Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД о правах для дошкольников «Я Человек»
Правовая информация
Автор: Авраменко Наталья   
21.08.2015 10:50

Конспект НОД о правах для дошкольников «Я Человек»Конспект НОД о правах для дошкольников «Я Человек»

Программное содержание:

  • воспитывать правовую культуру детей, развивая интерес к правам человека
  • познакомить детей с правом на жилье, заботу семье
  • помочь осознать детям, что каждый из них член семьи и определенных семейных отношений
  • дать представление о генеалогическом древе. Как истории семьи на примере семьи воспитателя
  • формировать представления о том, что взрослые и дети отличаются друг от друга и чем-то похожи
  • развивать речевую активность
  • помочь детям почувствовать теплоту и надежность своего дома.

Материал: плакат-рисунок «человек»; книга «Права ребенка», правовые знаки; сюжетные картинки, разрезные картинки домов, фланелеграф, магнитофон, запись «Родительский дом», картины по сказкам, листы бумаги с ладонями родителей, фломастеры, иллюстрация семьи, игровое пособие на каждого «Чей ребенок», плакат "Генеалогическое дерево воспитателя». 

Методические приемы:

Словесные: рассказ воспитателя, вопросы-ответы; выводы, использование пословиц, пояснение слова «гостеприимство», называние названий жилищ разных народов, сравнение.

Наглядные: использование плакатов, картинок, игровые пособия, правовые знаки; разрезные картинки, карточки-схемы с ладонями взрослых.

Практические: рисование ладошки, собирание картинки из частей; действия по отношению друг к другу (*рукопожатие, обнимание, улыбка, поглаживание по голове).

Игровые: игры «Собери жилище», «Чей ребенок», «Найди сказку». 

Воспитатель показывает плакат ребенка с книгой «Декларация прав ребенка».

Воспитатель: Дети сегодня мы снова будем путешествовать по страницам важной и нужной книги. Какая это книга? (показывает)

Дети: Книга о правах ребенка.

Воспитатель: Да, правильно о правах детей. А это кто?

Дети: Мальчик малыш, ребенок.

Воспитатель: Правильно, дети, это маленький мальчик, но он человек, как и мы с вами. И мы уже знаем, какие права есть у каждого человека. Посмотрите на знаки, какие же права вы уже знаете?

Дети: Право на жизнь, право на имя и гражданство, право на труд и отдых, право на образование, право на медицинское обслуживание.

Воспитатель: Молодцы, дети. А сейчас мы откроем еще одну страницу нашей удивительной книги (показывает семью). Кто здесь изображен?

Дети: Мама, папа, дедушка, бабушка и дети.

Воспитатель: А как можно назвать этих людей, одним словом?

Дети: Семья.

Воспитатель: Да, дети, каждый человек имеет право проживать в семье со своими родителями (вешает на плакат знак). А сколько человек вас в семье? Кто живет у вас в семье?

Дети: Трое, пятеро (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат).

Воспитатель: Посмотрите, дети, а это моя семья (показывает генеалогическое древо). Я живу с мамой и двумя дочками. Наша семья дружная, мы любим, друг друга и заботимся о каждом. Это потому, что еще в древние времена мои прабабушка и прадедушка, бабушка и дедушка были крепкой семьей. Поэтому наша семья крепка своими корнями. А еще есть тети, дяди, сестра и т.д. (показывает).

Дети посмотрите еще раз на эту семью – чем похожи все члены семьи?

Дети: Туловище, части тела, все умеют говорить, все умеют двигаться.

Воспитатель: Все они люди, дети. Вот мы сейчас поиграем в игру «Чей ребенок?».

Я вам раздала рисунки, где изображены дети и их родители. Слева дети, справа родители, а вы должны найти их и соединить линиями.

Дети рисуют.

Воспитатель: Молодцы, дети. Вы правильно нашли детям родителей. А теперь посмотрите, чем отличаются члены семьи.

Дети: Они отличаются ростом, одеждой, у всех разный голос, возрастом.

Воспитатель: Да, дети, они отличаются возрастом, и мы сейчас в этом убедимся. Вот перед вами листочки с ладошкой ваших пап и мам, а вы нарисуйте рядом свои ладошки.

Нарисовали? Что мы с вами видим?

Дети: Одна ладошка (мамина) большая, другая (моя) маленькая. Взрослые отличаются от детей размером частей тела.

Воспитатель: Взрослые старше и больше вас. Но еще вы отличаетесь от взрослых тем, что взрослые бывают тетями, дядями, мамами и папами, а дети мальчиками и девочками, внуками. А еще взрослые отличаются тем, что знают больше обо всем на свете и многое умеют делать.

Вот что умеют делать ваши папа и мама?

Дети: Мой папа умеет забивать гвозди, красить окна, делать ремонт, ездить на машине, ремонтировать мебель, рубить, пилить, строгать.

Моя мама умеет варить обед, шить, вязать, стирать, гладить, убирать, мыть, вышивать.

Воспитатель: А вы что умеете делать?

Дети: Играть, рисовать.

Воспитатель: Да, дети, вы все сказали правильно, но еще взрослые заботятся о детях и каждый из вас имеет право на любовь и заботу своих родителей (прикрепляет знак).

Воспитатель: Дети, а могли бы вы жить без семьи?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Скучно, есть никто не дает, никто не любит.

Воспитатель: О детях, у которых нет родителей заботятся другие люди (показывает картинку д/дом).

Это д/дом, здесь живут дети без родителей, их воспитывают воспитатели. Но им все равно плохо, потому что у них нет семьи. Каждый ребенок должен жить в семье, и никто не имеет право разлучать детей и родителей (вешает знак).

Мы с вами тоже одна семья, потому что находимся в нашем д/саду целый день.

Физминутка: Сейчас все возьмитесь за руки кто с кем хочет, и встаньте в середину. Как же мы относимся друг к другу?

Сейчас поздоровайтесь, пожав друг другу руки. Что вы почувствовали? (2р.); улыбнитесь (2 р.); обнимитесь (2р.).

Поплясали 2 минуты.

Воспитатель: А вот есть ситуация, когда люди нарушают права и разлучают родителей и детей. Такое бывает даже в сказках (показывает картинку из сказки «Гуси – лебеди»).

Воспитатель: Как называется эта сказка? Кто в этой сказке нарушает права Иванушки?

Дети: Гуси-лебеди.

Воспитатель: Да, это они отнесли его к бабе Яге и тем самым разлучили с Аленушкой и родителями. Но сестра выручила брата.

А это какая сказка? ( «Волк и семеро козлят») Кто нарушил права козлят? Кто их спас?

Дети: Волк нарушил права козлят, а мама Коза их спасла.

Воспитатель: А это из какой сказки? ( «Маша и Медведь») Кто здесь нарушил права Маши и кто ей помог?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Вот этот знак, который говорит о том, что никто не имеет право разлучать родителей с детьми и он тоже будет помещен в нашу книгу (открывает страницу).

Воспитатель: Дети, а я вот знаю пословицу про дружную семью.

  1. Где мир и лад – не нужен клад.
  2. Вся семья вместе так и душа на месте.

Дети, а может быть и вы знаете пословицы о дружной семье?

Дети: 1. В гостях хорошо, а дома лучше.

2. Без семьи нет счастья.

3. Всякий дом любовью держится.

Воспитатель: Все семьи живут в домах и где все хорошо, там не нужно богатство.

У каждой семьи, у каждого человека должен быть дом – не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким какой он есть; место, где всегда тепло и уютно, где нет тоски, скуки и одиночества, а есть улыбки, совет и дружба (показывает знак).

Каждый имеет право на жилье, и никто не должен его нарушать. На нашей огромной планете живут народы разных национальностей (показывает картинку). И каждый из них имеет право на жилье. И живут люди в разных домах, которые по–разному называются.

Воспитатель: Вот сейчас мы с вами собираем дома и скажем как они называются и кто в них живет.

  1. Крестьянский дом на Украине (хата, живут украинцы).
  2. Хижина из ветвей, кожи, коры (индейцы Северной Америки).
  3. Кочевой переносной шалаш, крытый шкурами у пиргусного народа (ири).
  4. Ледяной шалаш у народов севера.
  5. Временное убежище древнего человека (пещера).
  6. Деревянный дом из бревен русского народа (изба).
  7. Дом, который обмазан глиной (мозаика, живут африканцы).
  8. Отдельное помещение из кирпича с кухней, прихожей, спальней (квартира).

Воспитатель на фланелеграфе вместе с ребенком выкладывает дом.

Воспитатель: Мы с Оксаной тоже построили дом. Дети, как называются дома, которые вы собрали. Дети, а что нужно, что бы в этих домах было хорошо жить?

Дети: Тепло, любовь, забота, дружба, радость, счастье, добро, смех, веселье, взаимопомощь, здоровье, понимание.

Воспитатель: А я, дети, хочу добавить – гостеприимство. Как вы думаете, что это такое?

Дети:

Воспитатель: Гостеприимство – это, дети, когда хозяин дома радушно принимает гостей, т.е. рад гостям.

Дети я и про дом знаю пословицу: «Изба красна не углами, а пирогами».

Это, дети, значит если даже квартира или дом устлан красивым ковром, есть современная мебель, но люди там живут злые, и не любят встречать гостей, то этот дом будет пустой, скучный, а вот скромный дом, но люди живут, добрые, дружные, часто встречают гостей или гостеприимные, то про этот дом можно сказать хороший дом и в этот дом всегда будут приходить гости, друзья, соседи.

Дети, а как вы думаете наш д/сад, наша группа, мы с вами гостеприимные?

Дети: Да.

Воспитатель: Да, дети, мы всегда рады гостям. Мы рады, когда к нам приходят Галина Борисовна, Татьяна Абакуловна, Наталья Александровна и все другие воспитатели, мы им всегда рады, и мы сейчас их угостим пирогами.

Литература:

  1. Дошкольное воспитание. 2004. №6.
  2. Грызик Т.А. Познаю мир. М., Просвещение. 2000.
  3. Мулько и.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М., Творческий центр, 2004.
  4. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. М., Ставрополь, 2001.
  5. Журналы. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. М., Либерия – Бабинформ №9 – 10 – 7. 2006, №3 – 2005.
  6. Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками. М., Творческий центр. 2004.
  7. По дорогам к азбуке. Методические рекомендации Кислова Т.Р. м. Баласс. 1997.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год