«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ». |
Поделки из пластилина | |||
Автор: Брыксина Татьяна Васильевна | |||
01.06.2024 00:01 | |||
«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ». МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №58 «СОЛНЫШКО» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЯ БРЫКСИНОЙ ТАТЬЯНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ СОДЕРЖАНИЕ
Тема: «Пластилинография, как средство развития изобразительно-художественных способностей у дошкольников».
«Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным способом существования человека». (психолог В. Кудрявцев). Творчество – это естественное состояние ребенка, которое воздействует на чувства, эмоции, образное мышление. Творческие способности детей развиваются в различных видах деятельности. Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка» (ФГОС ДО п.1. 6. 4). Условием формирования творчества является владение ребенком изобразительными навыками и технологиями. Одной из современных технологий, доступных для детей дошкольного возраста является «пластилинография». «Пластилинография» — это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Пластилинография – это новый вид декоративно-прикладного искусства. Основной материал – пластилин. Пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством принимать и держать заданную форму. Я начала внедрять данную технологию со старшей группы, продолжила в подотовительной. Пластилинографией занимаюсь на занятиях по лепке, а также предлагаю детям для самостоятельной художественной деятельности (СХД) после сна. Причинами выбора мной данной технологии послужило то, что это:
Сухомлинский В.А. писал «Истоки творческих способностей и одаренности детей на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем разумнее ребенок». Психологами доказано, что интеллектуальное развитие ребенка впрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук. Чем активнее малыш действует с различными предметами и приспособлениями, тем быстрее развивается его речь и основные психические процессы, отпадает проблема обучения и в школе, и в дальнейшем. Занятия по пластилинографии я провожу 2-3 раза в месяц. Они представляют большую возможность для развития и обучения детей. С их помощью я развиваю в детях:
Данная технология помогает мне решить следующие задачи:
Существует множество приемов пластилинографии. С детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста я использую следующие приемы:
Считаю целесообразным начинать работу по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста, используя простейшие приемы работы с пластилином:
Для создания лепной картинки я использую следующие материалы:
Работая по технологии «пластилинография», обратила внимание на то, что для лепки подходят не все сорта пластилина. Пластилин должен быть мягким и при размазывании по картону не отваливаться от него. В своей работе я использую пластилин фирмы «Луч». Для того, чтобы работа по пластилинографии была успешной, я учитываю следующие рекомендации:
Обучение детей технике «пластилинография» проводила в три этапа.
На подготовительном этапе я учу детей приемам надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; вырабатываю правильную постановку пальца. Обучаю приему отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Вырабатываю умение работать на ограниченном пространстве. На основном этапе учу не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки, бусинки, паетки и т.д.) для придания большей выразительности работам. Учу умению пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя. На заключительном этапе побуждаю детей самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работ, формирую личностное отношение к результатам своей деятельности. На подготовительном этапе в работе, как правило, дети испытывают определенные трудности. Рука ребенка еще очень слабая, мышцы находятся в постоянном напряжении, развитие движений пальцев отстает, не соответствует возрасту. Решая проблему низкого уровня развития мелкой моторики рук у детей, я, совместно с родителями, создала в группе необходимую для работы в этом направлении предметно-развивающую среду. Чтобы снять напряжение с детской руки и заинтересовать техникой пластилинографии, в своей работе с детьми я использовала различные приемы и упражнения для развития мелкой моторики рук:
На основном этапе работа по пластилинографии уже не вызывала у детей страха, они работали с интересом и большим желанием. Я научила их самостоятельно выполнять работу по образцу и словесному указанию педагога, использовать в своей работе вспомогательные предметы, умело пользоваться стекой. Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, я использовала игровые мотивации. Например, предлагала обыграть свою поделку, рассказать о ней. Эта работа позволила развивать не только пальцы и речь дошкольников, но и все психические процессы, коммуникативные и творческие способности, облегчила общение друг с другом. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии считаю интеграцию всех образовательных областей (по формированию целостной картины мира, социализации, коммуникации и т.д.). Получив определённые знания, дети могут свободно реализовать свой творческий потенциал в изобразительной деятельности. На заключительном этапе дети всю работу по пластилинографии выполняют самостоятельно, сами выбирают рисунок для работы, цвет пластилина, приемы изображения, фантазируют, хорошо ориентируются на листе бумаги, доводят начатое дело до конца, эмоционально проявляют отношение к результатам своей деятельности и деятельности сверстников. Успешно овладев техникой пластилинографии, дети способны самостоятельно выполнять коллективные работы, создают картины, оригинальные подарки для родителей и друзей. У детей сформированы социальные навыки, они работают сообща, владеют навыками партнерского взаимодействия в коллективе, оказывают взаимопомощь. Организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинографии позволила мне решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствующие всестороннему развитию личности ребенка. У детей сформирован интерес к данной технологии. Владение различными приемами изображения способствовало самовыражению детей, реализации их творческого потенциала, формированию желания создавать авторские работы. Получение детьми эмоционального удовлетворения от результатов своей работы положительно повлияло на формирование адекватной самооценки. Укрепилась мелкая моторика руки, что в свою очередь благоприятно отразилось на подготовке руки детей к обучению письму в школе. Заинтересованность детей техникой пластилинографии послужила основанием для составления мной календарно – тематического плана на год для старшей и подготовительной групп.
|