МАСТЕР — КЛАСС ТЕМА: «У КАЖДОГО СВОЁ ИМЯ» (старшая группа) |
Правовая информация | |||
Автор: Сурьяк Лариса Валентиновна | |||
03.01.2019 09:43 | |||
МАСТЕР — КЛАСС ТЕМА: «У КАЖДОГО СВОЁ ИМЯ» (старшая группа) Цель:
Задачи:
Добрый день, коллеги! Все мы живем в правовом государстве. Любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. Одно из первых прав, с которым мы знакомим детей в дошкольном образовательном учреждении – это право каждого ребенка на собственное имя.
Раньше на Руси регистрация новорожденных детей проводилась только церковью, где осуществлялся обряд крещения. Таким образом, крещения не миновал ни один ребенок, даже если его родители были неверующими. Какие же имена давались тогда? В русской православной церкви были (да и теперь есть) особые книги — месяцесловы, или святцы. В месяцеслове на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах на день рождения ребенка. Этим обычно дело и кончалось... Во всяком случае, ребенку можно было дать только такое имя, которое имелось в святцах. Никакого вольнодумства тут не допускалось (справочник Н.А. Петровского). В важном документе «Декларация прав ребенка» записаны все права, которые даны ребенку, живущему на планете «Земля», в любой стране. В ООД по ознакомлению с окружающим миром решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для их дальнейшей жизни в обществе. Имя – социальный знак человека. «Однако глубинно, — пишет психолог Валерия Сергеевна Мухина – психологически имя является тем катализатором, который содействует накоплению положительных эмоций, обращенных к человеку с первых дней появления его на свет, формированию базового доверия к людям и ценностного отношения к себе. Имя отличает своего носителя от всех остальных людей. В сознании ребенка оно слито с конкретным человеком так, что является его определяющей и важнейшей частью. В древности наш предок, человек-ребенок, наделял имя особой магической силой, рассматривал его как составную часть лица и скрывал от врагов маской. Во исполнение годовой задачи ДОУ я провела целую серию разнообразных видов детской деятельности по правам ребенка. В своей работе использовала интеграцию всех образовательных областей. Вашему вниманию хочу представить мастер – класс «У каждого свое имя». Ребенок слышит свое имя довольно рано и очень скоро начинает соотносить его с собой. Он называет себя по имени раньше, чем употребляет по отношению к себе личное местоимение «Я». Имя позволяет малышу ощущать свою индивидуальность, непохожесть на других. Имя – существенная, социальная, психологическая составляющая формирующейся с детства личности. Я попрошу вас сейчас встать в круг, взяться за руки, почувствовать тепло рук (как приятно это чувство, улыбнитесь друг другу). Как вы думаете, для чего нам нужно имя? (Имя нам нужно, чтобы различать друг друга. Имя нужно, чтобы мы могли общаться друг с другом. Имя нужно, чтобы мы могли обращаться друг к другу). Повернитесь к соседу справа и слева, и назовите свое имя. Показываю глобус: — Что это такое? (Глобус.) Для чего нам нужен глобус? (Чтобы рассматривать мир.) Глобус – это маленькая модель земного шара. Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более 200 наций. Все они похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим. Как вы думаете, чем отличаются люди? (Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой у каждого есть свое имя). Чем отличаются новорожденные дети, которые только родились? Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Вам приятно бы было, если вас называли цифрой? (Нет.) У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Нас не было – оно было, Нас не будет – оно будет, Никто ни у кого его не видел, А у всех оно есть. И у мамы есть, и у папы есть, У дочки есть, у внучки есть, Чтобы его узнать, Надо вслух назвать. (Имя.) Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают. Лишь появится ребенок, И дышать начнет едва. У него уже с пеленок, Появляются права. Одно из этих прав — право на имя. Об этом написано в книге, которая называется «Конвенция о правах ребенка». Это очень важный документ. Здесь записано: ст. 7 «Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя». Ему выдаётся «Свидетельство о рождении». Может ли человек жить без имени? (Нет.) Почему? (Ответы.) Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени. Первое, что спрашивают, когда вы знакомитесь с кем-то или приходите первый раз куда-то, — это имя. Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени. А как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Рассуждения). Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого. У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Рассуждения) Я предлагаю вам послушать отрывок из сказки «Алиса в стране Зазеркалье». – Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя? – Конечно, нет, – растерянно сказала Алиса. – Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там. – Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь. Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Ребёнок растёт, и имя растёт вместе с ним. Давайте с вами поиграем: Я бросаю вам мяч и называю ваше короткое имя, а вы мне называете ваше полное имя. Каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво. Он сразу расцветает. А вы хотели бы, чтобы вас называли ласково? (Да.) «Клубочек ласковых имен». Воспитатели стоят в кругу. Ведущий показывает клубок ниток яркого цвета с наклеенными глазами и ртом и говорит, что этот клубок поможет им найти ласковое имя для своего соседа. Передают его по кругу и называют друг друга ласковыми именами. Клубочек передаю, И ласково имя его назову — Солнечный клубок мы размотали, Тянется к нам солнечная нить. Хорошо, что можно, Каждому по солнцу подарить! У вас у всех есть право на имя, а какие правила, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?
Потому что, каждому человеку дорого свое имя, для него это самое приятное слово. Человек и его имя почти не разделимы. Поэтому для того чтобы ваше имя уважали и любили другие, надо самому быть хорошим, т. е. уважать и любить других людей и стараться совершать только хорошие поступки. На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами, но это не значит, что эти люди похожи. Они могут отличаться друг от друга цветом глаз, волос, телосложением, национальностью, полом, возрастом, характером. На земле нет двух совершенно одинаковых людей, даже если у них одно и то же имя. Таких людей называют «тёзками». Послушайте стихотворение: В первом классе 8 Тань, Это прямо наказанье! Ведь у них, куда ни глянь - Всюду Таня, Таня, Таня! Если скажут: «Таня, встань!» Встанут сразу 8 Тань. А у нас в группе 4 Марии, 2 Даниила, Артём, Евгений и много редких имён: Мирослав, Марианна, Дамир, Кира, Эвелина, Ульяна и Назар. Когда рождается ребенок, мама и папа придумывают своему малышу красивое и звучное имя, и оно живет с человеком всю его жизнь. Все люди по-разному относятся к своему имени: кому-то оно нравится, а кому-то нет. Интересно, а как вы относитесь к своему имени? Имя у тебя одно, Навсегда оно дано. Жизнь длинна и от того Ты постереги его. Как вы понимаете выражение «беречь свое имя»? (правильно называть свое имя; не губить свое имя — не поступать плохо; охранять свое имя; любить свое имя; гордиться своим именем). А сейчас каждый представит себе свое имя. (Григ «Мелодичная музыка»). Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, расслабьте ноги, руки, плечи, шею, мышцы лица, сядьте так, как вам удобно, закройте глаза.... Представьте свое имя. Может быть, вы увидите его написанным или нарисованным. Какое оно? Большое или маленькое? Какого оно цвета? Оно светлое или темное, яркое или нежное? Может, вы видите его в виде фигуры, животного, образа. Каково ваше имя на ощупь, мягкое или твердое, теплое или холодное. Может, вы услышите звук вашего имени. А может, почувствуете вкус и запах... Побудьте немного со своим именем. А теперь возвращаемся назад... Откройте глаза. Кто хочет рассказать какое у него имя? Каждый человек неповторим и уникален. Это означает, что не было, и нет на земле точно такого же человека, как ты. Для каждого человека его имя – самый важный и сладкий звук на Земле, который звучит, как самая лучшая в мире музыка. Каждое имя красиво по своему, но запомните: не имя красит человека, а человек свое имя. Когда человек становится взрослым, делает добрые дела и этим прославляет свое имя. Это помогает людям быть отзывчивыми, внимательными и добрыми. На прощанье хочется, чтобы мы поблагодарили друг друга при помощи упражнения «Накопительные аплодисменты». Я подхожу к любому участнику и дарю аплодисменты. Это для тебя. К кому пойдем дальше, выбирай. Так по очереди подходим ко всем участникам. А в самом конце мы благодарим всех участников за то, что они были с нами! Все вместе хлопаем в ладоши. Надеюсь, уважаемые коллеги, что представленный материал пригодится в Вашей дальнейшей работе. Всем спасибо!
|