Этап занятия
|
Задачи
|
Деятельность логопеда
|
Деятельность воспитанников
|
Ожидаемые результаты
|
Мотивационно-организационный
|
Заинтересо-вать детей, привлечь их внимание
|
Речевая ситуация
|
Дети сидят на ковре в кругу. Дети обращают внимание на звуки птиц
|
Слышны звуки и голоса птиц (Приложение 2 – звуки птиц). Логопед спрашивает, что это могло быть? Какие птицы? Где живут птицы? Кто такие - зимующие птицы? Перелётные?
Затем педагог предлагает детям подойти к доске, рассмотреть рисунки (Приложение 1). Сообщается тема занятия
|
Дети прислушиваются, отвечают на вопросы логопеда, подходят к доске
|
Деятель-ностный
|
Обогащать словарь по теме «Перелётные птицы», развивать умение описывать
|
Игровая ситуация
|
Дети отвечают на вопросы, описывают птиц
|
Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки по теме «Перелётные птицы» на доске; назвать эти картинки, описать птиц
|
Дети стоят около доски, открывают картинки и рассматривают птиц, отвечают на вопросы
|
Развивать грамматический строй речи, словарь,
закреплять умение об-разовывать имена прилагательные
|
Двигательно-речевая игра «Скажи одним словом/ объясни, что это означает?»
|
Дети образуют слова (имена прилагательные) и выделяют составляющие слова
|
Логопед бросает мяч и просит детей, поймав мяч, назвать слово-признак (образовать имя прилагательное) или, наоборот, назвать, от каких слов оно образовано.
(У аиста длинные ноги, значит он ка-кой?..длинноногий)
|
Дети стоят в кругу, ловят мяч, образуют слова-признаки (имена прилагательные) или выделяют составляющие этого слова
|
Закреплять умение уста-навливать причинно-следствен-ные связи в живой природе
|
Речевая игра «Продолжи предложение, найди причину»
|
Дети подбирают слова по смыслу, стараются отвечать полным предложением
|
Логопед просит детей договорить предложение, подобрав нужные по смыслу слова.
(Весной птицы строят гнезда, потому что… /собираются выводить птенцов/)
|
Дети сидят в кругу на ковре, подбирают по смыслу окончание предложений; дают полный ответ
|
Продолжать учить детей работать в парах; раз-вивать грам-матический строй речи, словарь; упражнять в образовании имен су-ществитель-ных, обозна-чающих птенцов, с помощью суффиксов -онок-, -ёнок-
|
Речевая игра «Назови птенцов»
|
Дети образуют имена сущест-вительные с помощью суффиксов -онок-, -ёнок-
|
Логопед предлагает детям разделиться по парам, выбрать картинку с птицей и сказать, как будет называться ее птенец? Много птенцов?
Грач – грачонок, грачата.
Кукушка – кукушонок, кукушата…
|
Дети подходят к столу парами, выбирают картинку, называют птицу и ее птенцов
|
Учить детей проводить аналогию между человеком и птицами;
развивать грамматический строй речи, словарь
|
Игра «А что у птиц?»
|
Дети проводят аналогию между человеком и птицей, стараются правильно отвечать на вопросы
|
Логопед предлагает детям сравнить человека и птицу, просит детей назвать, что у птиц:
У человека дети, а у птицы?.. (птенцы).
У человека руки, а у птицы?.. (крылья) … и т.д.
|
Дети сидят на ковре; по очереди называют части тела птицы, отвечают на вопросы логопеда, стараясь подобрать правильные слова
|
Развивать внимание, логическое мышление. Продолжать учить детей работать в подгруппах
|
Игра «Покорми птиц»
|
Дети определя-ют, чем можно покормить птиц и быстро перебирают содержимое тарелки. Поясняют свой выбор, дают полный ответ
|
Логопед предлагает детям разделиться на 2 команды и покормить птиц. Для этого детям необходимо рас-смотреть содер-жимое тарелки и приготовить корм для птиц -отобрать из тарелки все, что птицы могут склевать, чем их можно угостить. (в тарелке насыпаны семена, пуговицы, камни, бусины и т.д.)
|
Дети работают в подгруппах у сто-лов; перебирают камни, семена, пуговицы и т.д., выбирают нужное угощение, обосновывают свой выбор
|
Заключительный
|
Учить детей выражать
своё отно-шение к занятию. Создать хорошее настроение
|
Беседа
|
|
Логопед спраши-вает детей, что нового узнали на занятии, что понравилось, что вызвало затрудне-ния, дает оценку деятельности де-тей, подводит итог. В конце занятия предлагает детям выбрать птичку и посадить ее на дерево: цветную, веселую, если заня-тие понравилось и серую, грустную, если занятие не понравилось
|
Дети отвечают на вопросы, говорят, что понравилось, что вызвало затруднения. Выбирают птичку, сажают ее на дерево, пояс-няя свой выбор
|
|
|
|
|
|
|