«Использование ресурсов пластилинографии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста с учётом требований ФОП ДО» |
Поделки из пластилина | |||
Автор: Дымова Ирина Вячеславовна | |||
02.08.2024 07:30 | |||
«Использование ресурсов пластилинографии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста с учётом требований ФОП ДО» Дымова Ирина Вячеславовна воспитатель ГБОУ «Школа № 1454 «Тимирязевская» ДОП «Астрадамская» г. Москва «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Именно руки учат ребёнка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться» (В. А. Сухомлинский). Дошкольный возраст уникален. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия врожденного потенциала каждого ребенка. Одним из лучших способов активизировать мозговую деятельность ребёнка, развить сенсомоторику, речь и творческие способности ребенка является нетрадиционная, художественная техника изобразительного искусства – «Пластилинография». Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Пластилинография дает возможность обучающимся овладеть нетрадиционными способами и видами лепки: каркасной, модульной, скульптурной, приемами декорирования лепных образов и т.д. Кроме технических навыков, данная техника, знакомит дошколят с народным декоративно – прикладным искусством, воспитывая любовь к культуре и традициям своей Родины. Занятия пластилинографией способствуют, снятию мышечного напряжения, развивают ручную умелость и мелкую моторику рук, художественное и пространственное мышление, творческую фантазию, побуждают дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином ребята выполняют коллективные работы, создают картины, оригинальные подарки для родителей и друзей. Основными целями и задачами пластилинографии являются: формирование у детей дошкольного возраста конструкторских и художественно-творческих способностей в графической и изобразительной деятельности, развития у обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания лепных картин на горизонтальной поверхности; формирование элементарных представлений о нетрадиционных техниках дизайнерского искусства: оттиск штампами, рисование пластилином, «приемом вливание одного цвета в другой», выдавливание пластилина из шприца, с использованием бросового материала (бисер, манка, вата, семечки, пуговицы, фантики и т.д.); знакомство с техниками и приемами рисования пластилином: прямой пластилинографией, контурной пластилинографией, модульной пластилинографией, мозаичной пластилинографией, фактурной пластилинографией, многослойной пластилинографией. Методы обучения пластилинографии При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки. Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно:
В процессе обучения детей пластилинографии важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. Материалы, необходимые для создания пластилиновой картины:
Правила техники безопасности при работе с пластилином:
Техники и приемы рисования пластилином
Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография. Так как на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло. Перенесите рисунок на поверхность при помощи маркера, а затем заполните элементы рисунка пластилином. Для этого нужно подобрать по размерам кусочек пластилина и хорошо размять его в руках, а затем размазать по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. По контуру полученную работу можно оклеить полосками, чтобы получилась аккуратная рамка, или вставить в готовую рамку. 3. Модульная пластилинография – изображение лепной картины с использованием различных элементов — валиков, шариков, дисков. Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи стеки. 4. Мозаичная пластилинография – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина. Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур. 5. Контурная пластилинография – изображение предмета при помощи жгутиков. Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся воспитателем. Для этого необходимо поместить пластилин в шприц, а шприц поместить в горячую воду, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство. 6. Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев. Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки. Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков, таким образом добиваясь 3-Д эффекта. 7. Фактурная пластилинография — изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф, контррельеф). Барелье́ф (фр. bas-relief -низкий рельеф) Барельеф — распространённый вид украшения архитектурных сооружений, разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф). Картину можно сделать рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, которые будут выступать на поверхности. Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») – вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Такой вид углубленного рельефа, можно добиться при помощи валиков с нанесенным рисунком. Необходимо раскатать пластину, предварительно выровнять ее при помощи скалки, а затем нанести узор валиком или штампиком. Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательные и образовательные задачи, способствуя всестороннему развитию личности ребенка!
|