Творчески — исследовательский проект «Чудесная глина» для детей 3-4 лет
Над проектом работали: воспитатели Иванова И.Х, Дидиева Р.С г.Москва 2019
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», Лев Семёнович Выготский.
Тема проекта: «Чудесная глина»
Актуальность проекта:
Лепка, как деятельность, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве. Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, а это, как известно, способствует развитию речи.
Скачать проект
Наблюдая за воспитанниками своей группы, заметила, что они очень любят лепить. Читая методическую литературу, выяснила, что лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества. Техника лепки богата и разнообразна и при этом доступна любому человеку. Занятия лепкой даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир. Для того чтобы разнообразить работу детей выбрала природный материал – глина. Чтобы больше времени уделять этой работе, решила разработать проект «Чудесная глина».
Проблема проекта: не сформированы представления о том, что такое глина, и как использует её человек.
Причины: возраст детей; не достаточность материала по теме; мало внимания уделяется дома; мало, внимания уделено в программе, в детском саду.
Цель: расширить знания детей о глине, как художественном и исследовательском материале.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление детей о природном материале – глине, о её свойствах и качествах;
- мотивировать детей к проведению исследовательской работы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования;
- способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, эстетического отношения к предметам народно-прикладного искусства;
- развивать речь детей.
Воспитывающие:
- воспитывать эмоционально-эстетические чувства, замечать красоту природы, и окружающих предметов;
- воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
Участники проекта: воспитатель, дети 4-5 лет, родители.
Тип проекта: творчески-исследовательский
Сроки реализации проекта: 2 недели.
Форма проведения: групповая.
Продукт проектной деятельности: папка раскладушка с консультациями, памятка для родителей, презентации.
Формы реализации проекта: экскурсии, беседы, работа с родителями, игры, просмотр мультфильмов.
Методы проекта: практический, познавательный, наглядный, словесный. Предполагаемый результат:
По окончании проекта дети:
- Называют и узнают глину и в натуральном виде и на картинках.
- Знают, для чего нужна глина человеку.
- Знают, как сделать глину пригодной для лепки.
- Знают виды глины природной.
- Имеют представление о том, где и как можно добыть глину.
- Имеют представление о том, как использует человек глину?
- Знают, кто такой гончар.
- Знают, какие орудия труда нужны гончару.
- Знают, для чего нужна вода во время лепки из глины.
- Знают, как сделать изделия из глины прочными.
- Знают сказки о глине, об изделиях из глины.
- Умеют называть пословицу или поговорку о глине.
Работа с родителями:
- консультация «Создание условий для экспериментирования детей дома»;
- консультация «Глинотерапия»;
- привлечение родителей к созданию мини – музея в группе.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
|
Основной этап
|
Заключительный этап
|
1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2.Заготовка красной глины для проекта и подготовка её к лепке с детьми.
Подбор экспериментов с глиной; Подборка литературы по теме (сказки, пословицы и поговорки, загадки, игры);
Подготовка видео и фото о работе гончара; Подбор с помощью родителей различных предметов быта из глины; Разработка конспектов НОД и бесед по теме, плана экскурсия за глиной.
|
В работе с детьми использовали разнообразные методы обучения:
наблюдения, познавательное чтение, продуктивная деятельность (акцент сделан на лепку), рассматривание картин, занятия-беседы познавательно-эвристического характера, элементарные опыты.
|
Анализ результатов проекта.
Выставка детских работ.
|
План работы
Дни недели
|
Основной этап
|
Участники
|
Ответственный
|
Пн
|
1-я половина дня:
1)Беседа «Что такое глина?»;
2)Опыт с песком и глиной.
2-я половина дня:
1)Дидактическая игра «Найди лишнее».
|
Дети, воспитатель
|
Воспитатели
|
Вт
|
1-я половина дня
1)Беседа «Где и как добывают глину»;
2)Опыт познакомиться с особым свойством глины – не пропускать воду.
2-я половина дня:
1)Чтение «Глиняная сказка» Кивин Феликс.
|
Дети,
воспитатель
|
|
Ср
|
1-я половина дня:
1)Экскурсия на пруд за глиной;
2)Рассматривание альбом «Глиняные изделия».
2-я половина дня
1)Просмотр познавательного фильма «Что из чего сделано».
|
Дети,
воспитатель
|
|
Чт
|
1-я половина дня:
1)Беседа, «Какая бывает глина»;
2)Опыт «Увидеть отличие сухой глины от сырой».
2-я половина дня:
1)Просмотр мультфильма «Живая глина».
|
Дети,
воспитатель
|
|
Пт
|
1-я половина дня:
1)НОД «Удивительная глина»;
2)Чтение «Гончар сидит за верстаком» С. Маршак.
2-я половина дня:
1)Подвижная музыкальная игра «Варись, варись, каша».
|
Дети,
воспитатель
|
|
Пн
|
1-я половина дня:
- 1) НОД «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами (гончарное ремесло)».
2-я половина дня:
1)Чтение русской народной сказки «Глиняный парень».
|
Дети,
воспитатель
|
|
Вт
|
1-я половина дня:
1)Лепка «Бусы для мамы»;
2) Чтение пословиц и поговорок о глине.
2-я половина дня:
1) Настольно-печатные игры: «Глина», «Что можно сделать из глины?»
|
Дети,
воспитатель
|
|
Ср
|
1-я половина дня:
- 1) Виртуальная экскурсия в гончарную мастерскую.
2-я половина дня:
1)Русская народная игра «Горшки».
|
Дети,
воспитатель
|
|
Чт
|
1-я половина дня:
1)Лепка «Домовята»;
2) Дидактическая игра: «Как мы знаем народные промыслы».
2-я половина дня:
1)Просмотр мультфильма «Глинька»
|
Дети,
воспитатель
|
|
Пт
|
1-я половина дня:
1)Показ презентации «Как и где люди применяют глину в жизни»;
2) НОД по художественному творчеству (рисование) по теме «Дымковские игрушки».
2-я половина дня:
- Чтение сказки Братья Гримм «Сладкая каша».
|
Дети,
воспитатель
|
|
Сб.
|
Маршрут выходного дня: Экскурсия в гончарную мастерскую
|
Дети,родители,воспитатели
|
|
Завершение проекта:
- выставка детских работ;
- презентация проекта
|