Психолого педагогические условия использования квиллинга для развития эстетического вкуса старших дошкольников |
Поделки из бумаги | |||
Автор: Порошина Антонина Ивановна | |||
02.03.2022 06:12 | |||
Психолого педагогические условия использования квиллинга для развития эстетического вкуса старших дошкольников Научно-исследовательская статья Порошина Антонина Ивановна Студент НТГСПИ (ф) ФГЛОУ ВО РГППУ Научный руководитель: Зубарева Елена Сергеевна к.п. н., доцент кафедры ППО НТГСПИ (ф) ФГЛОУ ВО РГППУ Аннотация. В статье рассматривается проблема развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста. Представлен анализ научных работ по особенностям развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста. Автор раскрывает психолого-педагогические условия развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: старший дошкольный возраст, эстетический вкус, развитие эстетического вкуса, психолого-педагогические условия, квиллинг. Research article PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE USE OF QUILLING FOR THE DEVELOPMENT OF AESTHETIC TASTE IN OLDER PRESCHOOLERS
Poroshina Antonina Ivanovna Student NTGSPI (f) FGAOU IN RGPPU Scientific supervisor: Zubareva Elena Sergeevna PhD, Associate Professor of the Department of PPO NTGSPI (f) FGAOU IN RGPPU Annotation. The article deals with the problem of the development of aesthetic taste in older preschool children. The analysis of scientific papers on the peculiarities of the development of aesthetic taste in older preschool children is presented. The author reveals the psychological and pedagogical conditions for the development of aesthetic taste in older preschool children. Keywords: senior preschool age, aesthetic taste, development of aesthetic taste, psychological and pedagogical conditions, quilling. Актуальность темы исследования определяется изменением парадигмы современной образовательной системы, где главной целью становится формирование всесторонне развитой, духовно богатой личности. Данные положения отражены в документах, которые ориентированы на создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка: законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», целью образовательного процесса является развитие индивидуальных качеств обучающихся, формирование эстетических и этических ценностей подрастающего поколения [7]. Так как за эстетическим воспитанием стоит не только формирование эстетических качеств обучающихся, но и индивидуальных качеств в целом, эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе образовательного процесса. В пункте 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования область художественно-эстетического развития предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, что подразумевается возможным в процессе ознакомления с поэзией. Соответственно перед педагогом встаёт проблема определения педагогических условий формирования составляющих эстетическое развитие дошкольника [6]. А. К. Дремов определяет эстетический вкус как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений» [2, с. 32]. По мнению А. Н. Малыгиной, эстетический вкус представляет собой «невосприимчивость к художественным суррогатам» и «жажду общения с подлинным искусством» [3, с. 996]. Более точно об эстетическом вкусе высказался Д. И. Белов: «Эстетический вкус — это способность непосредственно, по впечатлению без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства». [1]. Анализируя все точки зрения относительно понятия «эстетический вкус» создаётся противоречие: с одной стороны вкус — это индивидуальная характеристика личности, индивидуальные предпочтения и приоритет относительно личных ценностей, а, с другой точки зрения, эстетический вкус подчиняется определенным нормам, должен содержать весь культурный опыт человечества, чтобы сделать правильный выбор в пользу признанных ценностей, исключая ложные нормы и стандарты. Здесь следует дать важное уточнение, что эстетический вкус — это характеристика человека, относящаяся к социальной сфере. Вне общества и социума у человека невозможно воспитать эстетический вкус, также вкус невозможно развивать в отрыве от процесса воспитания и образования [2]. В рамках дошкольной образовательной организации эстетический вкус детей развивается посредством игры, рисования, лепки, конструирования. Значительный потенциал для развития эстетического вкуса у старших дошкольников имеет квиллинг. В его основе лежит художественное конструирование из такого пластичного и доступного материала, как бумага. Квиллинг вызывает интерес и положительные эмоции у детей, способствующие развитию у них способности к образному восприятию и отражению в собственном творчестве явлений окружающего мира. На занятиях квиллингом у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. С. В. Погодина акцентировала внимание на необходимости обучения детей квиллингу, и ознакомлении их с традициями национального искусства как важной составляющей развития эстетического вкуса. В частности автор отмечает, что «привлечение дошкольников к занятиям по квиллингу будет способствовать воспитанию в них чувства прекрасного, любви к родному краю, природе, формированию эстетического вкуса, развитию способности к восприятию выразительности внешней формы объекта» [5, с. 148]. Квиллинг необходим для развития у детей способности к восприятию выразительности внешней формы объекта. Т. В. Масленникова отмечала, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.» [4, с. 297]. В детском саду квиллинг используется в качестве средства формирования эмоционального отношения ребенка к изобразительной деятельности. На занятиях по квиллингу для развития способности к восприятию выразительности внешней формы объекта используются следующие игровые методы и приемы: — обыгрывание готового изображения: — обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения; — обыгрывание изобразительного материала; — обыгрывание инструментов; — обыгрывание основы для будущей коллективной композиции, панно, панорамы, макета и т. д.: — игровые приемы с элементами ролевого поведения; — использование дидактических и развивающих игр на развитие эстетического вкуса старших дошкольников [3]. На занятиях по квиллингу могут также использоваться игровые упражнения, содержание которых направлено на развитие способности к восприятию выразительности внешней формы объекта у детей старшего дошкольного возраста. Например. «Чудесные превращения», «Как это выглядит», «Загадки и отгадки», «Морские камни» и т. д. И. В. Штанько выделяет несколько этапов проведения занятий по квиллингу для формирования эмоционального отношения ребенка к изобразительной деятельности:
4)рефлексия. 1- й этап. Разъяснение воспитателем данной цели задачи.
Развивать умение детей высказываться по поводу художественного замысла. Следует задать вопросы о том, кто и что будет делать (желательно спросить об этом каждого ребенка). Обучить дошкольников уважать своего товарища не перебивать, дослушав полностью и до конца. Вместе с дошкольниками составить план действий по осуществлению их художественных замыслов. Продемонстрировать при необходимости технику выполнения и продолжать совершенствовать изобразительные умения старших дошкольников. 3- й этап. Изображение. Наблюдать за особенностью выполнения задания. При необходимости нужно задать детям вопросы, касающиеся последовательности и особенности выполняемой работы. 4- й этап. Рефлексия.
Используя квиллинг, можно создавать интереснейшие работы и разнообразные композиции. На занятиях по квиллингу старшие дошкольники соединяют знания традиционных технических приемов изготовления изделий с художественной фантазии, применяя свой эстетический опыт, и создают на этой основе достойные декоративные работы [2]. Таким образом, среди психолого-педагогических условий развития эстетического вкуса у старших дошкольников можно выделить: проведение на занятиях по квиллингу работы с детьми, которая способствует развитию способности к восприятию выразительности внешней формы объекта и формированию эмоционального отношения ребенка к изобразительной деятельности на занятиях по квиллингу. Список литературы:
|