Методическая разработка НОД по декоративной лепке из глины в старшей группе тему: «Дымковская лошадка» |
Поделки из разных материалов | |||
Автор: Соловьева Марина Анатольевна | |||
21.02.2021 08:50 | |||
Методическая разработка НОД по декоративной лепке из глины в старшей группе тему: «Дымковская лошадка» Соловьева Марина Анатольевна МБДОУ Д/С К/В № 28 «Ручеек» г.о. Химки, мкр. Сходня Воспитатель высшей квалификационной категории мкр. Сходня, г.о. Химки, Московская область Направление: художественно-эстетическое развитие Образовательная область: художественное творчество Раздел: декоративная лепка Продолжительность: 25 мин. Место проведения: групповое помещение. Группа: старшая логопедическая. ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕМА: «Дымковская лошадка».
ЦЕЛЬ: формировать у детей эстетические познания о народном декоративно – прикладном искусстве; умение создавать игрушку по показу воспитателя, используя разнообразные приёмы работы с глиной. ЗАДАЧИ: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕДИАОБЪЕКТЫ:
ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «Познавательное развитие»: беседа о дымковских игрушках, их происхождении, этапах изготовления. «Речевое развитие»: чтение стихотворений о дымковских игрушках, рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек. «Физическое развитие»: разминка-приветствие «Здравствуй», пальчиковая гимнастика: «Лепим лошадку», гимнастика для глаз «Лучик солнца», смена видов деятельности. «Социально-коммуникативное развитие»: игры с дымковскими игрушками. «Художественно-эстетическое развитие»: рассматривание и обследование дымковских игрушек, слушание русских народных мелодий. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ Образовательная деятельность проводится в соответствии с СанПиНом. ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дети входят в группу под русскую народную мелодию и становятся полукругом. Дети садятся на корточки, делают вид, что спят. Разминка-приветствие «Здравствуйте» Рано утром мы проснулись (встают на ноги), Потянулись (тянутся), улыбнулись (улыбаются), И пришли все в детский сад (шагают). - Рада видеть я ребят! Чтоб весь день нам бодрыми быть, Нужно «Здравствуйте!» говорить. - Здравствуйте! (Здравствуйте!) -Доброе утро! (Доброе утро!) Добрый день! (Добрый день!) Нам здороваться не лень! Воспитатель: Я рада видеть вас такими бодрыми и веселыми! Сегодня у нас необычное занятие. Садитесь на скамейку и послушайте загадку: В Дымкове, за Вяткою рекою, Драгоценный продолжая труд, Не ища на старости покоя, Мастерицы славные живут. Делают игрушки не простые, А волшебно расписные: Белоснежны как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор! (дымковская игрушка) Воспитатель: Давайте вспомним, как дымковские мастера делали свои игрушки. Презентация «Изготовление дымковской игрушки». Воспитатель начинает предложение, дети продолжают. Слайд 1: Сначала (лепят игрушки из красной глины, перемешанной с песком). Слайд 2: Затем (игрушки сушат на столе или открытом воздухе). Слайд 3: Потом (игрушки обжигают в печи). Слайд 4: Готовые игрушки (покрывают белилами, отбеливают). Слайд 5: После высыхания игрушки (расписывают яркими красками). Воспитатель: Какие цвета любят использовать в работе дымковские мастера? (красный, оранжевый, синий, желтый, зеленый, черный). Воспитатель: Правильно, эти насыщенные, яркие цвета празднично выглядят на белом фоне. Слайд 6: Воспитатель: Какие основные элементы дымковской росписи вы знаете? (колечки, кружочки, точки, прямые и волнистые линии). Чтобы добавить краскам блеска, туда добавляли сырое яйцо. Воспитатель: Ребята, давайте сделаем гимнастику для глаз. Гимнастика для глаз: «Лучик солнца» Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной. (моргают глазами) Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись. (делают круговые движения глазами) Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду. (отводят взгляд влево) Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду. (отводят взгляд вправо) Воспитатель: Мне очень нравятся дымковские игрушки. Давайте подойдем к столу и полюбуемся ими. (На столе расставлены разные дымковские игрушки). Дымковская игрушка – старейших из Российских промыслов. Данное ремесло уже более 400 лет существует и по настоящее время радует не только жителей России, а известно всему миру. Игрушка появилась в Дымковской слободе. Обычно в процессе изготовления игрушек участвуют целые семьи, кто-то добывал сырье и готовили смесь для заготовок, кто-то лепил сами фигурки, кто-то занимался обжигом, а кто-то белил и раскрашивал изделие. Несмотря на то, что мастера используют в росписи одни и те же элементы, каждый из них пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно одинаковые игрушки. Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк:
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы вылепить свою дымковскую игрушку? (ответы детей). Отгадайте загадку и вы узнаете, какую фигурку мы будем лепить. Грациозна и красива. Ножки, спинка, шейка, грива. Резво скачет поутру, Хвост как шарфик на ветру. Прокатись на спинке шаткой. Кто красавица? … (лошадка) Воспитатель: Давайте прокатимся на лошадке. Физкультминутка «Конь» Конь меня в дорогу ждёт Показывают как конь бьет ногой, Бьет копытом у ворот. сначала правой ногой, потом – левой. На ветру играет гривой Круговые вращения головой, вправо, Пышной, сказочной красивой. влево. Быстро я в седло вскочу Глубокий присед и прыжок вверх Не поеду – полечу Правая нога вперед, руки вперед, Цок-цок-цок, цок-цок-цок двигаются по кругу. Там, за дальнею рекой Машут рукой. Помашу тебе рукой. Воспитатель: Приехали. Проходите в нашу мастерскую. Сегодня на занятии мы будем учиться лепить фигурку Дымковской лошадки. (Дети надевают фартуки и нарукавники и садятся за столы). Воспитатель: Я не случайно предложила вам лошадку, потому что в древности считалось, что фигурка коня оберегает от таинственных злых сил. Конь – это символ солнца, огня, света и тепла. Перед работой разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика: «Лепим лошадку» (дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом). Глину мягкую замесим, (сжимают и разжимают И получше разомнем. пальчики) На кусочки все разделим, (показывают, как И коня лепить начнем: отрывают кусочки) Скатаем шею с головой, (движение, имитирующее скатывание шарика между ладонями) Ноги — раскатаем. (движение, имитирующие скатывание колбаски между ладоней) Все детали с туловищем, (соединяют пальцы двух рук друг мы соединяем. с другом в виде домика) Прищипнём внизу немножко, (соединяют все пальцы с большим) Гриву, хвост приладим, (круговые движения кистями рук) А затем возьмем в ладошки, (соединяют ладони в виде лодочки) Пальчиком загладим. (поочередно гладим ладони) Воспитатель: Пора приступать к работе. Еще один важный момент в лепке дымковской игрушке то, что каждый элемент фигурки создается по отдельности: из шара формируют тело, на которое крепят остальные части. Все детали соединяют плавным переходом, чтобы избежать сколов на готовом продукте. Также стыки аккуратно обрабатывают влажной тряпочкой. Этапы лепки: Прежде чем начать лепить лошадку, рассмотрим, из каких она частей состоит. Это туловище, голова, шея, ноги, хвост, уши, грива.
Воспитатель: Наши лошадки готовы. Теперь их надо хорошо просушить, затем побелить и на следующем занятии мы будем наших лошадок расписывать. Спасибо за вашу работу. Воспитатель: Подведем итоги нашей работы: - Что нового вы узнали на занятии? - Чему учились? - Как называется игрушка, которую мы с вами лепили? - Почему игрушка называется дымковской? - Из чего ее лепят?
|