Дополнительная общеобразовательная программа сенсорного развития детей 3-4 лет «Пластилиновая радуга» |
Поделки из пластилина | |||
Автор: Дубровская Татьяна Владимировна | |||
19.03.2020 00:57 | |||
Дополнительная общеобразовательная программа сенсорного развития детей 3-4 лет «Пластилиновая радуга» Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1. 1. Пояснительная записка. Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновая радуга» — художественной направленности ориентирована на решение задач сенсорного развития посредством пластилинографии. Актуальность. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развитие навыков мелкой моторики особенно важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте является одним из наиболее актуальных направлений.
Художественно – творческая деятельность выполняет и терапевтическую функцию: снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом. Так же в данной программе большое значение уделено развитию цветовосприятия. Ведь знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности. При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотические цветовые и световые эффекты, так как психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего станут неврозы. При работе над цветовосприятием и цветоразличением надо учитывать, что в дошкольном возрасте лети, как правило, связывают цвет с конкретным предметом: зеленый — трава, елочка; желтый — солнышко, цыпленок; синий — море и т. п. Поэтому при работе по развитию цветовосприятия главное — использование естественных форм. Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), а именно:
Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновая радуга» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии, формировании общей культуры воспитанников ДОО. В процессе освоения программы воспитанники приобщаются к познанию окружающего мира, Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновая радуга», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов. Программа «Пластилиновая радуга» разработана с учетом следующих нормативных документов:
Отличительные особенности программы.
Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются:
Возрастные особенности дошкольников. Обычно с трёх лет у ребёнка совершенствуется навык движений, параллельно улучшается их координация тонкая и грубая моторика. Поэтому ребёнок 3-4 лет готов к успешной заинтересованности деятельности. Ребёнок должен легко действовать с предметными материалами, перевоплощая их. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. Они активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов. Техника – пластилинография, — доступна детям младшего дошкольного возраста и позволяет быстро достичь желаемого результат, внося определенную новизну в творчество детей, делая его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на один учебный год (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 36 часов. Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе. Режим занятий — 1 раз в неделю, периодичность — с сентября по май включительно; продолжительность – 15 минут 1. 2 Цели и задачи программы. Цель программы: Решение задач сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии. Задачи программы: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
1. 3 Содержаниепрограммы. Сюжетная основа занятий построена с использованием книги С. Могилевской «Семь разноцветных сказок». Каждому цвету будет уделено 4 занятия (1 месяц). На 1 занятии дети будут знакомиться с определенным цветом слушая соответствующую сказка и участвуя в ее обсуждении. А на последующих – выполнять практические задания с использованием приемов пластилинографии и с применением конкретного цвета. Сентябрь — «Красная сказка» Октябрь – «Оранжевая сказка» Ноябрь – «Белая сказка» Декабрь – «Голубая сказка» Январь – «Синяя сказка» Февраль – «Фиолетовая сказка» Март – «Желтая сказка» Апрель – «Зеленая сказка» Май – «Разноцветная сказка.
|