Конспект семинара-практикума для воспитателей дошкольной образовательной организации «Пластилиновые фантазии» |
Поделки из пластилина | |||
Автор: Подольская Ольга Алексеевна | |||
09.02.2019 16:01 | |||
Конспект семинара-практикума для воспитателей дошкольной образовательной организации «Пластилиновые фантазии» Цель семинара-практикума: ознакомление воспитателей детского сада с нетрадиционной техникой художественного творчества в практической деятельности. Ход проведения семинара-практикума: Старший воспитатель: «Точно не скажешь, но давненько когда-то, еще в староглинянные времена, в одной пластилиновой местности…». Просмотр мультипликационного фильма «Пластилиновая ворона». - Как вы думаете, о чем я предлагаю вас сегодня поговорить? Ответы педагогов. Старший воспитатель: Сегодня наша встреча посвящен одной из нетрадиционных техник изобразительного искусства – пластилинографии. Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.
Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама аппликация долго сохраняет форму. Для пластилиновой аппликации используется разноцветный пластилин, картон (цветной или белый), кроме того, аппликацию можно выполнять на стеклянной поверхности, затем накрыв ее таким же куском стекла и вставив в рамку. Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью копировальной бумаги. Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Для работы потребуется лист картона, выбранный сюжет и цветной пластилин. Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона или маркером на стекло, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав стеком краям нужную форму. Воспитатель представляет технику работы "аппликация на стекле". Кусок стекла предварительно нужно тщательно вымыть с мылом или моющим средством для стекла, обсушить салфеткой. Края стекла лучше всего заклеить скотчем или изолентой, чтобы не пораниться во время работы. Перенесите рисунок на стекло при помощи маркера, заполните элементы рисунка пластилином, для чего подбирают нужный по размерам кусочек пластилина и хорошо разминают его в руках и размазывают по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. После того как аппликация закончена, нужно снять скотч с краев и наложить на пластилиновую поверхность фон из цветной бумаги, а сверху плотно – еще одно стекло такого же размера, затем плотный картон. По контуру полученную работу обклейте полосками из цветной бумаги, чтобы получилась аккуратная рамка. Аппликацию также можно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае на основе будут оставаться жирные пятна от пластилина. Старший воспитатель: все чаще пластилинография используется воспитателями как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. И сейчас, воспитатель, имеющий практический опыт по данной технологии расскажет, как организовать занятия пластилинографией с дошкольниками. Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных. Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать. Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки:
Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Например, для изготовления стеблей, травинок или паутинок подойдет одноразовый медицинский шприц без иглы. Раскатайте кусок пластилина по диаметру входящего отверстия шприца и проталкиваем его внутрь. Отрежьте стеком лишнее, закройте поршнем входное отверстие и нагрейте содержимое шприца под струей горячей воды. Подогретый пластилин выдавливается на рабочую доску длинными "нитями", которые придают композиции грациозную утонченность. Дополнительные природные материалы, пластмассовые детали, бижутерия и т. п. используются для создания определенных эффектов. Применяя такие приспособления, как колпачки от фломастера, ручки, зубочистки, колечки, штампики, стержни, стеки, расческа, металлическое ситечко, чесноковыжималка, можно добиться рельефности пластилиновых деталей. Лепка из пластилина для детей не только веселое и увлекательное, но и очень полезное занятие. Значение лепки в развитии ребенка трудно переоценить. Ведь в каждой поделке помимо поднятия настроения и получения радости от совместной деятельности и общения – лепка из пластилина может дать гораздо больше, чем мы думаем. Вот лишь некоторые ее плюсы:
Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:
В технике пластилинография можно изображать: цветы, растения, плоды, насекомых, рыб, животных. Создавать шедевры во всех жанрах живописи и народно – прикладного искусства. При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки. Технологию пластилиновой картины лучше всего начать осваивать с простых изображений небольшого размера. В процессе выполнения картины в пластилиновой технике у каждого вырабатываются свой стиль и манера, появляется уверенность в работе с материалом, собственные рецепты получения тонов и оттенков, а также маленькие хитрости и секреты. Выполнив несколько простых и небольших картин. Можно будет приступать к более сложному произведению. Но в начале, как и в любой деятельности я познакомлю Вас с техникой безопасности при работе с пластилином и особенностями используемого материала. Эти правила одинаковы и для взрослого, и для ребенка. И так: Пластилин — мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму, но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать рекомендациям:
Вы уже достаточно познакомились с техникой пластилинографии. Пора попробовать и самим что-нибудь "нарисовать". Итак, для создания пластилиновой картины Вам понадобиться:
Заканчивая наш семинар-практикум, хочется сделать следующий вывод: детское творчество в технике пластилинография позволит решить не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, будет способствовать всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети смогут научиться выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Я предлагаю Вашему вниманию работы наших воспитанников, выполненные в технике пластилинографии. Показ презентации детских работ. В ходе создания лепных картин у детей будет развиваться мелкая моторика, координация движения рук, глазомер. Данная техника еще хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность детей, делает её более увлекательной и интересной. Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов. Спасибо за внимание!
|