Проект на тему: «Волшебная проволока. Использование синельной проволоки для развития художественно — творческих способностей детей младшего дошкольного возраста» |
Поделки из разных материалов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Галошева Ирина Андреевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24.03.2021 06:50 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект на тему: «Волшебная проволока. Использование синельной проволоки для развития художественно — творческих способностей детей младшего дошкольного возраста» Галошева Ирина Андреевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №80» г.Чебоксары Паспорт проекта: Название проекта: Волшебная проволока. Тип проекта: практико — ориентированный, групповой. Участники проекта: дети средней группы «Б», воспитатель, родители воспитанников группы. Сроки реализации проекта: долгосрочный (август 2019 года — май 2020 года)
Цель: развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук при использовании синельной проволоки. Задачи проекта: для детей: Познакомить детей с синельной проволокой, его свойствами и способами преобразования. Формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством изготовления поделок из синельной проволоки. Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук. Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ. Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности. для педагогов: Использовать технологию нетрадиционной продуктивной деятельности с применением синельной проволоки на различных этапах работы по развитию мелкой моторики дошкольников. Научить родителей создавать условия для организации продуктивной деятельности с использованием синельной проволоки в домашней обстановке. для родителей: Сформировать умение учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду. Научиться создавать в семье благоприятные условия для организации продуктивной деятельности с использованием синельной проволоки. Используемые в проекте виды детской деятельности:
- двигательная. Ожидаемый результат: Дети:
- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь. Родители:
- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе использования синельной проволоки с детьми дома. Формы работы с воспитанниками:
- организация тематических выставок. Формы и методы работы с родителями:
Материально-техническая база:
Актуальность проекта: С внедрением ФГОС ДО, закона «Об образовании в Российской Федерации», проблема одаренности становится все более актуальной. Так в законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 64., глава 7) закреплено, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, нравственных, эстетических и личностных качеств, а одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является развитие ребенка как личности творческой, активно проявляющей себя во всех видах деятельности. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. Современная педагогическая практика располагает целым комплексом инновационных методов и средств по развитию творческой активности и самостоятельности дошкольников. Бисероплетение, пластилинография, квиллинг, батик, витраж и другие виды уже прочно входят в систему работы педагогов дошкольников. Мне хотелось опробовать со своими детьми также что-то новое и необычное, которое ранее я не использовала со своими воспитанниками. Я решила – это художественное конструирование с использованием нетрадиционного материала — синельной проволоки. Многие авторы зарубежных педагогических методик быстро поняли, что для детского творчества это очень полезная вещь и рекомендуют пушистую проволоку в числе других обязательных пособий для развития мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Работа с проволокой проходит в три этапа: Первый этап – подготовительный. Целью этапа становится формирование интереса детей к конструированию из синельной проволоки, закрепление знания цветовых эталонов, свойств материала, развитие мелкой моторики, освоение простейших приёмов работы с синельной проволокой; умение украшать простейшую поделку бросовым и нетрадиционным материалами. В период работы у детей воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца. Второй этап – основной. Для создания более сложных поделок в своей работе дети используют дополнительные инструменты (палочки для мороженого, деревянные шпажки и др), осваивают простейшие виды переплетения. Используя в работе данные приёмы, создают интересные поделки, разными известными способами опираясь на словесное описание, условие, модель, рисунок, схему, собственному замыслу. Дети мастерят разнообразные поделки: забавные фигурки животных и людей, волшебные цветы, насекомых и многое другое. Украшая их различными декоративными элементами. Начинают понимать поставленные задачи, принимают инструкции и правила, у детей формируются навыки самоконтроля, самооценки, планирование своих действий. Третий этап – творческий. У детей расширяется творческое конструирование в индивидуальной и коллективной деятельности. Знакомятся с новыми приёмами работы: плетение, заплетение, обматывание нестандартных форм, изготовление каркаса для будущей поделки. При изготовлении композиций и поделок используется синельная проволока разной фактуры и цвета. Работа становится более сложной с большим количеством элементов, из которых получается одно целое. Создание интересных поделок, композиций, макетов из синельной проволоки в сочетании с природным и нетрадиционным материалом. Освоение и применение способов плоского, объёмного и объёмно – пространственного художественного конструирования. Пушистая проволока бывает разной длины, разных цветов, работать с ней смогут даже маленькие дети — цветная, яркая, гибкая, замечательно держит форму, легко режется ножницами. Поделки из синельной проволоки очень нравятся детям, ведь она такая приятная на ощупь. Больше всего, конечно, дети любят делать поделки в виде различных игрушек, животных. С помощью поделок из проволоки можно разнообразить костюмерную театрального центра, изготовив, например, головные уборы, очки, короны, волшебные палочки и другие атрибуты для театрализованных игр. Дети старшего дошкольного возраста смогут самостоятельно смастерить героев пальчикового театра, а разыгрывая с ними представление, оттачивать навыки интонационной выразительности, монологической и диалогической речи. Синельная проволока поможет осуществить самые сложные творческие замыслы в ручном труде, поделки из природного материала станут более яркими и разнообразными. Использовать данный материал в работе с детьми можно уже с младшего дошкольного возраста. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук заключены в дидактических сенсорных играх, которые педагог может сделать своими руками. Мне в своей работе также понравился этот материал. Я с удовольствием использовала его в работе с детьми. Согласилась с педагогами, использовавшими его, что уникальность этого материала важна не только для развития мелкой моторики у детей, но и в следующем: простота в использовании, легко принимает любые фиксированные формы, цветовой спектр представлен многообразными цветами и оттенками, тактильно привлекателен для каждого ребенка, позволяет осваивать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина) в ходе конструктивной и игровой деятельности, развивает воображение, мышление; развивает синхонность работы рук, используется для создания объемных и плоских поделок; является толчком для развития речи. Необходимо, перед тем как предложить ребенку приступить к творческому процессу, проверить, чтобы проволока была цельной и не имела выступов. Далее загнуть концы в колечки, чтобы ребенок не поцарапался. Соблюдать технику безопасности при работе с проволокой. Этапы работы: Этапы работы:
Таким образом, синельная проволока – это необычный материал, который помогает в процессе художественного конструирования создать и исполнить неповторимый образ. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку, фантазию и творчество. Но надо уделять серьёзное внимание к оснащению занятия: подбору наглядного материала, использовать в работе модели, таблицы, алгоритмы и заготовки на подготовительном этапе работы, для более быстрого и успешного овладения детьми приемами исполнения; художественное слово; оздоровительные паузы; интегрировать все предложенные приёмы обучения в разных вариантах, сочетать их между собой. Поддерживать и поощрять творческую активность детей. Важно, чтобы ребёнок активно участвовал на всех этапах работы (подготовительном, основном и творческом). При работе с проволокой, активизируется развитие мыслительных и творческих процессов, требующих решения проблемы, например, при изготовлении поделки «Солнышко»: предлагаемая проволока слишком длинная и композиция не умещается на листе картона, ребенок самостоятельно или вместе с педагогом ищут способ решения задачи (согнуть пополам проволоку или укоротить ее с помощью ножниц), но вывод предлагается сделать ребенку самостоятельно. Для развития мелкой моторики, координации движений, глазомера подойдут работы «Браслет, бусы для мамы». Нанизывая бусинки разного цвета, размера, формы у детей развивается свой эстетический вкус, закрепляются навыки счета, знание цветовых оттенков, развиваются процессы внимания и мышления. Применение синельной проволоки будет очень актуально также в коррекционно-развивающей работе с детьми 5-7 лет, так как в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом: зрительно-моторную координацию и мелкую моторику. Например, при сюжетно-ролевой игре «Школа» дети будут с удовольствием выполнять «задания» – изготовить из проволоки нужную букву или цифру. Самостоятельно играя, дети улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Таким образом, незаметно для ребенка, без психологической нагрузки, мы проводим профилактику нарушений письменной речи. Яркими и запоминающимися станут поделки детей, отражающие темы календарного планирования и проектной деятельности. Работу с проволокой можно использовать на занятиях по изобразительной деятельности, кружковой работе, в организации мастер-классов для родителей. Объемными и красивыми получатся елочные игрушки и новогодние композиции, которые украсят праздничный интерьер дома и в детском саду. Для того, чтобы получить оптимальный результат при работе с синельной проволокой необходима не только работа с детьми, но взаимодействие с родителями. Чтобы заинтересовать родителей данным вопросом, целесообразно провести следующие мероприятия: анкетирование родителей по вопросам семейного досуга, выступление на родительском собрании на тему «Синельная проволока. Что это такое?», где познакомить родителей с нетрадиционным материалом (синельной проволокой) для художественного конструирования. Рассказать, как будет строится образовательная деятельность, познакомить с целями и задачами, основными этапами работы, провести мастер-класс по изготовлению простейшей игрушки из пушистой проволоки. В группе в информационном уголке разместить информацию о нетрадиционном виде детского конструирования «Чудо проволока», «Цикл игровых упражнений с синельной проволокой для занятий с детьми в домашних условиях», «Использование синельной проволоки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста», разместить работы детей выполненные из синельной проволоки. Обучившись конструированию из синельной проволоки, дети с удовольствием занимаются этой деятельностью в свободное время. Предлагаемый вид творческого конструирования позволяет подобрать ребёнку задание в соответствии с его возможностями. Надо показать ребёнку, что в случае затруднений педагог всегда придет на помощь. А самое главное — это объяснить детям, что каждый сможет добиться хорошего результата, если проявит настойчивость и терпение. Работа с синельной проволокой в рамках продуктивной деятельности в ДОУ может стать необычным решением задачи развития творческих способностей детей. Педагогам дошкольных учреждений, я рекомендую использовать художественное конструирование с синельной проволокой, как уникальное средство развития творческих способностей, мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Занимаясь творчеством, человек счастлив, так пусть дети каждый день проявляют свою фантазию, выдумку, пусть каждый день пребывания в детском саду будет интересным, познавательным и счастливым. Список литературы:
|