят использовать разнообразие:- форм организационной деятельности;- методов обучения;- систем контроля. Итак, Бинарное занятие проводят два педагога. Эта нетрадиционная форма образовательной деятельности в детском саду позволяет реализовать межпредметные связи, а также интегрировать разные образовательные области. Основная цель бинарного занятия – систематизация и обобщение имеющихся знаний, формирование целостного восприятия изучаемого материала. ПРИЛОЖЕНИЕ Схема бинарного занятия Этапы занятия Деятельность педагога Деятельность воспитателя 1. Организационный момент Организационное оснащение занятия вместе с детьми Режимные моменты 2. Подготовительный этап Психологическая, эмоциональная, речевая установка Речевая игра-повторение, гимнастика (пальцевая, дыхательная, мимическая и т.п.) 3. Основная часть Ознакомление с темой занятия. Объяснение материала Индивидуальная помощь в овладении навыками 4. Закрепление материала Индивидуальная работа, Игры, неречевая деятельность Дополнительные объяснения в измененной форме 5. Итог занятия Общая деятельность
В данной работе представлен конспект бинарного занятия старшего воспитателя и воспитателя группы , цель которого - дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; развивать у детей способность сочувствовать и сопереживать, радоваться и грустить вместе с литературными героями; познакомить детей с правилами взаимоотношений людей друг с другом; Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности.
Бинарное занятие в старшей группе: "ПО-РАЗНОМУ ЗОВУТСЯ ДЕТИ" (занятие по правовому воспитанию для детей 5-6 лет)
Право на имя закреплено в статье №58 Семейного кодекса Российской Федерации. Всегда обращайтесь к ребёнку по имени, даже в ситуации, когда мы, взрослые, порицаем детей должны звучать детские имена, а не обидные слова: "недотёпа", "лодырь", "бездельник" и т. п. Направление "Социально-коммуникативное развитие". Образовательная область "Социализация" и "Коммуникация". Тема: "Каждый человек имеет право на имя". Направление "Художественно-зстетическое развитие". Образовательная область "Художественное творчество". Тема: "Автопортет".
Старший воспитатель МКДОУ д/с № 38 Мартьянова Марина Владимировна, воспитатель старшей группы МКДОУ д/с № 38 Рысаева Елена Николаевна
ПО-РАЗНОМУ ЗОВУТСЯ ДЕТИ (занятие по правовому воспитанию для детей 5-6 лет)
Цель: Формировать представления о праве на имя (дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека); развивать у детей способность сочувствовать и сопереживать, радоваться и грустить вместе с литературными героями; познакомить детей с правилами взаимоотношений людей друг с другом; Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Задачи: Обучающие: Дать детям представление о важности права на имя. Довести до сознания детей идею значимости, уникальности каждого имени. Продолжать учить детей употреблять имя в ласкательной форме и не оскорблять имя другого человека. Совершенствовать умения изображать предметы, передавая их форму, величину, пропорции, цвет, композицию. Развивающие: Развивать любознательность у детей. Развивать образное эстетическое восприятие. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предмета. Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к именам сверстников и взрослых. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к работам сверстников. Материал к НОД: Символы прав детей (на каждого ребёнка, увеличенный символ права на имя, плакат «Права детей», мультфильм «Приключения Незнайки и его друзей», Акварельные цветные карандаши, простой карандаш, листы белой бумаги А-4, №3, стаканы с водой, салфетки, клеенки, зеркала, схемы изображений формы лица, губ, носа, глаз. Активизировать словарь: тезка, имя, отчество, фамилия, автопортрет, пейзаж, натюрморт, портрет, художники, живописцы. Методические приемы: Весёлая минутка, загадывание литературной загадки, дискуссия, выполнение упражнений, пальчиковая игра, беседа, работа с зеркалами, объяснение с показом схем рисования, поощрения Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей» - развивать у детей способность сочувствовать и сопереживать, радоваться и грустить вместе с литературными героями. Предложить детям узнать у родителей, что означают их имена. Рассматривание картин разных жанров: натюрмортов, пейзажей, портретов; рисование портретов мам, пап на праздники; беседы: «Что означает твое имя», «Дай имя своей любимой игрушке», «Мое полное имя». Чтение художественных произведений: А. Успенская «Я не заноза», Э. Фарджен «Имена девочек», Э. Успенский «Рыжий».
Индивидуальная работа: Создать ситуацию успеха у Алексея, Дениса, Сережи. Закрепить умение у Юли и Алеши передавать форму и величину, пропорции портрета. Непосредственно образовательная деятельность – проводит старший воспитатель или социальный педагог.
Ход занятия
Вхождение в НОД - весёлая минутка. Раз, два, раз, два - у детей есть права (дети шагают) Три, четыре, пять - мы должны их знать (дети шагают) Я могу быть чёрным и белым (развод рук в стороны) Я могу быть ловким и смелым (бег на месте) Я могу иметь своё имя (хором назовёт каждый свое имя) Я могу быть просто любимым (руки скрещиваются на груди) Мы имеем право на всём белом свете (ладонь одного ребёнка ложится на ладонь другого и так все, друг за другом) Мы – дети! Ст.воспитатель(социальный педагог): -Дети, послушайте загадку и постарайтесь отгадать её. Загадывание литературной загадки К. Чуковского: Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка Захотели сладкого сахарного пряничка. Бабушка по улице старенькая шла, Девочкам по денежке бабушка дала. Марьюшке - копеечку, Марусеньке - копеечку, Машеньке - копеечку, Манечке - копеечку, - Вот какая добрая бабушка была! Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка Побежали в лавочку и купили пряничка. И Кондрат задумался, глядя из угла: Много ли копеечек бабушка дала? Ответы детей. (Правильный ответ - бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка - одна и та же девочка) . Краткий рассказ Ст. воспитателя или педагога о праве на имя. - В Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. У людей разных национальностей свои неповторимые имена. Много нас живет на свете, Только все мы вместе – дети! И куда ни бросишь взгляд, Дружат Саша и Азат, Дружат Таня и Белая, Гуля дружит и Руслан. Звучат гордо имена: Рома, Люба, Медина, Оля, Люда, Алия Вместе – дружная семья! /О. Данилова/
Найдите, пожалуйста, символ права на имя (Показ символа). Дискуссия Дети отвечают на вопросы:- Бывают ли люди, у которых нет имен?-А для чего нужны имена?-А кто еще имеет имена?-Нравится ли тебе твоё имя?-Как называют тебя в семье?-Можно ли искажать имя?-Как вы думаете почему нельзя искажать имя? Беседа «Что означает твое имя?» - У каждого человека есть не только имя, но и отчество и фамилия. - Почему им дали это имя? - Нравится ли тебе твое имя? - Как называют тебя в семье? - Что означает твое имя? - В честь кого тебе дали имя? - Что ты знаешь о своей фамилии? - Как надо обращаться к взрослому человеку? (Называть по имени и отчеству). - Кто знает, что такое отчество? Правильно, это имя папы. Надо знать имена, отчества и фамилии своих родных, быть вежливым, приветливым, когда здороваешься, прощаешься или обращаешься с просьбой. Назовите имена и отчества своих родителей. - У меня в руках документ, который называется «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя и отчество ребенка, дату и место рождения. Также фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдано такое свидетельство. Когда придете домой, попросите маму или папу показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше имя, как звучат фамилии, имена и отчества ваших родителей. Упражнение «Имена» Педагог: Имена есть и у всех нас. Меня, например, зовут Марина Владимировна. А как вас зовут? По просьбе педагога каждый называет свое имя. Педагог: А вы знаете, что имя может расти? Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растёте и вместе с вами растёт ваше имя. Послушайте. Жила-была маленькая девочка и звали эту девочку ласково: Маришка Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она педагог. Вы догадались, о ком я говорю. Конечно же, о себе. Моя мама звала меня. Как? Мариночкой, правильно. Мои дети называют меня «мама», муж и друзья зовут Марина. А в детском саду я для всех Марина Владимировна. Наш Лёша в школе будет Алексеем, а ты? (ответы других детей) . Упражнение «Ласковое имя» Педагог просит каждого ребенка по кругу произнести то ласковое имя, которое ему нравится, а остальные дети хором должны вслед за ним произнести его с такой же интонацией. Игра «Обратись по имени».
Дети садятся в круг. По сигналу воспитателя хлопают три раза в ладоши, поворачиваются к соседу и называют его сначала уменьшительным именем, а затем полным. Игра повторяется 3 – 4 раза.
Упражнение «Зеркало» Педагог просит одного из детей встать перед зеркалом и ответить на вопросы: «Что ты видишь? », «А видишь ли ты свое имя? ». После ответа педагог делает вывод: - Да, у человека есть тело, которое мы видим, и есть имя, которое мы знаем, но не видим. Имя не видно, но все друг к другу обращаются по именам, значит это тоже наша часть, хотя и невидимая. Педагог: Итак, ребята мы познакомились с вами с ещё одним правом, которое есть у детей. Какое это право? (ответы детей) Право на имя. А ещё что нового вы узнали? (ответы детей). Правильно, вы узнали, что имя сопровождает человека всю жизнь и растёт с вместе с ним. Просмотр отрывка из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» («Как Незнайка сочинял стихи») Обсуждение. - Понравились вам стихи Незнайки и почему? - А как вы думаете, красиво ли давать друг другу обидные прозвища? - Почему? (Подвести к выводу, что у каждого ребенка есть свое имя и обидное изменение этого имени будет нарушением права.) - Как нужно обращаться друг с другом?
Далее НОД проводит воспитатель группы. Воспитатель: Ребята, вы знаете, что писатели пишут рассказы, поэты - стихи, композиторы – музыку. А кто пишет картины? (Художники) Как по - другому можно назвать художников? (Живописцы) Почему их так называют? (ответы детей) Назовите, какие жанры живописи вы знаете? (Натюрморт, пейзаж, портрет) . -Сегодня мы с вами будем рисовать свой портрет, то есть себя. Такой портрет, когда художник рисует сам себя называется автопортретом? Возьмите в руки зеркала и рассмотрите свое лицо. Обратите внимание на форму лица, разрез глаз, цвета глаз, волос, форму бровей, носа. Какой формы бывают лица у человека? (Овальной и круглой) Какого цвета бывают глаза у человека? (Ответы детей) Какого цвета глаза у вас? (Ответы детей) Какие бывают волосы? А, у вас? (Светлые, темные, длинные, короткие, кучерявые, прямые) -Рисовать нам помогут схемы, расположенные на доске. Сначала рисуем контур лица простым карандашом, затем рисуем карандашами глаза, брови, нос, губы, уши. В конце закрашиваем розовым карандашом лицо и шею и проводим влажной кистью по карандашу. Волосы можно рисовать таким же образом. -Теперь приступаем к работе. Если у вас возникают затруднения, можно пользоваться зеркалами. Что мы сегодня рисовали на занятии? (Автопортреты) Похожи получились портреты? (Ответы детей) Какие портреты мы с вами сегодня рисовали, как их называют? -Молодцы! Давайте повесим автопортреты на нашу доску ( Выставка рисунков) Итог занятия. Педагог:- Вам понравилось занятие? (Дети соглашаются). Покажите мимикой, что вы довольны. (Дети улыбаются). А как вы думаете, вы гостям понравились? Покажите фишку с выражением их лиц. (Дети показывают фишку с улыбкой). Задача для следующего занятия: - Каждому человеку приятно, когда его называют любимым именем. Нарисуйте дома ромашку, а на ее лепестках попросите родных написать самые ласковые имена, которыми они вас называют. На то имя, которое вам больше всего нравится, «посадите» божью коровку. Букет из ромашек поместим в раздевальной комнате, чтобы все, кто приходит в группу, смогли эти имена узнать.
|