Октябрь 1. Проведение диагностики по «Методике изучения личностного поведения ребёнка» (по Т.В. Сенько) Цель: оценка личностного поведения детей в различных видах деятельности совместно со сверстниками и выявление причин, влияющих на их поведение при взаимодействии со сверстниками и взрослыми. 2. Психогимнастика « Жадный пёс», «Злюка», Гроза», «Лисенок боится». Литература: План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада / Сост. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З.А. Михайловой.; Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «Детство – ПРЕСС», 2002.
Ноябрь 1. Психогимнастика «Смелый заяц», «Цветок», «Ласка», «Вкусные конфеты», «Король Боровик не в духе». 2. Упражнения «Придумывание историй», «Волшебный мешочек». Литература: Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007.; Крейри Элизабет. Я злюсь: Для дошкольников и младшего школьного возраста. – Спб.: НО и Комплект, 1995.
Декабрь 1. Психогимнастика «Удивление», «Золотые капельки», «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Кузнечик». 2. Игры: «Свечка», «Ветер дует на …», «Кого не хватает». Литература: Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996., Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
Январь 1. Занятие 1. Знакомство. Цель: раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. 2. Наше настроенгие. Цель: познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения. 3. Хорошо ли быть злым? Цель: продолжать знакомство с понятиями «добро» и «зло»; закрепить умение определять эмоциональное состояние близких, побуждать к оказанию помощи. 4. Учимся справляться с гневом. Цель: продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния. Литература: Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. Февраль 1. Что делать, если ты злишься? Цель: продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения. Учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций). 2. Настроение Бабы-Яги. Цель: продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний (весёлый-грустный). 3. Поговорим о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют эмоциональному понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; учить предавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, жестов. 4. Ссора. Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность; знакомство детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций. Литература: Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
Март 1. Как справиться с упрямством? Цель: учить детей анализировать своё эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения. 2. Чувства одинокого человека. Цель: учить анализировать своё эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания; закреплять знания правил доброжелательного поведения. 3. Знакомство с понятием «физическая и эмоциональная боль». Цель: познакомить детей с понятием «физическая и эмоцилональная боль», научиться различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли. 4. Учимся понимать чувства других людей. Цель: закрепить понятия «физическая и эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь в утешении. 5. Проведение диагностики по «Методике изучения личностного поведения ребёнка» (по Т.В. Сенько) Цель: оценка личностного поведения детей в различных видах деятельности совместно со сверстниками и выявление причин, влияющих на их поведение при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Литература: Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «Детство – ПРЕСС», 2002.
Апрель 1. Учися доброжелательности. Цель: развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; учить правильно выражать своё эмоциональное состояние в поведении; развивать положительную самооценку. 2. Животные – наши друзья. Цель: развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремление поддержать других; формировать доброжелательное отношение к животным; желание обрести в животном друга. 3. Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации. Цель: учить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки. 4. Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях. Цель: учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способом управления конфликтом; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений. Литература: Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
Май 1. Добрые и злые поступки. Цель: продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях; знакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения. 2. Знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослых. Цель: закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; развивать эмоциональную произвольность, эмпатию; формировать осознанное отношение к социальным нормам. 3. Дружба – неприязнь. Цель: учить детей дифференцировать ощущуния дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека; закреплять знания правил доброжелательного поведения. 4. Наши мечты. Цель: продолжать закреплять знания о поведении в конфликтных ситуациях; учить сознательно управлять своими эмоциями (обидами), формировать дружелюбное отношение к окружающим. Литература: Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
Управление образования г. Усинска МДОУ № 22 Одношивкина О.А. Цель: формирование доброжелательного поведения у детей старшего дошкольного возраста, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.
|