Консультация для родителей ясельных групп. Тема: «Первые шаги. Особенности лепки» |
Поделки из пластилина | |||
Автор: Серебренникова Светлана Сергеевна | |||
07.08.2015 20:26 | |||
Консультация для родителей ясельных групп. Тема: «Первые шаги. Особенности лепки» МДОУ детский сад комбинированного вида №57 города Ангарска Составила руководитель по ИЗО-деятельности Серебренникова Светлана Сергеевна 1 квалификационная категория Почему все дети любят лепить? Зачем современному ребенку лепка? На одни вопросы нет общего ответа потому, что каждый ребенок воспринимает мир и лепит его по-своему. Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий! Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли. Вспомните пластилиновые мультфильмы!
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: Повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; Синхронизируют работу обеих рук; Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Знакомство. Пусть ребенок самостоятельно познакомится с материалом и его свойствами. Дайте ему пластилин или глину. Ничего не показывайте и не навязываете, пусть все делает сам, движимый естественным любопытством. Можно обогатить опыт ребенка, если расширить границы этого открытия. Дайте ребенку возможность действовать с различными материалами. Он убедится, что некоторые из них – тесто, снег, влажный песок – обладают похожими свойствами, как глина или пластилин. Их можно легко изменить по своему желанию, придав любую форму. Экспериментирование. Ребенок осваивает пластичные материалы и делает новые «открытия». Теперь он исследует не только свойства, но и сферу своего воздействия на материал. Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек пластилина или глины, который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого его нужно смять, или расплющить, или скатать, или вытянуть, или сделать что-нибудь еще. Можно прижать к другому кусочку, и он не упадет, будет держаться, он легко размазывается на бумаге или на дощечке. На нем можно что-нибудь нацарапать или нарисовать, а потом загладить, и процарапанный рисунок исчезнет. Переход к изображению. Отпечатки на снегу и песке дают возможность ребенку первое наглядное представление о том, что некоторые вещества и материалы могут сохранить образ как определенную информацию. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник ( «Кто оставил след?») «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в пластилин плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой брусок пластилина? Отпечатки разных предметов – пуговиц, монет, колпачков, карандашей, крышек – вызывают желание угадывать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что это похоже?», «Чем еще можно оставлять такой «след»?» Основные формы лепки. «Колбаска» или валик – первая форма, которую ребенок может освоить самостоятельно уже в 1 – 1,5 года. В дальнейшем малыш совершенствует свое умение – раскатывает длинные и короткие, толстые и тоненькие, одноцветные и многоцветные валики. И, конечно, лепит не просто так, а потому, что это карандаши, палочки, конфеты, заборчик, деревья и многое другое. К 2,5 – 3 годам ребенок начинает более внимательно относится к форме и старается точнее ее передать. Он видоизменяет цилиндр всеми доступными ему способами и превращает его то в бублик, то в улитку, то в пирамидку. Как получить цилиндрическую форму: Раскатать кусочек пластилина в ладонях продольными движениями туда — обратно; Раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики; Как преобразовать форму цилиндра: Свернуть в кольцо (бублик, баранка, кольца для пирамидки, колесики, обруч); Скрутить в спираль (клубочки, улитка, змея, цветок); Сплющить в ленту (листок, шарфик); Раскатать в конус (морковка, колпачок); Свить или сплести 2-3 «колбаски» (коса, растение, колонна); Как получить шарообразную форму: Скатать кусочек пластилина круговыми движениями; Скатать кусочек пластилина кончиками пальцев; при таком способе получается очень маленькие шарики ( «глазки», «носик» и т.д.); Как преобразовать форму шара: Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать овоид или эллипс (дыня, воздушный шарик); Оттянуть с одной стороны (груша, матрешка); Скатать и по необходимости согнуть (банан, огурец); Сплющить между ладонями в диск (колесо, лепешка); Раскатать в конус (мороженое, пирамида); Сплющить с одной стороны в полусферу (пряники, жуки); Сделать углубление пальцами или карандашом (шляпка гриба, чашка, ваза); Уважаемые родители – экспериментируйте, лепите со своими детьми! Получайте огромное удовольствие от процесса и результата лепки! Творческих успехов вам и вашим детям! Источник: Лыкова И.А. «Лепим с мамой»
|