ГБОУ ДПО НИРО Кафедра теории и методики дошкольного образования Выполнила: Т.А. Грибкова старший воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 21 «Росинка» Выксунского района Нижегородской области Введение В настоящее время к старшим воспитателям ДОУ, отвечающим за организацию и контроль педагогического процесса, предъявляются особенно высокие требования. И это касается не только уровня их профессиональной компетенции, но и личностных качеств. [4, 34]. От того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми дошкольного возраста, будет зависеть качество работы всего коллектива. Работать с людьми – это обязательное умение понимать и оценивать возможности каждого сотрудника. Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов планированию педагогической деятельности.
Скачать полный конспект
Для успешного включения подрастающего поколения в жизнь нашего общества необходимо целенаправленно воспитывать, обучать его, формировать необходимые качества и свойства личности каждого ребенка с самого раннего возраста. Роль воспитателя, зависимость от его качества работы, от уровня сформированности его профессиональных умений очень велика. Педагогический процесс всегда растянут на длительное время, требует множества связанных в единую систему педагогических воздействий. Это диктует необходимость его планирования. От того, как педагог построит свою модель будущего педагогического воздействия (план работы), во многом зависит его успех. Планирование - это целесообразная организация педагогического процесса, которая позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного функционирования и облегчить контроль. Оно должно отвечать целому ряду принципиальных требований. [13, 7] В первую очередь, это - единство долгосрочного и краткосрочного планирования, осуществление принципа сочетания воспитательных и общеобразовательных целей, обеспечение комплексного характера планирования, сочетание стабильности и гибкости. Планирование воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ будет эффективным, если соблюсти три главных условия: • объективная оценка уровня знаний воспитанников группы в момент планирования; • четкое представление тех результатов, уровня работы, которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты; • выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат. Ввиду вышесказанного, темой моей работы была выбрана «Система обучения воспитателей планированию воспитательно – образовательной работы с детьми». В нашем детском саду проблема планирования воспитательно-образовательной деятельности с учетом ФГТ в настоящее время является актуальной и в то же время одной из самых сложных задач, стоящих перед педагогами ДОУ. Моей задачей, как начинающего старшего воспитателя является обучение педагогов планированию работы с детьми. Высокий уровень планирования позволит сделать учебно-воспитательный процесс более экономичным и эффективным. 1. Планирование как один из этапов методической работы в ДОУ. Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки учебно-воспитательного процесса. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами деятельности педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В тоже время, методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями науки. Однако, на сегодня существует проблема низкой эффективности управленческих действий по повышению профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений. И объясняется это бессистемностью методических мероприятий, отсутствием обоснованного планирования, ограниченностью используемых форм, нет учёта конкретных интересов и потребностей воспитателя. Выстроить систему методической работы как показывают исследования К.Ю.Белой, Л.В.Поздняк, И.А.Паршуковой можно только на основе анализа результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплочённости педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей, запросов воспитателей. Для старшего воспитателя всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта планирования и организации методической работы. При этом учитывается разносторонний характер её содержания и разнообразия форм подготовки кадров. [1, 46] В связи с появлением новых видов детских садов деятельность старшего воспитателя становится специфичной. Специфика нашего детского сада заключается в наличии особой группы воспитанников (детей с нарушением речи). Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, невыразительная, иногда безграмотная речь, звучащая с телеэкранов, агрессивно-примитивная манера общения – всё это создаёт предпосылки, а возможно, и угрозу языковой катастрофы. Поэтому формирование и развитие правильной, выразительной речи ребёнка становится всё более актуальной проблемой перед ДОУ и семьёй. И, следовательно, столь высока ответственность и важность работы педагогов, занимающихся формированием и развитием речи детей. Итак, планирование – это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата. Особенностью планированию как функции управления является то, что оно не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Основой для планирования служат результаты педагогического анализа, результаты планирования оказывают прямое влияние на функции организации и контроля. Важность функции планирования в управленческой деятельности отмечалась исследователями и основателями школы научного управления (Ф. Тейлером, Г. Ганнтом, Ф. Гилбертом), которые уделяли большое внимание планированию, указывали на его ключевое значении в управлении. Именно представителем данной школы Г. Ганнтом было введено понятие «календарное понятие». [10, 67] Необходимость и важность планирования как стадии единой системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении подчеркивает К.Ю. Белая, выделяя среди функциональных обязанностей заведующей и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения их деятельность при планировании воспитательно - образовательной работы и методической работы в дошкольном учреждении. Ряд современных авторов, работы которых посвящены управлению дошкольным образованием (С.А. Езопова, Л.В., Поздняк, Н.Н. Лященко, Л.М. Денякина и др.), определяют следующие задачи планирования как функции управления в дошкольном образовательном учреждении: 1. Обозначение направлений деятельности ДОУ на основе изучения потенциала учреждения и окружающего социума. 1. Определение желаемых результатов работы дошкольного учреждения, на достижение которых направлена планируемая деятельность. 2. Выделение средств дошкольного учреждения, обеспечивающих достижение поставленных целей. Эффективная работа по совершенствованию планирования дает возможность совершенствовать весь педагогический процесс, а значит, и управлять им. Проблему управления педагогическим процессом изучали такие российские ученые, как В.А. Караковский, С.Э. Каркина, Т.С. Комарова, Ю.А. Конаржевский, В.С. Татьяничева, М.И. Кондаков, М.М. Поташник, А.М. Моисеев и др. [7, 83] Для того чтобы глубже понять механизмы управления качеством воспитательно-образовательной работы с детьми, необходимо выделить психолого-педагогические основы самой деятельности педагогического планирования и пути ее формирования. На основе исследований Н.М. Божко, К.К. Платовнова структуру деятельности можно представить следующим образом: субъект, объект, цель, мотив, средства, способ, процесс, результат. [2, 25] Рассмотрим, как характеризуется каждый структурный элемент деятельности применительно к планированию. Субъект деятельности - планируемый педагогический процесс. Цель характеризуется психологами как «психическое явление, отражающее объективно существующие взаимосвязи результата и самой деятельности». Под мотивом понимаются психологические условия, которые определяют целенаправленный характер действий человека». Причина действия человека по постановке им определенной цели. Анализ деятельности планирования воспитателей позволил выделить ее мотивы. Выделено две основные группы мотивов у воспитателей. Первая группа мотивирует планирование необходимостью писать план, так как его «спрашивает начальство». Такой мотив не стимулирует повышения качества планирования, приводит к формальному осуществлению своей деятельности. Вторая группа воспитателей – планирует свою работу, чтобы повысить ее качество. Планирование как деятельность имеет так же и средства осуществления. Это наличие 1).материальных средств, необходимых для осуществления планирования: тетрадь или специальные бланки, ручка; 2)интеллектуальных средств – знание педагогики, психологии ребенка, методик и т.д. Среди способов планирования можно выделить два основных: в виде схем, графиков и текстов. Процесс планирования состоит из множества отдельных действий. Проанализировав действия планирования, выделенные различными авторами, можно определить ряд основных действий педагогического планирования, т. е. определить технологию. Она включает в себя следующие основные действия: • целеобразование; • подбор тематики воспитательно-образовательного воздействия; • подбор методов и приемов работы для решения поставленных целей и задач; • оперативная и адекватная оценка уровней усвоения выдвинутых педагогами целей и задач. Необходимо отметить, что данные действия универсальны для любой педагогической деятельности и пренебрежение хотя бы одним из них или замена их последовательности ведет к снижению качества педагогического воздействия. Кроме того, психология выделяет еще одну структурную единицу деятельности – результат. Причем, в зависимости от мотивировки, сам результат деятельности оценивается педагогами по-разному. При первом варианте выделенной мотивировки уже наличие плана оценивается как положительный результат. При втором варианте – оценка результатов деятельности происходит значительно позднее – после реализации плана. Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении - одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы - отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее - ФГТ), внесло в действующую структуру планирования значительные изменения. [9,1] Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной форме. Однако существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании: • объективная оценка уровня своей работы в момент планирования; • выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ; • чёткое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода; • выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат. План воспитательно-образовательной работы с детьми - документ, по которому работают два сменных воспитателя. План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Он должен отвечать определенным требованиям: • основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка; • комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; • принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы; • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; • планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики. При планировании и организации педагогического процесса не забывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.[9,4] В ходе реализации плана программные образовательные задачи решаются в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым, самостоятельной деятельности детей как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Поэтому так важно составлять гибкий режим для каждой возрастной группы на теплый и холодный периоды времени года и, как возможный вариант, на отдельные тематические дни. Возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. Происходит переосмысление роли педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером. При планировании воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ педагогам необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. [11, 89] Цели и задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей. Причем все предлагаемые ребенку задания должны носить практико-ориентированный характер и быть жизненно обусловленными. Программные темы должны формировать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у детей соответствующей мотивации в образовательном процессе. Основным элементом образовательной деятельности традиционно являлось занятие. С введением новых подходов к организации образовательного процесса меняется и роль занятия. Занятия (НОД) в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей. Важно отметить, что в условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может быть единого для всех ДОУ плана воспитательно-образовательной работы. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом ФГТ, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей, педагоги могут самостоятельно выбирать форму написания плана своей работы с воспитанниками. [3, 6] Таким образом, соблюдения ФГТ позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования, обеспечить преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования. Анализ педагогической литературы и существующей практики планирования в ДОУ показывает, что данная проблема по–прежнему является сложной и недостаточно проработанной на научном и методическом уровне. [13, 98] Как правило, руководители ДОУ самостоятельно, путем проб и ошибок ищут пути оптимального планирования. На это часто уходят годы. Время и силы тратятся на изучение литературы, на ознакомление с чужим опытом, на собственные раздумья и непосредственно на составление неформального реального плана. До сих пор не разработана четкая классификация планов ДОУ, предлагается множество вариантов составления планов, суть которых, как правило, сводится к переписыванию содержания из годового в месячный, из месячного в ежедневный, имеющиеся рекомендации чаще ориентируют на отдельные качественные характеристики, чем на целостный процесс и технологию планирования, а иногда еще больше запутывают и дезориентируют специалистов дошкольного образования. Можно выделить следующие трудности в планировании: отсутствие четкой и одновременно простой концепции (модели) планирования, слабая реализация главных принципов воспитания и обучения (систематичности, последовательности и др.), отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности (игра - труд – обучение), перегруженность (недогруженность) планов, несбалансированное распределение обязанностей между исполнителями, неравномерное планирование сроков мероприятий. [10, 48] Попробуем разобраться, какие планы сегодня существуют, как бороться с недостатками в осуществлении планирования, и какой все-таки план нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению? Для успешной деятельности ДОУ нуждается в плане, который обладает следующими характеристиками: • единством (цели каждой подструктуры ДОУ прочно связаны) • непосредственностью (опора как на краткосрочное, так и на долгосрочное предвидение) • гибкостью (возможность адаптироваться в случае изменения условий) • прогностичностью (возможность прогнозировать конечный и промежуточный результаты). Существуют разные виды планирования в ДОУ, которые условно можно разделить на несколько групп: 1.Планирование работы всего детского сада (годовое планирование) – осуществляет заведующий и старший воспитатель, его обсуждают и принимают в августе на педсовете. 2. Тематическое планирование (по отдельным видам деятельности) – составляют авторы парциальных программ или старшие воспитатели ДОУ совместно с заведующим. 3. Индивидуальное планирование специалистами (старшим воспитателем, музыкальным руководителем, логопедом и т.д.) 4. Планирование работы в конкретной возрастной группе - составляют воспитатели группы под руководством старшего воспитателя. Как правило, последовательность составления планов – сверху вниз. Сначала составляется план работы на год, затем тематическое планирование, затем на основе первых двух – планирование специалистами и воспитателями. Планы могут быть как перспективными (составляются на длительный период – год, квартал, месяц) так и календарными (на короткий срок – неделю, день). Соответственно порядок составления в этом случае от перспективного - к календарному.[2, 36] Планирование любого вида осуществляется в несколько этапов: 1. Изучение (диагностика) и анализ предмета планирования (составления работы всего детского сада, уровня сформированности у детей знаний, умений, особенностей развития детей в группе и т.д.) 2. Формулирование целей и задач предполагаемой деятельности. 3. Определение путей и средств решения поставленных целей и задач (сбор и анализ предложений к проекту плана у всех заинтересованных подструктур) 4. Составление («сборка») всех частей плана в единое целое. 5. Принятие, утверждение плана. 6. Реализация, контроль его выполнения. Таким образом, планирование – это изучение будущего и набросок плана действия, центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.
|