Использование пластилинографики в работе с дошкольниками как средство развития мелкой моторики. |
Поделки из пластилина | |||
Автор: К.Н. Ионова О.С. Зацарная | |||
08.06.2021 16:13 | |||
Использование пластилинографики в работе с дошкольниками как средство развития мелкой моторики.
МАДОУ «ДС№11» Анжеро-Судженского городского округа. Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, может приступать к приобретению навыков письма. Возможность освоения мира детям с плохо развитой мелкой моторикой оказываются обедненной. С течением времени уровень развития сложно-координированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.
Стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с января 2014 года, рекомендует учитывать индивидуальные особенности ребенка, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, поддерживать инициативу и самостоятельность детей, возможность выбора детьми материалов. В целевых ориентирах ФГОСДО обозначено, что ребенок уже в раннем возрасте должен уметь уверенно пользоваться такими предметами как ложка, расчёска, карандаш и стремиться проявлять самостоятельность. Пластилинография – это отличный способ весело и с пользой провести время, и кроме того – эффективное средство развития мелкой моторики руки. Такие известные учёные, как Е.И. Аркин, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь мелкой моторики с развитием мозга. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева и др. показали исключительную роль движений моторно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления, доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является моторная И.М. Сеченов в своих работах отмечал, что «ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя; можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое». Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях педагогов и психологов. Для того чтобы повысить уровень развития мелкой моторики дошкольников, нами была организована работа, в ходе которой детей знакомили с различными видами пластилинографии. Во время первого занятия дети проявляли заинтересованность и инициативу, но у них появлялись затруднения, так как это мало знакомая для них техника. В последующей работе подводили детей к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Формировали у детей прием «вливание одного цвета в другой». Развивали композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту. Развивали умение наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности, изображаемым объектам. Продолжали знакомить детей со средствами выразительности в художественно – творческой деятельности. После каждого занятия работы вывешивались на выставочном стенде. Каждый месяц организовывалась выставка детских работ, чтобы труд детей оценили работники ДОУ, родители и гости детского сада. Непосредственно в преддверии различных праздников дети изготавливали поделки, используя приемы пластилинографии. Большое внимание уделяем пластилинографии не только на занятиях художественно-эстетической направленности, но и во всех сферах деятельности дошкольников. В век технического прогресса и раннего освоения детьми телефонов, планшетов и компьютеров регрессируют другие стороны детского развития. И, в первую очередь, страдает речь. Уже установлена взаимосвязь между мелкой моторикой и речью, а также развитием психических процессов. Систематическая работа по развитию мелкой моторики необходима на протяжении всего дошкольного периода, так как к семи годам уже сформированы зоны головного мозга, отвечающие за её развитие. Ребёнок, идя в школу, должен быть подготовлен к новым нагрузкам, в частности к освоению навыков письма, а не учиться правильно держать ручку или карандаш. Несформированность основных умений может привести к нестабильной самооценке, неспособности выстраивать социальные связи, низкой успеваемости. Таким образом, можно сделать вывод: осваивая разные виды пластилинографии посредством различных игр и упражнений, систематических занятий наиболее успешно осуществляется развитие мелкой моторики дошкольников.
|