План-конспект мастер-класса «Путешествие в страну пластилинографии» |
Поделки из пластилина | |||
Автор: Долгушина Лариса Николаевна | |||
04.02.2023 07:58 | |||
План-конспект мастер-класса «Путешествие в страну пластилинографии» Л. Н Долгушина., воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ № 56 г. Орла Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности. Задачи мастер класса:
Ожидаемый результат:
Материалы и оборудование для педагогов: плотный картон, размер А4, набор пластилина, салфетки для рук, доски для лепки, стеки. Структура мастер-класса: 1. Теоретическая часть: Вступительное слово по теме: «Путешествие в страну пластилинографии». 2. Практическая часть – Фрагмент занятия по пластилинографии «Весенняя поляна» 3. Рефлексия – итог мастер-класса Ход мастер-класса: 1. Теоретическая часть: Уважаемые коллеги, я предлагаю вам отправится в увлекательное путешествие по удивительной стране Пластилинография. Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. «Пластилиноргафия» — новый вид декоративного искусства, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картины на бумажной, картонной или иной горизонтальной поверхности, благодаря которой изображения получаются выпуклые, полуобъёмные. Это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи» — «рисование» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приемов – увлекательные занятия, дающие эстетическое удовольствие от подобного творчества. Развитие мелкой моторики рук, для подготовки детей к письму через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии – является основной целью для реализации следующих задач:
Эта техника доступна дошкольникам разных возрастных категорий. Она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносить определенную новизну и деятельность малышей, что делает ее более увлекательной и интересной. Занятия пластилинографией способствуют развитию:
Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и тд.) Интегрированные занятия более результативны, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на них; проявляются разнообразные интересы; расширяются знания об окружающем мире. Интегрирование построение занятий дает ребенку возможность:
Обучение пластилинографии я начинаю проводить с детьми младшего дошкольного возраста. Работа построена в 2 этапа. Коллективное творчество – проводится первым этапом работы. Вначале я подбираю сюжет для будущей совместной деятельности с детьми. Далее основное контурное изображение переношу на основу и покрываю пластилином нужного цвета. Задача детей – дорисовать пластилином недостающие фрагменты и детали картины. Учитывая, что в работе должны принять участие все дети, картина должна содержать множество мелких деталей, например: еж – иголочки; дерево – листочки; кораблик – волны; гусеница – бусинки и т.д. на втором этапе идет индивидуальная работа – дети самостоятельно дорабатывают свое незаконченное изображение различными способами: барельефом, примазыванием, скручиванием, скатыванием. Сегодня я хочу вас познакомить с видами пластилинографии: Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. Особенности выполнения работы:
Обратная пластилинография (витражная) — изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура). Особенности выполнения работы:
Контурная пластилинография — изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков». Особенности выполнения работы:
Мозаичная пластилинография — изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина. Особенности выполнения работы:
Многослойная пластилинография — объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев. Особенности выполнения работы:
Или скатываем колбаску и разрезаем ее. Получая детали для изображения. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. 2. Практическая часть. Фрагмент занятия по пластилинографии «Весенняя поляна» Программные задачи:
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением бабочек; беседа о внешнем виде и их способе появления на мир. Материал: Силуэты бабочек из цветного картона, разноцветный пластилин, модель цветочной поляны, доски для лепки, салфетки, поролоновые цветы, аудиозапись песни «Бабочки», магнитофон, картинки с изображением бабочек. Ход занятия: Дети входят в группу. В-ль: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. Здравствуй, солнце золотое. (руками показать солнце) Здравствуй, небо голубое. (руки к небу) Здравствуй, вольный ветерок. (руками вверху помахивать) Здравствуй, маленький дубок. (рукми под подборотком) Здравствуй, утро! (одна ладошка) Здравствуй, день! (вторая ладошка) Нам здороваться не лень. (руки на груди, а потом раскрыть) Дети садятся на стулья перед доской, педагог показывает изображения бабочек. В-ль: Дети, посмотрите кто изображен на картинках? Дети: Бабочки! В-ль: Правильно. Расскажите мне о них, какие они? (яркие, разноцветные) А что есть у бабочек? (голова, усики, брюшко и крылья) А какие крылья у бабочек? (ответы детей) Обратите внимание на то, что рисунок на крыльях бабочек с одной и, с другой стороны, одинаковый. Летом бабочки откладывают яйца (показ изображения). Давайте мы их покажем (сжимает кулачки рук). Через год, весной из яиц появляются гусеницы-личинки (показ изображения). Давайте с вами покажем гусеницу (руки сложили вместе и изобразили гусеницу). Вот так она ползает. Затем гусеница плетет кокон (свой домик) и превращается в куколку (показ изображения), (руками показываем плетение кокона, массаж рук круговой). Вот так она плетет кокон. Затем из куколки появляется бабочка (показ изображения), раскрывает свои крылышки и летит, вот так (руками изображаем полет бабочки). Ой, а вот и бабочки. Но что-то в них не так! Чего не хватает у наших бабочек? (ответы детей). Да, правильно, украшений. А чем их можно украсить? (пластилином) так давайте же, мы украсим наших бабочек. Дети садятся за столы и украшают бабочек. По завершению работы, дети вместе с воспитателем сажают бабочек на цветы, растущие на макете весенней поляны. Молодцы, какие красивые бабочки у вас получились. Расскажите мне, какие они? (яркие, разноцветные, легкие, нарядные…) Во время работы полезные советы:
3. Заключение. В технике пластилинографии можно создать: цветы, растения, насекомых, рыб, животных. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии. Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть поэтому они излучают какую-то особенную энергию. Рефлексия -Уважаемые коллеги! Наше путешествие в страну пластилинографии закончилось. Прошу вас на предложенных карточках нарисовать эмоцию, которые вы испытали во время нашего путешествия. Спасибо за внимание!
|