Перспективное планирование по ознакомлению с родным краем.
автор Потехина Ирина Викторовна воспитатель МАДОУ №300 г. Красноярска
Красноярье — край родной! Где найдешь ещё такой? Ширь, простор, богатство недр, Лиственница здесь и кедр.
Здесь отец живёт и мать... Я хочу про край всё знать!
С чего начинается Родина? Для ребенка — со знакомства с тем местом, где он родился, с восхищения тем, что он видит перед собой, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Этот процесс продолжается в дошкольном возрасте при целенаправленном воздействии со стороны педагога. Ведь дошкольный возраст очень важный и, самое главное, благоприятный период в жизни ребенка для этой деятельности. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны знания о важных событиях истории, фактов географии, достижениях в культуре и искусстве, если они преподносятся в доступной форме и вызывают интерес.
Скачать конспект
Что же для ребёнка краеведение? Это изучение той части страны, того места, где он родился, где живут его родители, находится его дом и детский сад. Педагог инициирует дошкольников замечать вокруг то новое, что создается руками людей, ценить и беречь то, что их окружает. Воспитывая детей на событиях, связанных с историей города и родного края, мы формируем чувство гордости и любви к своей Малой Родине. Краеведение сегодня становится очень важным звеном в развитии дошкольника.
Цель разработки: Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему Красноярского края через планирование познавательной и практической деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей географическим положением Красноярского края на карте России;
- Дать знания о памятниках, архитектурных зданиях, природных заповедных местах Красноярского края;
- Познакомить детей с именами и деятельностью знаменитых людей Красноярска;
- Расширить представления о природных особенностях Красноярского края;
- Обучить основам работы с географической картой и картой города Красноярска;
Развивающие:
- Развивать устойчивость внимания, наблюдательность;
- Развивать зрительную, слуховую и моторную память;
- Развивать познавательную активность;
Воспитательные:
- Воспитывать нравственно-патриотические качества;
- Воспитывать бережное отношение к городу и природе.
С точки зрения ФГОС дошкольного образования, данная методическая разработка направлена также на поддержку инициативы, самостоятельности и ответственности детей в специфических для них видах деятельности; приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка.
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
месяц
|
Тема недели
|
Объем знаний по краеведению
|
Итоговое мероприятие
|
Сентябрь
|
Д/сад
|
5-6 Что изучает краеведение? Карта России как источник информации. Географическое положение края. Общие сведения(Енисей,Красноярское море,крупные города (Красноярск, Норильск, Ачинск, Канск),природные богатства: древесина, пушнина, рыба,грибы,ягоды,полезные ископаемые)
6-7 Карта Красноярского края. Флаг. Губернатор края. Общие сведения(Крупные реки: Енисей, Ангара, Кан, Мана,Туба;
оз. Таймыр; лечебные озера Учум, Тагарское; Полезные ископаемые: газ, уголь, золото, нефть, руды, алмазы, гранит, графит). Источники минеральной воды(Кожановская, Тагарская, Нанжуль)
|
5-6 Организация мини-центра по краеведению в группе. Создание альбома о Красноярском крае.
6-7 Выставка детско-взрослых рисунков «Мой край».
|
Дары осени
|
5-6 Природные дары(кедровый орех,папоротник, брусника,клюква,черника,черемша,грибы)
6-7 Дополнительно:
Выращивание гречихи и зерновых культур. Мед. Лекарственные травы и ягоды (шиповник, боярышник).
|
5-6 Создание плаката-коллажа «Дары нашего края».
6-7 Просмотр спектакля по краеведению.
|
месяц
|
Тема недели
|
Объем знаний по краеведению
|
Итоговое мероприятие
|
Октябрь
|
Лес
|
5-6 Путешествие по климатической карте края:
Природные зоны (горы, степь, тайга, тундра)
6-7 Дополнительно:
Тайга как богатство края(кедр, лиственница)
Природоохранные мероприятия.
|
5-6 Творческая мастерская (коллаж «Наш край».
6-7 Тематическое занятие.
|
Наш город
|
5-6 Красноярск как столица края. Краеведческий музей, Краевая больница, Краевой театр кукол и т.д
Основные достопримечательности(мосты, фонтаны, парки и зоопарк, цирк, театры)
6-7 Краткая история основания города. Геральдика. Экскурсия по карте-схеме города. Улицы, названные в честь знаменитых людей (Сурикова, Горького, Ломоносова, Дубенского)
Достопримечательности (памятники, музеи, архитектура) Знаменитые люди культуры и спорта( Суриков, Хворостовский, Астафьев, Поздеев, Ярыгин, Н.Чеховская(балет),Годенко, Устюгов,)
|
5-6 Целевая прогулка на Тематическую площадку МАДОУ «Мой Красноярск».
6-7 Экскурсия в Краеведческий музей или обзорная по городу.
|
месяц
|
Тема недели
|
Объем знаний по краеведению
|
Итоговое мероприятие
|
Ноябрь
|
Кто живёт в России
|
5-6 Многонациональность края. Различие во внешнем облике и зависимость от климатических условий. Русские как основное население края.
6-7 Основные народности и их места проживания. Особенности жилища,питания северян, русских и хакасов. Народные песни и творчество.
|
5-6 Обрядовый праздник
«Посиделки».
6-7 Составление альбома «Народы Красноярского края».
|
Животные Севера
|
5-6 Животный мир края(основное). Зависимость внешнего облика и образа жизни от климатических условий природных зон края.
6-7 Дополнительно:
Красная книга животных края.
|
5-6 Составление фотоальбома « Животный мир нашего края».
6-7 Квест «Животный мир нашего края»
или Экскурсия в зоопарк «Роев Ручей».
|
месяц
|
Тема недели
|
Объем знаний по краеведению
|
Итоговое мероприятие
|
Декабрь
|
Зима
|
5-6 Знакомство с творчеством художника В.И Сурикова. Рассматривание картины «Взятие снежного городка».
6-7 Основные факты биографии В.И. Сурикова. Картины.
|
5-6 Пополнение мини-центра портретом и репродукциями картин.
6-7 Экскурсия в дом-музей В. Сурикова .
|
Игры зимой
|
5-6 Народные игры народов Севера края.
6-7 Народные игры народов Красноярского края.
|
5-6 Физ. Досуг.
6-7 Спортивный праздник.
|
месяц
|
Тема недели
|
Объем знаний по краеведению
|
Итоговое мероприятие
|
Январь
|
Сказки
|
5-6 Сказки народов края.
6-7 Устное народное творчество народов края( сказы, загадки,пословицы и поговорки)
Знакомство с литературным наследием знаменитых писателей( Астафьев, Николай Оёгир (Эвенкия), Иван Пантелеев(рассказы для детей),Игнатий Рождественский(поэзия о природе),Роман Солнцев
|
5-6 Вечер развлечения.
6-7 Театрализация по произведениям.
|
Народные промыслы
|
5-6 Народно-прикладное искусство народов края(береста, резьба по дереву )
6-7 Дополнительно:
Резьба по кости, бисероплетение,сувениры из меха и т.п)
|
5-6 Тематическое занятие.
6-7 Творческая мастерская(Выставка поделок)
|
месяц
|
Тема недели
|
Объем знаний по краеведению
|
Итоговое мероприятие
|
Февраль
|
Предметы нас окружающие
|
5-6 Использование древесины в крае (Изготовление бумаги, картона,пиломатериала,дсп, двп, мебели)
|
5-6 Экскурсия в пожарную часть.
|
Безопасность
|
6-7 Противопожарная безопасность в крае. Работа МЧС по тушению лесных пожаров в крае.
|
8-7 Акция
«Спасем дерево от вырубки»
(сбор макулатуры)
|
месяц
|
Тема недели
|
Объем знаний по краеведению
|
Итоговое мероприятие
|
Март
|
Кутюрье
|
5-6 Русский национальный костюм. Музыкальные инструменты и игрушки.
6-7 Национальная одежда северных народов края .
|
5-6 Музыкальное развлечение.
6-7 Мастер-класс
«Украшение костюма».
|
Профессии
|
5-6 Профессии ,связанные с промышленностью и природой края (нефтяник, шахтер, егерь, металлург, машиностроитель,энергетик,речник)
6-7 Дополнительно:
Крупное производство: ГЭС,Норильский Никель,Русал, Красмаш (холодильники «Бирюса»), Красноярская судоверфь(речные суда),Кр.шинный завод, Назаровский завод с/х машин, Крастяжмаш (мостовые краны), ЦБК и ДОК(двп, дсп, пиломатериал),Завод Цветных металлов, Краскон, Бирюсинка.
|
5-6 Создание альбома «Что дает наш край стране?»
6-7 Проект «Профессии наших родителей».
Экскурсия на производство.
|
месяц
|
Тема недели
|
Объем знаний по краеведению
|
Итоговое мероприятие
|
Апрель
|
Планета Земля
|
5-6 Заповедники края (На примере Большого Арктического и заповедника Столбы)
6-7 Дополнительно:
7 заповедников края (кратко)
Природоохранные службы края .
|
5-6 Создание макета части одного из заповедников .
6-7 Экскурсия в заповедник «Столбы».
|
Водные обитатели
|
5-6 Рыбы водоемов края (Щука, окунь, осётр, хариус, горбуша, стерлядь, сиг, форель)
6-7 Дополнительно: Красная книга рыб края.
|
5-6 Творческая мастерская(создание книги «Рыбы нашего края».
6-7 Создание плаката «Защитим рыб!»
|
май
|
9 мая
|
5-6 Мемориал Победы как музей ВОВ. Основные памятники, посвященные ВОВ.
6-7 Воины-сибиряки в годы ВОВ
|
5-6 Бессмертный полк в мини-музее группы.
6-7 Экскурсия на
|
Работа по краеведению обогащает детей знаниями о родном крае, способствует воспитанию любви к нему и формирует патриотические качества характера.
ЛИТЕРАТУРА:
- Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группа / Н. В. Алешина. — Москва: ООО»Элизе Трейдинг», 2002
- Матова В. Н. Краеведение в детском саду. ФГОС /В. Н. Матова. — Москва: Детство-Пресс, 2015
- Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Д.в. №12, 2001 г.
- Крутовская Е.А. Были и сказки Заповедного леса: Рассказы, стихи, сказки. – Красноярск: «Тренд», 2009
- Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003.
- И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003.
- Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001.
- Памятники истории и культуры Красноярского края. В четырёх выпусках. – Красноярск, 1989.
- Статейнов А. Флора и фауна Сибири в 3-х томах. Красноярск: Издательство «Буква», 2008.
- Николаев, Р. Фольклор народов Сибири. Красноярск, 1993.
- Кириллов, М.В. Природа Красноярска и его окрестностей, Красноярское книжное издательство, 1999г.
|