Детское объединение по интересам или совместная художественная деятельность воспитателя с детьми "Махровый рисунок" |
Поделки из разных материалов | |||
Автор: Кудряшова Антонина Дмитриевна | |||
30.07.2015 00:18 | |||
Детское объединение по интересам или совместная художественная деятельность воспитателя с детьми "Махровый рисунок" Кудряшова Антонина Дмитриевна воспитатель МБДОУ № 24 г. Александрова, Владимирская обл. Последние десятилетия в дошкольных учреждениях стало модно организовывать разнообразные кружки, секции, студии. Может быть это и интересно. По сути же – это ещё одно организованное занятие, но с внепрограммным содержанием, т.е. дополнительная нагрузка. Наше учреждение специализируется на работе со слабо видящими детьми. Им лишняя нагрузка совсем не нужна.
Уже в конце девяностых мы нашли альтернативу кружкам. Это детские объединения по интересам (далее ДОпИ), которые мы разработали и успешно используем в практике. А в настоящее время ДОпИ являются перспективной формой организации образовательной деятельности дошкольников в контексте ФГТ. ДОпИ — это совместная деятельность воспитателя с детьми. Организационный момент принадлежит воспитателю, причём проходит он опосредованно. А каждый ребёнок включается в деятельность только по собственному желанию и выходит из неё, когда захочет. В нашем учреждении работает шесть таких объединений, в то числе и то, о котором я хочу рассказать – «Махровый рисунок». Первый мой шаг – приглашение детей на выставку рисунков из ниток, которые я сделала заранее. Их было немного и детям они были в новинку. Они трогали, гладили необычные изображения, удивлялись, спрашивали о том, как их делают. Заручившись интересом детей, тут же, у них на глазах, я сделала из ниток небольшой рисунок. Так зародилось наше ДОпИ. Позднее, когда у детей стали получаться неплохие работы, мы провели конкурс на лучшее название нашей мастерской. Все сошлись на «Махровом рисунке». Необычность ДОпИ заключается в том, что для детей эта деятельность свободная, а для меня — плановая. И поскольку для детей участвовать необязательно, то мне нужно готовиться к каждому объединению так, чтобы как можно больше детей заинтересовались и включились в художественный труд. Привлекаю малышей разными способами. Например, выставляю на стол красивую коробку с разноцветными кусочками вязания и начинаю стричь их на мелкие отрезки. Естественно, детям интересно. Они подходят и спрашивают, что я собираюсь делать. Я рассказываю о своём замысле. Некоторые дети какое-то время просто стоят, и наблюдают, а потом отходят. А другие предлагают свою помощь. Всем желающим обязательно нахожу дело: кто-то режет кусочки вязания, кто-то растаскивает обрезки пальцами, кто-то раскладывает получившиеся пушистые обрезки по отдельным прозрачным пакетам. Вместе сортируем их по цветам и оттенкам. Или показываю несколько заранее выполненных мною аппликаций (основ для выполнения работы) и предлагаю наклеить на них нитки соответствующего цвета. В другой раз предлагаю подошедшим детям приготовить подарок кому-то из родителей, детей, работников детского сада, сделать украшение для помещения, атрибут для игры. Дети любят выполнять разнообразные «заказы», экспонаты на выставки. Дети – завсегдатаи нашего ДОпИ часто сами предлагают интересные сюжеты для поделок. Эффективный приём – «Поделка-секрет». Заранее разрезаю основу на части. Предлагаю желающим выполнить работу на своей частичке, а по окончании сложить их все вместе, как разрезную картинку. Чтобы узнать, что я «засекретила», дети стараются выполнить работу до конца за один приём. Получив результат, радуются от души, испытывают удовольствие от совместного труда. Многие родители подключаются к обеспечению ДОпИ «сырьём», а иногда приносят в группу семейные поделки. В конце первого года провели с детьми творческий отчёт, оформили выставку. А через два года участвовали в городской художественной выставке вместе с взрослыми мастерами. Её показали по кабельному телевидению. Восторг, который испытывали дети, увидев свои работы, трудно описать. Нашими работами заинтересовались педагоги из других ДОУ. И в 2010 году на одном из городских семинаров я провела с ними практикум. Все мы получили большое удовлетворение от его результатов. Что касается тематики работ, то она диктуется и основными задачами года, и интересами самих детей. Вот некоторые темы.
Ежегодно кто-то из детей изъявляет желание сделать подарок маме на 8 Марта, папе на 23 февраля. С каждым из этих детей работаю индивидуально. Работы получаются оригинальными, неповторимыми, вызывают искреннюю радость у родителей. Такие подарки хранятся долго. На каждом объединении я решаю множество воспитательных, развивающих, и коррекционных задач. Вот некоторые из них.
Техника махрового рисунка проста, она заключается в следующем. Используются нитки от старых вязаных вещей, лучше крупной машинной или ручной вязки. Вещь надо постирать, затем отрезать от неё воротники, резинки, Завитки этих частей более упругие. При необходимости используются и другие части Подготовка ниток производится так: берём кусочек изделия размером 1 х 5 см и разрезаем его на мелкие части (0. 5 мм.), а затем растаскиваем их пальцами. Получаются отличные пушистые заготовки для создания махрового рисунка. Но это очень монотонное и малоинтересное занятие. Как только чувствую снижение у ребёнка интереса, тотчас завожу с ним разговор о том, на что бы он использовал свои нитки, какой рисунок мог бы из них создать. Затем предлагаю убрать свои отрезки в пакет с заготовками соответствующего цвета, оттенка. Дальше ребёнок решает сам, чем ему заняться. Вначале ребёнок заполняет рисунок, наносит клей на небольшой его участок, аккуратно заполняет его нитками требуемого цвета и прижимает стекой, или палочкой для прочного их прилипания. Закончив рисунок, маленький художник приступает к заполнению фона. Обращаю внимание детей на то, чтобы они накладывали тонкий слой клея, иначе основа может потерять форму, покоробиться. Когда дети знакомятся с эталонами цвета, я делаю основу — аппликацию из бумаги основных цветов. Она яркая насыщенная. Границы изображений на основе чётко определены. На такую основу проще делать наклейку. Это особенность работы с начинающими. Иногда предлагаю отдельным детям, сделавшим на занятии удачную аппликацию, наклеить на неё махровый рисунок. На что большинство воспитанников обычно откликаются с радостью. Для опытных детей предлагаю основу с разными цветами и оттенками. Эта работа гораздо сложнее. Она требует много времени, внимания, точных движений пальцев, большего напряжения зрительного восприятия при идентификации нужных цветов и оттенков. Такие работы выполняются за несколько приёмов. Для того чтобы дети качественно выполнили работу на объёмных предметах (масках, вазах и других поделках из папье-маше), я тщательно прорисовываю основу прямо на этих объёмах. Долгое время махровые вазы украшали нашу лестничную площадку. Они хорошо выглядели и без цветов, и с икебаной или букетом. А масками и по сей день, мы пользуемся в театральных представлениях, подвижных играх. Детям старшего возраста, чтобы активизировать их творческие способности, я часто разрешаю самостоятельно выбирать средства отображения окружающего мира. Так вот дети, проявляющие повышенный интерес к работе с нитками, иногда используют эту технику на таких творческих занятиях. В группе у меня есть большая красочная коробка, в которую укладываем всё необходимое для оснащения этой деятельности:
чтобы заполнять небольшие пространства на основе.
необходимо прижать наклеенные нитки сразу на всей поделке.
проволока, шнуры и пр.) из уголка ручного труда. В итоге хочу сказать, что и я, и мои воспитанники увлечены этой работой. Она приносит радость нам всем. Попробуйте сделать хотя бы один такой рисунок, и я уверена, что и вы увлечётесь.
|