«Изготовление игрушек и поделок из бросового материала как средство формирования творческой личности дошкольника» |
Поделки из разных материалов | |||
Автор: Иваницкая Олеся Владимировна | |||
05.02.2021 22:52 | |||
«Изготовление игрушек и поделок из бросового материала как средство формирования творческой личности дошкольника» (художественно-эстетическое развитие) Подготовила: воспитатель I квалификационной категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 104 г. Томска Иваницкая Олеся Владимировна 2020 г. Практически каждый день мы выбрасываем в большом количестве пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, бутылочные пробки и пр. Вряд ли мы задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для творчества.
Благодаря умелым рукам и фантазии из них можно создать удивительный мир. Бросовый материал дает детям чувство свободы и независимости от взрослого, он разнообразен и доступен. Этот материал пригоден для создания детьми своих собственных игрушек, удовлетворяет главные потребности детей в творчестве. В нашем детском саду мы превращаем бросовый материал в поделки разного назначения: игрушка для ребенка, кукла для театра, инструмент для музицирования, пособия для подвижных и сюжетно-ролевых игр, украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергию), доступными в работе (вырезаться, протыкаться, склеиваться). Ребенку предоставляется право выбора при использовании материалов. Дети проявляют активность, инициативу, предлагают свой вариант создания поделки или игрушки. При создании общей игрушки или поделки дети привыкают работать группой, договариваются и распределяют обязанности, советуются, согласовывают выбор материалов и способы работы, оказывают помощь. Совместное творчество способствует укреплению дружбы детей. Особую группу составляют игрушки самоделки, поскольку создаются самим ребенком. Изготовление таких игрушек формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения, например, сделать подарок маме или помочь малышам. Игрушки самоделки — это своеобразный способ самовыражения и предмет гордости. Самодельные игрушки нередко отличаются многофункциональностью, поэтому особо интересны ребенку. Так как в соответствии с ФГОС родители выступают равноправными партнерами, мы всячески стараемся вовлечь их в образовательную деятельность. В нашей группе был реализован проект "Музыкальные инструменты своими руками", в ходе которого дети совместно с родителями изготавливали музыкальные инструменты из бросового материала. Предварительно была проведена работа с родителями с использованием папок-передвижек с пошаговыми инструкциями выполнения инструментов, а так же индивидуальные беседы и консультации. Совместно с детьми и родителями мы создали целую коллекцию музыкальных инструментов из бросового материала. Инструменты очень привлекательны и дети с удовольствием их используют в совместной и самостоятельной деятельности, а также в процессе непосредственно образовательной деятельности. Также использую художественное слово, пальчиковые игры, беседы, игровую форму работы, к примеру: "Сундучок с секретом", где от имени сказочных персонажей показываю поделки из бросового материала, инструменты для работы и проговариваю правила техники безопасности. Также положительной мотивацией к работе с бросовым материалом служат информационно — коммуникативные технологии (ИКТ): просмотр видеороликов и презентаций привлекает внимание детей, они получают эмоциональный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть — это позволяет воспринимать информацию на новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Первоначально при создании поделки или игрушки из бросового материала использую сюрпризный момент, к примеру, к нам в группу приходят необычные гости, просят о помощи. Кому -то нужно подарок для друга, кто-то мечтает о новой игрушке. И мы с детьми в совместной или самостоятельной деятельности приступаем к работе. В ходе творческого процесса рассматриваем материал с учетом всех его свойств. Ожидание появления готовой игрушки или поделки вызывает у детей заинтересованность. С какой любовью и трепетом рассматривает ребенок свою игрушку, когда она уже готова. "Сам! Я сам!" Для того чтобы дети смогли проявлять свою инициативу, самостоятельность нужна специально созданная предметно-развивающая среда. В группе я создала необходимые условия для детского творчества, выделила место, где удобно в красочных коробках разместила разнообразный материал для работы: (бутылочки из-под "растишки", йогуртовые стаканчики, коктейльные трубочки, одноразовая посуда, палочки от мороженого, обертки от фруктов, яйца от киндер-сюрпризов, полиэтиленовые пакеты, бутылочные пробки) и многое другое. Родители приняли непосредственное участие в создании поделок и игрушек из бросового материала. В ходе нашей совместной работы с детьми и родителями, в группе была организована выставка поделок и творческих работ. Сколько же было восторга у детей от этой выставки. Дети испытывали гордость за свой труд и помощь родителей. Пригласили всех желающих полюбоваться нашими работами. Гости с удивлением рассматривали и не могли поверить, что из обычных, ненужных вещей может получиться такая красота. Изготовление игрушек и поделок из бросового материала приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Работа с разного рода материалами позволила расширить круг знаний детей, раскрывает индивидуальность ребенка, развивает его творческий потенциал, основанный на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве и сотворчестве. Эта тема неисчерпаема, можно бесконечно придумывать новые роли для старых вещей, которые нас окружают, а именно создание второй жизни для старых, ненужных предметов способствуют развитию инициативы ребенка, что позволяет ему реализовать себя в творчестве.
|