Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование средств пластилинографии в коррекционном развитии творческих способностей детей с ОНР дошкольного возраста
Поделки из пластилина
Автор: Феднева Ирина Владимировна   
11.07.2022 16:24

Использование средств пластилинографии в коррекционном развитии творческих способностей детей с ОНР дошкольного возрастаИспользование средств пластилинографии в коррекционном развитии творческих способностей детей с ОНР дошкольного возраста

Рисование имеет большое значение для коррекционного развития дошкольников с ОНР, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. Рисование пластилином - это пластилиновая живопись (пластилинография). В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Пластилинография - один из видов декоративно-прикладного искусства. В пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и коррекционное развитие творческих способностей и образно - пространственного восприятии окружающего мира детьми с ОНР дошкольного возраста.

 

Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь.

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно - образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка. В игровой форме дети с ОНР учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей с ОНР, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Наиболее эффективно развивать у детей с ОНР творческие способности можно при условии:

  • Создания эстетической предметно - развивающей среды для занятий в кружке, совместной и самостоятельной творческой деятельности детей в группах.
  • Создание базы наглядных пособий:предметные и сюжетные иллюстрации, фото, картины в технике - пластилинография, технологические карточки и таблицы.
  • Взаимодействия детского сада и семьи.
  • Организация и посещение выставок детьми с ОНР и родителями.
  • Создание и оформление уголка в группе для совместной и самостоятельной изобразительной деятельности детей.
  • Оформление выставки картин в технике «Пластилинография».
  •  Оформление консультаций на темы: «Все дети любят пластилин», « Пластилиновая живопись»

В развитии творческих способностей ведущая деятельность детей - художественная. Она состоит при условии овладения дошкольников с ОНР общими и самостоятельными способами художественной деятельности и направлена на получение конкретного продукта. Нельзя научить ребят чему- либо, только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая самим детям с ОНР каких - либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической коррекционной деятельности.

На занятиях дети с ОНР изготовляют исходные формы, дорабатывают их, с соблюдением пропорций, соединяют части, подбирают новые цвета и оттенки из пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой», придумывают свои, новые способы лепки, осваивают законы композиции - размещение предметов на плоскости.

Композиция в технике пластилинография выполняется в несколько этапов:

  1. Подбор эскиза.
  2. Подготовка основы (перенос эскиза на основу).
  3. Подбор материала, цвета пластилина, смешивание цвета.
  4. Создание картин начинаем с дальнего плана, постепенно приближаясь к ближнему.
  5. Лепка мелких деталей. Декорирование.

Основной формой обучения детей с ОНР рисованию пластилином является занятие. Коррекционные занятия проводятся в игровой форме. Для эмоционального настроя на занятиях используются музыкальные произведения.

Значение коррекции многостороннее. Здесь осуществляется систематическое и планомерное формирование умений каждого ребенка. Все занятия направлены на коррекционное развитие у дошкольников творческих способностей. Каждое занятие - новый шаг в познании чего-то нового и оригинального для ребенка.

Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий. В процессе ее выполнения детям с ОНР необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок. Физкультминутки подбираются по теме занятий. Такие занятия способствуют не только овладению дошкольниками практическими навыками, но учат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогают проникнуться любовью даже к самому, маленькому, неказистому цветку. На занятиях используются музыкальные и поэтические образы, что способствует художественно-творческой активности детей с ОНР. Она начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто именно разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, становится главной отправной точкой в рождении художественного образа.

 Техника рисования пластилином проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Дети очень быстро усваивают новые приемы, быстро достигают хорошего качества работ и занимаются с удовольствием. Детям очень нравится смешивать цвета для получения нужного оттенка. Этот процесс особенно привлекает детей с ОНР, так как они очень любят экспериментировать.

Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей с ОНР между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание уделяется обсуждению детских работ. Детям это нравится и позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит задумываться над тем, что у него не получилось. При рассматривании работ, выслушиваются все дети, которые желают высказаться по поводу своего творчества, пережитых впечатлений. Обязателен анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе. При этом оцениваются достижения ребенка с ОНР в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументируется оценка и придается ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.

Коррекционный процесс становления творчества ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребенка с ОНР была заинтересованность в продолжении занятий. В пластилиновой живописи дети получают знания, умения, навыки, знакомясь с миром предметов в процессе использования природного и бросового материала. Опыт работы свидетельствует также, что коллективная художественная деятельность формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству. Общие усилия, направленные на решение творческой способности, раскрывают индивидуальность детей с ОНР, формируют межличностные отношения. Коллективная форма творчества сближает дошкольников, у них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения.

Рисование пластилином очень интересный, привлекательный для детей продуктивный вид деятельности и открывает большие возможности для выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Занятия пластилиновой живописью помогли развить мелкую моторику пальцев рук. У детей с ОНР выработались такие качества, как трудолюбие, усидчивость; научились самостоятельно принимать решения, свободно распоряжаться временем и пространством, научились помогать друг другу. Ребята стали увереннее в себе, инициативнее, общительнее с взрослым и со сверстниками, активизировался их художественный словарь.

Занятия по нетрадиционной технике рисования пластилином показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе способности могут погаснуть. Самым важным является постоянная работа с детьми и введение в систему дошкольного образования различных форм по развитию способностей детей, не перегружая их. Систематическое внедрение нетрадиционных техник рисования в коррекционно- образовательный процесс, позволило развить художественно творческие способности детей, сформировать интерес и стремление к содержательному общению, связанному с творческой деятельностью, создать интерес к различным техникам, материалам и желание действовать и экспериментировать с ними.

Изображение в оригинальной технике с помощью пластичных материалов позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Пластилинография даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно - пластичных образах, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики), развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное - способствует развитию творческой личности. «Пробудить, заложенное в каждом ребенке с ОНР творческое начало, научить трудиться... Сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни - к этому я стремлюсь в меру своих сил и способностей».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год