Использование средств пластилинографии в коррекционном развитии творческих способностей детей с ОНР дошкольного возраста |
Поделки из пластилина | |||
Автор: Феднева Ирина Владимировна | |||
11.07.2022 16:24 | |||
Использование средств пластилинографии в коррекционном развитии творческих способностей детей с ОНР дошкольного возраста Рисование имеет большое значение для коррекционного развития дошкольников с ОНР, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. Рисование пластилином - это пластилиновая живопись (пластилинография). В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Пластилинография - один из видов декоративно-прикладного искусства. В пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и коррекционное развитие творческих способностей и образно - пространственного восприятии окружающего мира детьми с ОНР дошкольного возраста.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь. Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно - образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка. В игровой форме дети с ОНР учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей с ОНР, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции. Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Наиболее эффективно развивать у детей с ОНР творческие способности можно при условии:
В развитии творческих способностей ведущая деятельность детей - художественная. Она состоит при условии овладения дошкольников с ОНР общими и самостоятельными способами художественной деятельности и направлена на получение конкретного продукта. Нельзя научить ребят чему- либо, только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая самим детям с ОНР каких - либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической коррекционной деятельности. На занятиях дети с ОНР изготовляют исходные формы, дорабатывают их, с соблюдением пропорций, соединяют части, подбирают новые цвета и оттенки из пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой», придумывают свои, новые способы лепки, осваивают законы композиции - размещение предметов на плоскости. Композиция в технике пластилинография выполняется в несколько этапов:
Основной формой обучения детей с ОНР рисованию пластилином является занятие. Коррекционные занятия проводятся в игровой форме. Для эмоционального настроя на занятиях используются музыкальные произведения. Значение коррекции многостороннее. Здесь осуществляется систематическое и планомерное формирование умений каждого ребенка. Все занятия направлены на коррекционное развитие у дошкольников творческих способностей. Каждое занятие - новый шаг в познании чего-то нового и оригинального для ребенка. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий. В процессе ее выполнения детям с ОНР необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок. Физкультминутки подбираются по теме занятий. Такие занятия способствуют не только овладению дошкольниками практическими навыками, но учат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогают проникнуться любовью даже к самому, маленькому, неказистому цветку. На занятиях используются музыкальные и поэтические образы, что способствует художественно-творческой активности детей с ОНР. Она начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто именно разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, становится главной отправной точкой в рождении художественного образа. Техника рисования пластилином проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Дети очень быстро усваивают новые приемы, быстро достигают хорошего качества работ и занимаются с удовольствием. Детям очень нравится смешивать цвета для получения нужного оттенка. Этот процесс особенно привлекает детей с ОНР, так как они очень любят экспериментировать. Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей с ОНР между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание уделяется обсуждению детских работ. Детям это нравится и позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит задумываться над тем, что у него не получилось. При рассматривании работ, выслушиваются все дети, которые желают высказаться по поводу своего творчества, пережитых впечатлений. Обязателен анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе. При этом оцениваются достижения ребенка с ОНР в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументируется оценка и придается ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок. Коррекционный процесс становления творчества ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребенка с ОНР была заинтересованность в продолжении занятий. В пластилиновой живописи дети получают знания, умения, навыки, знакомясь с миром предметов в процессе использования природного и бросового материала. Опыт работы свидетельствует также, что коллективная художественная деятельность формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству. Общие усилия, направленные на решение творческой способности, раскрывают индивидуальность детей с ОНР, формируют межличностные отношения. Коллективная форма творчества сближает дошкольников, у них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения. Рисование пластилином очень интересный, привлекательный для детей продуктивный вид деятельности и открывает большие возможности для выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Занятия пластилиновой живописью помогли развить мелкую моторику пальцев рук. У детей с ОНР выработались такие качества, как трудолюбие, усидчивость; научились самостоятельно принимать решения, свободно распоряжаться временем и пространством, научились помогать друг другу. Ребята стали увереннее в себе, инициативнее, общительнее с взрослым и со сверстниками, активизировался их художественный словарь. Занятия по нетрадиционной технике рисования пластилином показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе способности могут погаснуть. Самым важным является постоянная работа с детьми и введение в систему дошкольного образования различных форм по развитию способностей детей, не перегружая их. Систематическое внедрение нетрадиционных техник рисования в коррекционно- образовательный процесс, позволило развить художественно творческие способности детей, сформировать интерес и стремление к содержательному общению, связанному с творческой деятельностью, создать интерес к различным техникам, материалам и желание действовать и экспериментировать с ними. Изображение в оригинальной технике с помощью пластичных материалов позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Пластилинография даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно - пластичных образах, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики), развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное - способствует развитию творческой личности. «Пробудить, заложенное в каждом ребенке с ОНР творческое начало, научить трудиться... Сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни - к этому я стремлюсь в меру своих сил и способностей».
|