Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Цикл систематической работы по валеологии, перспективное планирование для детей среднего дошкольного возраста, методический и иллюстративный материал
Конспекты планов в детском саду
Автор: Зоя Филиппова   
26.04.2014 01:57

Цикл систематической работы по валеологии,  перспективное планирование для детей среднего дошкольного возраста, методический и иллюстративный материалМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <Детский сад ? 61> Городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан
< Из чего же, из чего же, из чего же: Сделаны наши детишки?...>
Автор - составитель: Филиппова Зоя Васильевна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 61" городского округа, город Стерлитамак Республики Башкортостан.

В предлагаемой методической разработке  представлен цикл систематической работы по валеологии,  перспективное планирование для детей среднего дошкольного возраста, методический и иллюстративный материал, который может быть использован как в совместной деятельности детей и взрослого ,  так и при организации непосредственно - образовательной деятельности.

Скачать полный конспект

Данная разработка  поможет сформировать представления детей о строении человеческого организма, воспитать бережное отношение к своему здоровью, развивать стойкие культурно - гигиенических навыки,   соблюдать режим дня.
Надеюсь, что предложенная мною методическая разработка поможет педагогам  и родителям в воспитании здорового ребёнка.

 

Здоровье - показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека как сложного целостного существа. Такие резервы формируются в результате воспитания. Поэтому основной причиной всеобщего нездоровья при всей значимости других факторов (социальных, материальных, экологических, генетических и пр.) являются изъяны в системе воспитания детей в семье и ДОУ.
Современная педагогическая наука призывает дошкольные образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главную роль играют здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых воспитание валеологической культуры и
валеологической компетентности дошкольников, позволяющих самостоятельно и эффективно решать задачи здорового
образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.  
Система работы не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования валеологической культуры дошкольников. Главное - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность,  был готов самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, ценил своё здоровье и здоровье окружающих, приобщился к занятиям любимым видом спорта.
Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное - научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни.
Также очевидно, что становление валеологической культуры обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим процессом взаимодействия взрослого и ребенка.
Актуальная тема для разговора во все времена - это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство - движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную     долгую     жизнь.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. 
Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.
Здоровьесберегающие образовательные технологии- системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.
Цель     здоровьесберегающей     технологии:
обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то
4
есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Задачи  здоровьесберегающей     технологии:
1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы,  в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
3. осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительно   работы.

Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы:
    Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
o    динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную,     пальчиковую,  артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.
o    подвижные и спортивные игры
o    контрастная дорожка, тренажеры
    Технологии обучения здоровому образу жизни.
утренняя гимнастика
физкультурные занятия
бассейн
точечный массаж
спортивные развлечения, праздники
День здоровья
СМИ (ситуативные малые игры - ролевая подражательная имитационная игра)
5
    Технологии музыкального воздействия.
?    музыкотерапия
?    сказкотерапия
?    библиотерапия
Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
Для осуществления обогащенного физического развития и оздоравливания детей в детском саду используются нетрадиционные приемы работы. В каждой группе должны быть оборудованы <Уголки здоровья>. Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов:
1. <Сухой аквариум>, который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса
2. Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног
3. Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки)
4. Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого используем различные массажеры, в том числе и самодельные.
5. Для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики их веревки с узелками.
6. Ходьба по дорожкам из металлических пробок босиком.
7. Ежедневно после сна проводить оздоровительную гимнастику босиком под музыку.
В структуру оздоровительных режимов каждой группы, должны быть вплетены спектры медико-
восстановительных      приемов, способов:
- мимические разминки
-   гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения)
-   пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление,     кровообращение, воображение, быстроту реакции)
- дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки)
-     точечный     массаж
- игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.                      Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Поставленные цели успешно реализуются на практике:
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры.
- Гимнастика пальчиковая
- Гимнастика для глаз.
- Гимнастика дыхательная
- Гимнастика бодрящая.
- Гимнастика корригирующая и ортопедическая.
- Физкультурные занятия
- Проблемно-игровые ситуации. 
- Коммуникативные игры по курсу <Познаю себя> М. В. Карепановой и Е .В. Харламповой.
- Занятия из серии <Здоровье> по ОБЖ для детей и родителей в качестве познавательного    развития.
- Самомассаж
- Психогимнастика.
-Технология     воздействия     через     сказки.
- Технологии музыкального воздействия.

Дополнительно можно  использовать методы закаливания:   
- полоскание горла и полости рта растворами трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т.д.), обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, или раствором морской соли проводится ежедневно после обеда в течение 2 недель поочередно.
-умывание холодной водой после дневного сна.
- босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна.
-Здоровый образ жизни включает в себя адекватную физическую активность, рациональное питание, личную гигиену, здоровый психологический климат в семье, в школе, в детском саду отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью.

Для создания педагогических  условий здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культуротворчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениям,       ипособиями
Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня - это полноценный трудовой потенциал                   нашей страны в ближайшем будущем.
Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье - это бесценный дар.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год